МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЯМ
ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
«ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИИ»
Уважаемые коллеги!
Совместно с Министерствами образования Республики Бурятия и Иркутской области кафедра социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права проводит олимпиаду для старшеклассников «Психология в экономике и экологии».
Целью олимпиады является привлечение внимания школьников к знаниям по психологии и их применению в практических областях, прежде всего в разных сферах экономической деятельности, в управлении, маркетинге, в экологическом туризме, природоохранной деятельности. В 2010 году акцент олимпиады в практическом плане планируется сделать на инновационных потенциалах личности как конкурентном преимуществе в разных сферах жизнедеятельности.
Поскольку в образовательный учреждениях Иркутской области учебные спец. курсы типа «Психология в экономике и управлении» (аналоги: «Человек в экономике», «Психология управления», «Экологическая психология» и т.д.) внедрены не во всех школах, подготовленные задания рассчитаны не столько на конкретное содержание данных разделов, сколько:
|
|
- на понимание психологических аспектов тем, которые рассматриваются в ходе изучения общеобразовательных предметов (экономическая география, история, литература, биология, байкаловедение и т. д.);
- на знания, которые во многих образовательных учреждениях преподносятся через преподавание курса «Психология»;
- на умения учащихся видеть значение и влияние «человеческого фактора» в тех экономических и экологических реалиях (потребительское поведение, распределение семейного бюджета, торговля, реклама, маркетинг, защита природы в Байкальском регионе и т.д.), с которыми ему постоянно приходится встречаться в повседневной жизни, включая экономическую социализацию в семье.
- на способность обобщать и понимать те экономические и экологические знания, советы, рекомендации, которые постоянно подаются в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), а так же распространяются на многочисленных сайтах Интернета. "к на креативность и творчество в мышлении, на способность принимать решения в нестандартных ситуациях;
- на личную заинтересованность старшеклассников, которые стремятся примерить на себя «экономическое платье» прежде всего в вопросах выбора профессии, овладения навыками предпринимательской деятельности, в связи со стремлением самим заработать «на карманные
расходы», умениями рационально использовать полученные средства и т.п.
|
|
Опыт проведения кафедрой социальной и экономической психологии (СЭП) Байкальского Государственного университета Экономики и права (БГУЭП) совместно с Министерством образования Иркутской области первоначально конкурсов по проблеме «Человек в экономике» (2003, 2004, 2005 гг.), а затем муниципального и областного этапов олимпиады «Психология в экономике и управлении» (2006, 2007, 2008, 2009 гг.) показал, что старшеклассники школ не только проявляют заинтересованность к различным аспектам психологических наук, но и демонстрируют по ним неплохие знания.
Направления психологии управления и экономической психологии, по которым систематизируется тестовые задания муниципального и областного этапов олимпиад, включены в программу курсов для учителей по программе «Экономическая социализация», которые проводятся кафедрой СЭП в БГУЭП, они опубликованы с некоторыми разъяснениями в сборнике «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (Иркутск: издательство БГУЭП, 2006. С. 102-109). Пример тестовых заданий олимпиады представлен в книге «Областная олимпиада 2006. Часть 1» / под ред. к.п.н., доц. ИГПУ А.К.Костина и на сайтах www.psy.isea.ru b www.38edu.ru
Учитывая остроту вопросов межнационального взаимодействия в экономике (развитие этнических групп Байкальского региона, проблемы мигрантов, роста транснациональных корпораций, международная торговля и т.п.), особенно в условиях экономического кризиса существенное внимание будет уделено пониманию школьниками психологических характеристик традиций, этнических норм других народов, проявляющихся в экономической сфере и, особенно, в деловых и межличностных контактах. Кроме того, создание в Байкальском регионе особых экономических зон туристско-рекреационного типа диктует необходимость повышения компетентности в области туристической и экологической деятельности, формирование соответствующего экологического сознания у подрастающего поколения, что предопределило дополнения олимпиадных заданий новым направлением: «этнопсихологические аспекты экологии и туризма».
Кроме того, в этом году, учитывая огромную роль подрастающего поколения в разработке и внедрении инновационных процессов в развитии будущего Сибири, их креативность и готовность ко всему новому и творческому большое внимание в заданиях и вопросах олимпиады будет уделено психологическим аспектам инноваций.
В целом, задания могут распределяться по следующим разделам:
- Основы психологии: прежде всего вопросы, касающиеся психических процессов, психических свойств личности.
- Экономика, экология и психология: основные направления.взаимодействия.
- Личность в экономике: экономические роли, потенциалы деловой и инновационной активности,
мотивы, самооценка в их управленческом и экономическом значениях.
- Человек в организации: организация и коллектив, формальные и неформальные отношения.
- Психология руководства и лидерства в экономических структурах.
- Психологические аспекты предпринимательства: психологический портрет предпринимателя, его
роли, барьеры для предпринимательств, риски и их значение в деловой сфере.
- Психология поведения потребителя: группа и потребительское поведение человека, маркетинг,
брэнд товара и фирмы.
- Психология собственности и денег: виды собственности, типология собственников, «денежные»
типы личности.
- Психология делового взаимодействия: этика делового общения, коммуникативные барьеры,
сотрудничество и конфликты с клиентами и партнерами.
- Человек в мире профессий: психологическое обеспечение профессионального самоопределения,
|
|
типы профессий, требования к ним.
- Этнопсихологические аспекты мировой экономики: национальные особенности экономического
поведения и делового общения, межкультурная компетентность и ее слагаемые, стереотипы и
предрассудки о представителях других народов.
- Этнопсихологические ресурсы экологии и туризма.
- Инновационная деятельность как конкурентное преимущество.
В задания муниципального этапа будет входить следующее.
1) теоретический тест (до 88 баллов). Основные вопросы теста аналогичны вопросам первого тура, но в некоторой степени усложнены.
2) творческое задание (до 12 баллов).
Итоги по первому туру подводятся на местах. Материалы творческих заданий всех участвующих в олимпиаде учащихся отправляются в Иркутск.
Литература в помощь учителю:
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. -М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.
2. Винокуров М.А., Карнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию. - Иркутск: БГУЭП, 2007. - 407 с.
3. Карнышев А.Д., Винокуров М.А., Трофимова Е.Л. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
4. Карнышев А.Д., Иванова Е.А., Костин А.К. Вопросы межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности: материалы социально-психологических исследований в образовательных учреждениях Иркутской области.-Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.
5. Дейнека О.С. Экономическая психология: социально политические проблемы. - СПб: СПбГУ, 1999. - 240 с.
6. Журавлёв А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. - М.: ИП. РАН, 2003. - 436 с.
7. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. - М: Гардарики,1999.-584с.
8. Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д. Человек и собственность. - Иркутск: БГУЭП, 2006.-314 с.
9. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. - Иркутск: ИГУ, 1998. - 174 с.
10. Костин А.К. Инновационная деятельность // Педагогическое образование и наука. - 2003 г.- № 3.
11. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2002. - 320с.
12. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: изд-во «Речь», 2000. Областная олимпиада 2006. Часть 1 / под ред. к.п.н., доц. ИГПУ А.К.Костина Иркутск, 2006 - 290 с.
|
|
14. Планета Земля: будущее. - СПб.: Амфора, 2008. - 319 с.
15. Проблемы экономической психологии / под. ред. А.Л. Журавлева, А.Б.
Купрейченко. - М.: ИП РАН, 2004. 503 с.
16. Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото. -СПб.: Питер, 2003.-718с.
17. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М., 2002. 18.Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. - СПб., СПбГУ,
1999.-224с.
19. Социальная компетентность. Учебное пособие для 10-11 классов - М- СПб., 2008.-351с.
20. Спасенников В.В. Экономическая психология. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2003. -448с.
21. Спивак В.А. Корпоративная культура: Теория и практика. - СПб: Питер, 2001.-352с.
22. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект- Пресс, 2004. - 368с.
23. Стратегии жизни в современных условиях: Учебное пособие для 10-11 классов средней школы/ под ред. И.П. Михайлова. - СПб.: «Союз», 2004. -527с.
24. Трофимова Е.Л., Карнышев А.Д. Методы исследования и оптимизации межэтнического взаимодействия. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 224 с.
25. Шмелева И.А. Психология экологического сознания. - СПб.: СПБГУ, 2006. -
204 с. 26. Этнопсихологические ресурсы экологии и туризма: учеб. пособие./Карнышев А.Д., Одинец С.А., Черемухина К.С., Васильева Н.С., Панова ОА. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 195 с.
Тур 1. Творческое задание
(До школьников доводится следующее задание)
Уважаемые учащиеся!
Вам нужно продумать и представить в виде рисунка экологическую рекламу в Байкальском регионе на упаковке какого-либо повседневного товара (например, на пакетах с молочной продукцией, на обертках и коробках конфет, на пакетах, в которые запечатывают хлебную продукцию и др.).
При оценке ваших работ будут учитываться следующие критерии:
1. связь с продуктом (ассоциативная, не обязательно прямая) и охраной природы;
2. оригинальность рекламного проекта;
3. использование дополнительных средств при формулировании рекламных лозунгов и слоганов (рифмы, стихи, пословицы и поговорки и т. п.);
4. красочность и цветовое оформление.
Рекомендации по работе жюри
1. В состав жюри целесообразно подобрать не только учителей и психологов, но и специалистов по продажам, сотрудников рекламных агентств, менеджеров, экологов. Это позволит не только повысить «профессионализм» жюри, но и поднять его статус перед старшеклассниками. Состав жюри - 3-5 человек.
2. Каждый из членов жюри по предложенным критериям оценки конкурса может максимально использовать 12 баллов. При этом устанавливается 3-х балльная оценка по каждому критерию: (3- высокий уровень реализации критерия; 2- средний; 1- низкий). Каждый член жюри должен оценить работу по всем четырем критериям.
Важным является то, что объективная оценка по критериям позволит увидеть сильные стороны претендентов (более высокая цифра по одному критерию от всех членов жюри у какого-то участника, будет отражать его соответствующие склонности).
3. Все работы, включая работу победителей данного муниципального тура, предоставляются на второй этап олимпиады в марте 2010 года. При возникновении каких-либо спорных вопросов или при трудностях установления рейтинга победителей в аналогичном задании областной олимпиады, возможно возвращение членов обла
стного жюри к материалам муниципального этапа.
Справки и вопросы по телефону: 8 (395-2) 25-58-91 и электронной почте psychologv@isea.ru.
Организаторы: Карнышев Александр Дмитриевич, Трофимова Елена Леонидовна, Черемухина Кристина Сергеевна.
ОЛИМПИАДА «ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИИ»
Тур 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТЕСТ
1. Американский партнер, широко улыбаясь, демонстрирует свое дружелюбие. Отразится ли
это на результатах переговоров?
A) проявление американцами дружелюбия безусловно повлияет на результат переговоров;
Б) результаты переговоров будут зависеть только от того, насколько выгодно для них обсуждаемое предложение;
B) результаты переговоров будут зависеть только от того, насколько доброжелательны взаимоотношения;
Г) результаты переговоров будут зависеть только от предыдущего опыта взаимоотношений с партнером.
2. Какой цвет наиболее часто встречается в рекламе туризма:
А) красный; Б) желтый; В) голубой.