Рекомендации к заданиям с выбором ответа

1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов;

3. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;

4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2 – 3 ключевых слова для данной проблемы;

5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других;

6. Из текста должны быть исключены все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

7. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова;

8. Основная часть задания должна быть освобождена от всякого иррелевантного для данной проблемы материала;

9. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст заданий;

10. В ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все перечисленные», т.к. в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа;

11. Из числа неправильных должны исключаться ответы, вытекающие один из другого;

12. Из числа тестовых должны исключаться задания, содержащие оценочные суждения или мнения испытуемого по какому-либо вопросу;

13. Все варианты ответов должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых;

14. Ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный;

15. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов;

16. Ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;

17. Если задание содержит среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;

18. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста.

3. Ответы к заданию. В содержательной части и в ответах необходимо исключить слова «большой, небольшой, много, мало, меньше, больше, часто, всегда, редко, никогда и т.п.».

Все варианты ответов должны быть грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре, равнопривлекательны. Между ответами необходимы четкие различия. Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.

Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.

В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.

Формы заданий определяют основные требования к формулировке ответов:

1). Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

Задания первой формы имеют три варианта ответа:

а) выбор одного правильного ответа;

б) выбор наиболее правильного (полного) ответа;

в) выбор нескольких правильных ответов.

2). Задания с выбором одного правильного ответа

Принципы подбора ответов:

Противоречивость применяется при создании заданий с двумя ответами, в

одном из ответов используется частица «не». Ответы подбираются так, чтобы второй отрицал первый.

Например: Источниками финансирования дефицита бюджета кредиты ЦБ:

1) являются;

2) не являются.

Противоположность– этот принцип может проявляться в 3 вариантах:

Первый вариант– три возможных состояния:

Например: Бюджет РТ в 2008 г. принят с__________

Основными методическими требованиями к составлению тестовых заданий являются:

• адекватность инструкции форме и содержанию задания;

• логическая форма высказывания в задании;

• наличие в ответах на задания наряду с правильными ответами неверных ответов;

• наличие в задании места для ответов;

• единые правила оценки ответов.

Не рекомендуется включать в тестовые задания:

• дискуссионные вопросы и ответы;

• задания, имеющие громоздкие формулировки;

• задачи, требующие сложных расчетов.

Правила формулирования вопросов

Преподавателю необходимо учитывать следующие правила формулирования.

1. Каждый вопрос должен быть логически завершенным.

2. Необходимо избегать слов с двойным значением.

3. Необходимо предлагать студенту такие варианты ответов, каждый из которых приемлем в одинаковой степени.

4. Простые вопросы должны предшествовать сложным вопросам.

Основное требование к тестовым вопросам, направленных на выявление знаний, умений и навыков, заключается в том, что не только вопрос, но и правильный ответ должны быть однозначными, краткими, четкими, не обладать слишком большим объемом.

Оптимальным количеством альтернатив ответов на вопрос считается 3 – 4, минимальным – 3, максимальное количество альтернатив зависит от объема предлагаемых альтернатив.

В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причинами не ограничивается. В том случае, если вариантов правильных ответов несколько, следует видоизменить инструкцию, указав на то, что необходимо отметить буквы, соответствующие правильным ответам, или указать на то, что правильных ответов несколько.

При составлении вопросов следует особенно осторожно использовать слова: «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, давалось в случайном порядке. Лучше использовать не длинный вопрос и короткий ответ для того, чтобы студент не потерял смысл задаваемого вопроса, важна и экономия времени работы с тестом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: