Лекция 12. Формирование речевых навыков

План

1. Обучение фонетике.

2. Обучение грамматике.

3. Обучение лексике.

 

Значение работы над произносительной стороной речи. Цель обучения произношению – формирование артикуляционных и ритмико-интонационных навыков. Основные этапы формирования фонетических навыков. Понятие «аппроксимации» в обучении произношению в школе. Различные подходы в обучении произношению. Программные требования к обучению произношению в зависимости от этапа обучения.

 

Грамматика как наука о строе языка. Грамматический навык и его характеристика. Стадии формирования грамматического навыка: имитация, подстановка, трансформация, комбинирование. Квантование правил. УРУ как основной вид упражнений для формирования грамматического навыка.

 

Роль лексики в речевой деятельности. Цель обучения лексике в школе. Лексический навык и его особенности. Три аспекта ЛЕ. Способы введения лексики (презентация). Семантизация лексических единиц (двуязычная и одноязычная), закрепление.

 

Рекомендуемая литература к разделу 2

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – Москва, АСАДЕМА, 2006.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – Москва, Просвещение. 2006.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу. – Москва, Астрель, 2008.

4. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, Просвещение, 1991

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – Москва. Просвещение, 1991.

6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – Москва, Просвещение, 1988.

7. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – Москва, Просвещение, 1993.

8. Миньяр-Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку. – Москва, Просвещение, 1990.

9. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. – Москва, Астрель, 2004.

10. Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе. Курс лекций для студентов факультетов иностранных языков. – Воронеж, 1999.

11. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, Высшая школа, 2001.

12. Периодическое издание «Иностранные языки в школе».

 

Раздел 3. Организация и планирование учебной работы по иностранному языку

Лекция 13. Урок иностранного языка на современном этапе

План

1. Особенности учебно-воспитательного процесса.

2. Требования к современному уроку иностранного языка

3. Методическое содержание урока.

4. Типология уроков.

5. Виды учебных планов.

6. Учитель как сценарист, проектировочные умения учителя.

 

Единство и дискретность учебно-воспитательного процесса. Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Урок – звено в цикле уроков. Анализ урока: его структура, организация, содержание, функциональность. Методическое содержание урока определяется принципами коммуникативного метода обучения – речевая направленность, индивидуализация, ситуативность, функциональность, новизна.

Реверсивный принцип планирования. Виды планов: годовой, тематический, календарный, поурочный. Этапы урока.

 

Рекомендуемая литература

1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – Москва, Просвещение, 2006.

2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, Просвещение, 1991.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – Москва. Просвещение, 1991.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу. – Москва, Астрель, 2008.

5. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. – Москва, Астрель, 2004.

6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – Москва, Просвещение, 1988.

7. Миньяр-Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку. – Москва, Просвещение, 1990.

8. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – Москва, Просвещение,1993.

 

 

Примерные экзаменационные вопросы к курсу «Методика преподавания иностранного языка в общей школе»

1. Методика как теория обучения ИЯ. Основные методические понятия и базовые категории.

2. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования. Иностранный язык и общество: языковое образование как общественная ценность.

3. Иностранный язык и личность: вторичная языковая личность как цель и результат обучения иностранным языкам.

4. Связь методики с другими науками.

5. Цели обучения ИЯ в современной школе как социально-педагогическая и методическая категория. Понятие иноязычной культуры.

6. Содержание обучения ИЯ (лингвистический, психологический, методический компоненты).

7. Понятие речевого навыка и умения. Проблема переноса и интерференции.

8. Принципы обучения ИЯ как методическая категория. Общедидактические принципы и их преломление в методике обучения ИЯ. Собственно методические (специфические) принципы, их интерпретация.

9. Средства обучения ИЯ и их назначение. Кабинет иностранного языка.

10. Переводные и прямые методы обучения ИЯ в их сопоставлении.

11. Коммуникативный метод и его основные характеристики. Понятие коммуникативной компетенции.

12. Обучение аудированию

13. Обучение говорению.

14. Обучение чтению

15. Обучение письму.

16. Формирование слухопроизносительных навыков.

17. Формирование грамматических навыков.

18. Формирование лексических навыков.

19. Требования к современному уроку иностранного языка Методическое содержание урока. Типология уроков.

20. Учебный процесс и планирование. Типы планов. Поурочный план.

 

 

Примерные тестовые вопросы для проверки остаточных знаний студентов

1. В чем заключается специфика предмета «Иностранный язык» в школе?

2. Методика преподавания иностранного языка: наука или искусство?

3. Что значит «владеть иностранным языком»?

4. Что является источником ошибок при изучении иностранного языка?

5. Возможно ли применение общедидактические принципов к методике обучения иностранному языку в их традиционной трактовке?

6. В чем заключается основное различие между переводными и прямыми методами обучения иностранному языку?

7. Почему учителю следует знать принципы методической системы, по которой он работает?

8. В чем сущность компонентов, составляющих категорию «содержание обучения иностранным языкам»?

9. В чем сущность категории целеполагания? «Цели обучения» и «задачи обучения» - в чем заключается разница этих понятий?

10. Каковы трудности в овладении пониманием звучащей речи?

11. В каких формах выступает говорение, и каково содержание обучения каждой из них?

12. В чем суть понятия «техника чтения»?

13. Какие виды чтения выделяются в современной методической литературе?

14. Что такое УРС и ЕРС? В чем заключается роль УРС?

15. Функции и виды диктантов.

16. В чем заключается сущность понятия «аппроксимации» в обучении произносительной стороне языка?

17. Стадии формирования грамматического навыка.

18. Роль сформированного речевого навыка в процессе обучения иностранному языку.

19.Что такое «презентация» лексической единицы (ЛЕ)?

20. В чем суть одноязычной/ двуязычной семантизации лексики?

21. Дискретность учебного процесса и типы учебных планов.

22. Постоянные и непостоянные этапы урока.

23. Какова связь этапов урока с целями и задачами урока?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: