Чаще всего недостатки в ответах встречаются при освещении следующих вопросов:
- Опричнина (не определяют: сущность опричнины, характерные черты, этапы опричнины, не называют главных деятелей опричного приказа, поход на Новгород в 1570 г.).
- Внутренняя политика Николая I (не знают крупнейшие события царствования, противоречия в политике).
- Экономическое развитие России в пореформенные годы (слабо знают фактический материал, сущность промышленного переворота).
- Рабочее движение 1870-1880-х гг. (не знают фактический материал: стачки, рабочие организации).
- Марксистские организации и партии в России в к. XIX - нач. XX в. (марксистские кружки, их лидеры, программные документы).
- Участие России в Первой мировой войне (военные кампании и сражения).
- Февральская революция 1917 г. (сущность двоевластия, фактический материал).
- Создание советского государства (этапы формирования советской государственности, первые мероприятия советской власти).
- Причины и начало Гражданской войны и интервенции (различия в понятиях «гражданская война» и «интервенция», причины их, значение разгона Учредительного собрания, исторические деятели, доказательное обоснование итогов и уроков гражданской войны).
- Коллективизация сельского хозяйства в СССР (понятие «коллективизация», формы производственной кооперации, этапы коллективизации, итоги коллективизации).
- Международное положение и внешняя политика СССР в 1930-е гг. (фактический материал: новейшая история зарубежных стран).
- История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (характеристика военно-стратегических планов советского руководства на начальном этапе войны. Основные военные операции и сражения 1941 г., причины поражения Красной Армии к лету 1942г., фактический материал о перестройке экономики страны на военные рельсы и деятельности тыла, партизанское движение - руководители, координирующий орган, сущность операции «рельсовая война»; операции 1944-45гг.)
- Перестройка (1985–1991 гг. ( причины социально-политического и экономического кризиса СССР в конце 1980-х гг.; общественные предпосылки перемен; августовские события 1991 г.; распад СССР).
- Россия в 90-е гг. (Россия – суверенное государство; формирование нового политического режима, проблемы развития).
- Вопросы по истории культуры всех периодов.
При подготовке следует обратить внимание на период 2000–2007 гг. (Почему был выбран новый стратегический курс развития России в XXI в.? В чём заключаются особенности этого курса? Как понимается суверенитет России? Какова стратегия качественного обновления России? Каковы место и роль России в современном мире?).
Необходимым условием успешной подготовки к экзамену является знание исторической географии. Есть вопросы, где без карты не обойтись, - экономическое развитие страны в разные исторические периоды, территориальные изменения, торговля, социальные движения, войны. На экзамене карта поможет подготовленному абитуриенту, она содержит информацию по вопросам, которые зачастую ускользают из памяти. Готовясь
к вступительному экзамену, используйте приложенные к учебникам по истории России исторические карты и специальные атласы.
Структура экзаменационного билета
Все экзаменационные вопросы можно условно разделить на три группы: по социально-экономической истории, по социально-политической истории и по истории культуры. Секрет заключается в том, что ответ на однотипные вопросы нужно строить по общему алгоритму (модулю).
Экономическая история
1. Сельское хозяйство (аграрное производство):
а) земледелие, скотоводство, птицеводство;
б) агротехника;
в) орудия труда и их развитие.
2. Ремесло (промышленность):
а) ремесленное производство на заказ и на рынок;
б) мануфактурное производство;
в) фабричное производство и его отрасли.
3. Торговля, денежный обмен, банковское дело:
а) натуральный и денежный обмен;
б) товарно-денежные отношения;
в) внутренняя торговля;
г) внешняя торговля;
д) банковское дело.
Социально-политическая история
1. Реформы:
а) государственного строя;
б) военные;
в) социально-экономические;
г) политические;
д) церковные;
е) в области культуры.
2. Выступления народных масс:
а) пассивные формы борьбы (неповиновение, саботаж, отказ от работы, побег и др.);
б) активные формы борьбы (поджоги, бунты, восстания, революции).
3. Народные восстания:
а) причины;
б) повод;
в) цели;
г) социальный состав;
д) характер;
е) ход;
ж) результаты;
з) историческое значение.
4. Революции:
а) предпосылки;
б) повод;
в) цели;
г) движущие силы;
д) характер;
е) этапы, основные события;
ж) результаты;
з) историческое значение.
5. Войны:
а) причины;
б) повод;
в) цели;
г) участники, военно-политические союзы;
д) характер;
е) этапы, сражения;
ж) результаты;
з) историческое значение.
История культуры
1. Духовная жизнь (религия, общественно-политическая мысль, философия, идеология).
2. Образование.
3. Наука и техника.
4. Искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр, кино, прикладное искусство).
5. Литература.
6. Народное творчество.
7. Быт (обычаи, традиции, образ жизни).
Примерный вариант экзаменационного билета
Билет № G
1.Основные направления и итоги внутренней политики Александра I.
2. Реформы Н.С. Хрущёва. «Оттепель» (1953-1964 гг.).
3. Охарактеризуйте творчество одного из выдающихся художников XIX в. (по выбору).
4. Дайте общее определение для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся: боярская дума, Земский собор.