Требования к представлению докладов

 

Тексты докладов должны быть представлены участниками «круглого стола» его руководителю (преподавателю) в печатной и электронной формах не менее чем за три дня до фактического проведения «круглого стола».

Список литературы для самостоятельной подготовки к выступлению

 с научным докладом на «круглом столе»

Литература по методике проведения «круглого стола» и организации научных дискуссий

1. О методике подготовки и проведения собраний, дискуссий, конференций, круглых столов: Сборник материалов городского семинара в рамках реализации общегородской целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске на 2006-2010 годы» /Под ред. А.В. Голева, Т.Н. Кишкиной, Б.Р. Мухамедшина, Н.С. Киселёвой, О.А. Вороновой, О.Н. Башковой. – Омск: Администрация города Омска. Департамент информационной политики и общественных отношений, 2007.

2. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997. – 512 с.

3. Активные методы обучения: групповые, индивидуальные. Курс лекций /www.intervuz.ru/lectures/methods_of_active_social_psychology

 

Литература по методологии организации и проведения научного исследования

4. Андреев М.А. Пути повышения эффективности научного труда. – М.: Наука, 1990.

5. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 400 с.

6. Методологические основы научного познания: Учебное пособие для студентов вузов /Под ред. П.В. Попова. – М.: Высшая школа, 1972. 

7. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: Синтег, 2007.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.

 

 

Литература по проблемам исследования систем качества

 

10. Брагин В.В. К выбору методики совершенствования деятельности организации //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – с. 66-68.

11. Версак В.Г., Сиськов В.И., Дубицкий Л.Г. и др. Интеграция производства и управления качеством продукции. – М, 1995.

12. Воробьев В.П. Путь к социально-экономическому совершенству (часть 1) //Стандарты и качество. – 2007. - № 10. – с. 78-81.

13. Воробьев В.П. Путь к социально-экономическому совершенству (часть 2) //Стандарты и качество. – 2007. - № 11. – с. 60-63.

14. Горбунов А.В. Система менеджмента качества – это инструмент, а не волшебная палочка //Менеджмент сегодня. – 2009. – № 1. – с. 28-37.

15. Горина Е. А. Формирование системы менеджмента качества на предприятиях: региональный аспект //Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 33. – с. 62-66.

16. Джордж С., Ваймерских А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM) – СПб.: Виктория плюс, 2002. – 256 с.

17. Джуран Дж. М. Всё о качестве: зарубежный опыт. Вып. 2 Высший уровень руководства и качество. – М., 1993.

18. Змиевский В.И., Колеватов В.В., Богородицкий В.Н. Анализ функционирования системы менеджмента качества при ресертификации //Стандарты и качество, 2009 – №9 – с. 90-94.

19. Исикава К. Японские методы управления качеством. – М., 1998.

20. Конев К.А. Будущее менеджмента качества в свете мирового кризиса //Стандарты и качество, 2009 – №5 – с. 64-67.

21. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 2000. – 256 с.

22. Луис Р. Система канбан. Практические советы по разработке в условиях вашей компании /Пер. с англ. Е.В. Журиной. Под. Науч. ред. Э.А. Башкардина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 216 с.

23. Михайлова М.Р. Инструменты совершенствования менеджмента качества //Стандарты и качество, 2009 – №7 – с. 82-85.

24. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с.  

25. Николаева Э.К. Кружки качества на японских предприятиях. – М.,1990.

26. Окрепилов В.В. Перспективы создания многоуровневой системы управления качеством //Стандарты и качество, 2009 – №1 – с. 58-65.

27.  Разумов-Раздолов К.Л. От качества продукции к качеству управления //Стандарты и качество, 2009 – №3 – с. 84-87.

28. Разумов-Раздолов К.Л., Крепп А. СМК в России и за рубежом //Стандарты и качество, 2009 – №8 – с. 76-81.

29. Степанов А.В. Оценка результативности СМК: методический аспект //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – 70-78.

30. Терновская Н. России – новое качество //Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – с. 20-22.

31. Усачев Б.П., Сергеева Т.Н.  От признания идеологии международного стандарта качества к достижению экономической эффективности процессов системы менеджмента качества продукции в ОАО "Гипровостокнефть //Нефтяное хозяйство. – 2006. – № 7. – с. 10-14.

32. Харингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях. – М., 1990.

33. Хироси Т. Годится ли японский опыт для России и Восточной Европы? //Деловая жизнь – 1993 – № 9.

34. Шадрин А.Д. О путях повышения эффективности менеджмента качества //Стандарты и качество, 2009 – №10 – с. 60-63.

35. Японская экономическая модель: возможности применения в возрождающейся России //Вопросы экономики – 1992 – № 9.

36. Российский рынок систем управления качеством и сопутствующих услуг: Опыт внедрения /Информационный сайт «Строительный мир» // www.stroi.ru/tsch/d963dr26586m428.html

Текущий и итоговый контроль результатов изучения

Дисциплины

 

Текущий контроль осуществляется в форме проведения семинарских и практических занятий в 4-5 семестрах, а также в форме выступления с научным докладом и участия в дискуссии в рамках «круглого стола» в 5-м семестре.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена в 5-м семестре.

 

 

Вопросы к экзамену

 

1. Понятие качества. Показатели качества: десять групп. Количественная оценка качества. Единичные, комплексные, интегральные показатели качества.

2. Основные этапы эволюции представлений о качестве: контроль качества; обеспечение качества; стоимость качества; управление качеством. Принципы управления качеством.

3. Эволюция подходов к управлению качеством в США.

4. Эволюция подходов к управлению качеством в Азии (на примере Японии).

5. Эволюция подходов к управлению качеством в Европе (на примере Германии).

6. Цикл управления качеством: основные этапы. Петля качества (Модель Ситтега).

7. Цикл Э. Дэминга как основа системы Всеобщего управления качеством – TQM.

8. Кружки качества на японских предприятиях. Система Канбан.

9. Зарождение элементов управления качеством продукции в дореволюционной России. Управление качеством продукции во времена правления Ивана Грозного и Петра I. Трудности стандартизации и контроля качества продукции.

10. Управление качеством в СССР. Декрет «О введении международной метрической системы мер и весов». Саратовская система управления качеством БИП. Горьковская система управления качеством КАНАРСПИ. Ярославская система – НОРМ. Львовская система – КСУКП.

11. Стандартизация в России. ФЗ «О стандартизации». Система стандартов в России: ГОСТ Р; ОКТЭИ; ОСТ; СТП; СТО. Технические условия (ТУ), своды правил и регламенты.

12. Сертификация в России. ФЗ «О сертификации». Порядок сертификации.

13. История возникновения стандартов серии ИСО 9000 и их назначение. Порядок разработки и утверждения стандартов. Применение стандартов ИСО в России. Создание систем качества на основе стандартов ИСО 9000.

14. Стандарты серии ИСО 14000. История разработки. Назначение стандартов ИСО 14000. Построение системы экологического менеджмента (СЭМ) на предприятии. Проблемы и перспективы внедрения стандартов ИСО 14000 в России и в мире.

15. Сущность системы Всеобщего управления качеством. История возникновения. Принципы TQM. Пять «смертельных болезней», которые должны быть устранены для успешной реализации системы TQM. Отрицание авторитарного стиля управления.

16. Цели и задачи реформы технического регулирования в России. Сроки реформы и порядок проведения. Актуальность и значение проводимой реформы. Основные положения Закона РФ «О техническом регулировании».

17. Понятия «технический регламент» и «техническое регулирование». Назначение технических регламентов, порядок разработки и утверждения.

18. Национальные стандарты. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

19. Процедуры подтверждения соответствия на добровольной и обязательной основе. Декларирование соответствия.

20. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в системе органов исполнительной власти Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование деятельности агентства и его полномочия. Территориальные органы.

21. Управление качеством на основе метрологического контроля. Виды и методы измерений. Международная система единиц физических величин. Средства измерений. Погрешности измерений. Эталон единицы физической величины. Правовые основы метрологической деятельности.

22. Управление качеством на основе лицензирования. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензируемые виды деятельности. Порядок получения лицензии. Контроль за соблюдением лицензиатом установленных требований использования лицензии. Санкции за нарушение требований.

23. Теоретико-методологические основы квалиметрии. Инструментальные методы измерения качества: ручные, механизированные, автоматизированные. Экспертные методы.

24. Причинно-следственные диаграммы Иссикавы и их использование при определении качества продукции.

25. Аналитический метод определения весовых показателей качества продукции.

26. Социологический метод проведения экспертизы качества продукции.

27. Диаграммы Парето и их использование при определении качества продукции.

28. Статистическое регулирование процессов производства и управления качеством продукции: контрольные карты; сплошной и выборочный контроль.

29. Управление затратами на качество. Виды затрат на качество. Этапы формирования затрат. Методы анализа затрат на качество продукции. Функционально-стоимостной анализ (ФАС). Эффективность затрат.

30. Взаимосвязь эффективной организации процесса производства и качества выпускаемой продукции. Влияние труда и капитала на качество продукции предприятия. Показатели качества труда. Оценка качества проектов. Оценка качества используемой технологии.

31. Особенности системы качества на предприятии природопользования. Формирование системы качества. Нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение качества.

32. Защита прав потребителей в Российской Федерации. Закон РФ «О защите прав потребителей». Основные права потребителей. Информация, предоставляемая потребителю о товаре, изготовителе, продавце. Последствия продажи товара ненадлежащего качества. Права и обязанности продавца. Ответственность продавца.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: