Олимпиада «психология в экономике и экологии»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЯМ

ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ

«ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИИ»

Уважаемые коллеги!

Совместно с Министерствами образования Республики Бурятия и Иркутской области кафедра социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права проводит олимпиаду для старшеклассников «Психология в экономике и экологии».

Целью олимпиады является привлечение внимания школьников к знаниям по психологии и их применению в практических областях, прежде всего в разных сферах экономической деятельности, в управлении, маркетинге, в экологическом туризме, природоохранной деятельности. В 2010 году акцент олимпиады в практическом плане планируется сделать на инновационных потенциалах личности как конкурентном преимуществе в разных сферах жизнедеятельности.

     Поскольку в образовательный учреждениях Иркутской области учебные спец. курсы типа «Психология в экономике и управлении» (аналоги: «Человек в экономике», «Психология управления», «Экологическая психология» и т.д.) внедрены не во всех школах, подготовленные задания рассчитаны не столько на конкретное содержание данных разделов, сколько:

- на понимание      психологических  аспектов  тем,  которые рассматриваются в ходе изучения общеобразовательных предметов (экономическая география, история, литература, биология, байкаловедение и т. д.);

- на знания, которые    во многих образовательных учреждениях преподносятся через преподавание курса «Психология»;

-  на умения учащихся видеть значение и влияние «человеческого фактора» в тех экономических и экологических реалиях (потребительское поведение, распределение семейного бюджета, торговля, реклама, маркетинг, защита природы в Байкальском регионе и т.д.), с которыми ему постоянно приходится встречаться в повседневной жизни, включая экономическую социализацию в семье.

-    на способность обобщать и понимать те экономические и экологические знания, советы, рекомендации, которые постоянно подаются в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), а так же распространяются на многочисленных сайтах Интернета. на креативность и творчество в мышлении, на способность принимать решения в нестандартных ситуациях;

-  на личную заинтересованность старшеклассников, которые стремятся примерить на себя «экономическое платье» прежде всего в вопросах выбора профессии, овладения навыками предпринимательской деятельности, в связи со стремлением самим заработать «на карманные

расходы», умениями рационально использовать полученные средства и т.п.

Опыт проведения кафедрой социальной и экономической психологии (СЭП) Байкальского Государственного университета Экономики и права (БГУЭП) совместно с Министерством образования Иркутской области первоначально конкурсов по проблеме «Человек в экономике» (2003, 2004, 2005 гг.), а затем муниципального и областного этапов олимпиады «Психология в экономике и управлении» (2006, 2007, 2008, 2009 гг.) показал, что старшеклассники школ не только проявляют заинтересованность к различным аспектам психологических наук, но и демонстрируют по ним неплохие знания.

Направления психологии управления и экономической психологии, по которым систематизируется тестовые задания муниципального и областного этапов олимпиад, включены в программу курсов для учителей по программе «Экономическая социализация», которые проводятся кафедрой СЭП в БГУЭП, они опубликованы с некоторыми разъяснениями в сборнике «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (Иркутск: издательство БГУЭП, 2006. С. 102-109). Пример тестовых заданий олимпиады представлен в книге «Областная олимпиада 2006. Часть 1» / под ред. к.п.н., доц. ИГПУ А.К.Костина и на сайтах www.psy.isea.ru b www.38edu.ru

Учитывая остроту вопросов межнационального взаимодействия в экономике (развитие этнических групп Байкальского региона, проблемы мигрантов, роста транснациональных корпораций, международная торговля и т.п.), особенно в условиях экономического кризиса существенное внимание будет уделено пониманию школьниками психологических характеристик традиций, этнических норм других народов, проявляющихся в экономической сфере и, особенно, в деловых и межличностных контактах. Кроме того, создание в Байкальском регионе особых экономических зон туристско-рекреационного типа диктует необходимость повышения компетентности в области туристической и экологической деятельности, формирование соответствующего экологического сознания у подрастающего поколения, что предопределило дополнения олимпиадных заданий новым направлением: «этнопсихологические аспекты экологии и туризма».

Кроме того, в этом году, учитывая огромную роль подрастающего поколения в разработке и внедрении инновационных процессов в развитии будущего Сибири, их креативность и готовность ко всему новому и творческому большое внимание в заданиях и вопросах олимпиады будет уделено психологическим аспектам инноваций.

В целом, задания могут распределяться по следующим разделам:

-   Основы психологии: прежде всего вопросы, касающиеся психических процессов, психических свойств личности.

-   Экономика, экология                 и психология: основные направления.взаимодействия.

 -   Личность в экономике: экономические роли, потенциалы деловой и инновационной активности,  

      мотивы, самооценка в их управленческом и экономическом значениях.

 -   Человек в организации: организация и коллектив, формальные и неформальные отношения.

-   Психология руководства и лидерства в экономических структурах.

 -   Психологические аспекты предпринимательства: психологический портрет предпринимателя, его  

      роли, барьеры для предпринимательств, риски и их значение в деловой сфере.

 -   Психология поведения потребителя: группа и потребительское поведение человека, маркетинг,    

      брэнд товара и фирмы.

 -    Психология собственности и денег: виды собственности, типология собственников, «денежные»  

     типы личности.

 -   Психология делового взаимодействия: этика делового общения, коммуникативные барьеры,  

      сотрудничество и конфликты с клиентами и партнерами.

 -  Человек в мире профессий: психологическое обеспечение профессионального самоопределения,  

     типы профессий, требования к ним.

 -   Этнопсихологические аспекты мировой экономики: национальные особенности экономического  

     поведения и делового общения, межкультурная компетентность и ее слагаемые, стереотипы и  

     предрассудки о представителях других народов.

-   Этнопсихологические ресурсы экологии и туризма.

-   Инновационная деятельность как конкурентное преимущество.
В задания муниципального этапа будет входить следующее.

1) теоретический тест (до 88 баллов). Основные вопросы теста аналогичны вопросам первого тура, но в некоторой степени усложнены.

2) творческое задание (до 12 баллов).

Итоги по первому туру подводятся на местах. Материалы творческих заданий всех участвующих в олимпиаде учащихся отправляются в Иркутск.

Литература в помощь учителю:

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. -М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.

2. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию. - Иркутск: БГУЭП, 2007. - 407 с.

3. Карнышев А.Д., Винокуров М.А., Трофимова Е.Л. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.

4. Карнышев А.Д., Иванова Е.А., Костин А.К. Вопросы межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности: материалы социально-психологических исследований в образовательных учреждениях Иркутской области.-Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.

5. Дейнека О.С. Экономическая психология: социально политические проблемы. - СПб: СПбГУ, 1999. - 240 с.

6.      Журавлёв А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. - М.: ИП. РАН, 2003. - 436 с.

7.       Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. - М: Гардарики,1999.-584с.

8.       Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д. Человек и собственность. - Иркутск: БГУЭП, 2006.-314 с.

9.       Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. - Иркутск: ИГУ, 1998. - 174 с.

10.       Костин А.К. Инновационная деятельность // Педагогическое образование и наука. - 2003 г.- № 3.

11.       Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2002. - 320с.

12.  Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: изд-во «Речь», 2000. Областная олимпиада 2006. Часть 1 / под ред. к.п.н., доц. ИГПУ А.К.Костина Иркутск, 2006 - 290 с.

14. Планета Земля: будущее. - СПб.: Амфора, 2008. - 319 с.
15. Проблемы экономической психологии / под. ред. А.Л. Журавлева, А.Б.

Купрейченко. - М.: ИП РАН, 2004. 503 с.

16.      Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото. -СПб.: Питер, 2003.-718с.

17.      Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М., 2002. 18.Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. - СПб., СПбГУ,

1999.-224с.

19.       Социальная компетентность. Учебное пособие для 10-11 классов - М- СПб., 2008.-351с.

20.       Спасенников В.В. Экономическая психология. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2003. -448с.

21. Спивак В.А. Корпоративная культура: Теория и практика. - СПб: Питер, 2001.-352с.

22.       Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект- Пресс, 2004. - 368с.

23.       Стратегии жизни в современных условиях: Учебное пособие для 10-11 классов средней школы/ под ред. И.П. Михайлова. - СПб.: «Союз», 2004. -527с.

24.       Трофимова Е.Л., Карнышев А.Д. Методы исследования и оптимизации межэтнического взаимодействия. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 224 с.

25. Шмелева И.А. Психология экологического сознания. - СПб.: СПБГУ, 2006. -

204 с. 26. Этнопсихологические ресурсы экологии и туризма: учеб. пособие./Карнышев А.Д., Одинец С.А., Черемухина К.С., Васильева Н.С., Панова ОА. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 195 с.

 

 

Тур 1. Творческое задание

(До школьников доводится следующее задание)

Уважаемые учащиеся!

 Вам нужно продумать и представить в виде рисунка экологи­ческую рекламу в Байкальском регионе на упаковке какого-либо повседневного товара (например, на пакетах с молочной продукцией, на обертках и коробках конфет, на паке­тах, в которые запечатывают хлебную продукцию и др.).

При оценке ваших работ будут учитываться следующие критерии:

1. связь с продуктом (ассоциативная, не обязательно прямая) и охраной природы;

2. оригинальность рекламного проекта;

3. использование дополнительных средств при формулировании рекламных лозунгов и слоганов (рифмы, стихи, пословицы и поговорки и т. п.);

4. красочность и цветовое оформление.
Рекомендации по работе жюри

1. В состав жюри целесообразно подобрать не только учителей и психологов, но и специалистов по продажам, сотрудников рекламных агентств, менеджеров, эколо­гов. Это позволит не только повысить «профессионализм» жюри, но и поднять его статус перед старшеклассниками. Состав жюри - 3-5 человек.

2. Каждый из членов жюри по предложенным критериям оценки конкурса может максимально использовать 12 баллов. При этом устанавливается 3-х балльная оценка по каждому критерию: (3- высокий уровень реализации критерия; 2- сред­ний; 1- низкий). Каждый член жюри должен оценить работу по всем четырем кри­териям.

Важным является то, что объективная оценка по критериям позволит увидеть силь­ные стороны претендентов (более высокая цифра по одному критерию от всех членов жюри у какого-то участника, будет отражать его соответствующие склонности).

3. Все работы, включая работу победителей данного муниципального тура, предос­тавляются на второй этап олимпиады в марте 2010 года. При возникновении каких-либо спорных вопросов или при трудностях установления рейтинга победителей в аналогичном задании областной олимпиады, возможно возвращение членов обла­
стного жюри к материалам муниципального этапа.

Справки и вопросы по телефону: 8 (395-2) 25-58-91 и электронной почте psychologv@isea.ru.

Организаторы: Карнышев Александр Дмитриевич, Трофимова Елена Леонидовна, Черемухина Кристина Сергеевна.

 





ОЛИМПИАДА «ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИИ»

Тур 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

1. Американский партнер, широко улыбаясь, демонстрирует свое дружелюбие. Отразится ли
это на результатах переговоров?

A) проявление американцами дружелюбия безусловно повлияет на результат переговоров;

Б) результаты переговоров будут зависеть только от того, насколько выгодно для них обсуждаемое предложение;

B) результаты переговоров будут зависеть только от того, насколько доброжелательны взаимоотношения;
Г) результаты переговоров будут зависеть только от предыдущего опыта взаимоотношений с партнером.

2. Какой цвет наиболее часто встречается в рекламе туризма:

А) красный;                                   Б) желтый;                                      В) голубой.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: