Концепции технологического детерминизма и постиндустриального общества

В середине ХХ века в философии и социологии истории появились вариации концепций технологического детерминизма, индустриального и постиндустриального общества. Их формирование было реакцией на нестабильность западного типа цивилизации. Острее всего её выражали экономические учения первой половины ХХ века (Д.Кейнс годы жизни), экзистенциальная философия середины ХХ века (Э. Фромм, Ж.П. Сартр и др.). В формировании исходных позиций новых концепций достаточно ясное влияние выражали идеи неомарксистского варианта западной социал-демократии.

Вариациями нового подхода стали теория стадий экономического роста (У. Ростоу), концепция индустриального общества (Р. Арон, Д. Гэлбрейт и др.), концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Ж. Фурастье и др.), концепция технотронного общества (3.Бжезинский) и информационного общества (Е. Масуда) и т.д.

 Основу методологии этих концепции определяет признание технологической системы производства как основы существования общества.

У. Ростоу выделял пять стадий экономического роста: 1 - традиционное общество, 2 - переходное общество, 3 - стадия подъема, 4 - стадия быстрого созревания, 5 - век высокого массового потребления.

Индустриальное общество рассматривали как результат промышленной революции 17 -18 в.в. Основы технологии этой стадии развития общества определяет машинное производство.

В концепции постиндустриального общества выделяют три этапа его эволюции - "доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество».

Таблица 2 - Критерии разделения этапов общества в концепции постиндустриального общества

Критерии разделения доиндустриальное индустриальное постиндустриальное
основной производственный ресурс первичные условия производства, сырьё энергия информация
тип производственной деятельности Добыча и обработка сырья изготовление обработка
Источники технологии Человек – простые орудия труда Человек - машина (Человек – машина) - информация
базовые технологии трудоемкие   капиталоемкие наукоемкие
Сфера взаимодействий Человек - природа Человек – «вторая» природа Человек - человек

 

Постиндустриальное общество трансформируется в технотронное общество (З. Бжезинский), которое формируется под воздействием электроники (информационных технологий) и создает основы для глобальной интеграции разных сфер жизни общества и человека В результате «электронной революции» разрушаются основы традиционных отношений в культуре, связей поколений и т.д.

Концепцию информационного общества можно рассматривать как частный случай концепции постиндустриализма. Среди вариаций постмоделей современной цивилизации выделяется концепция «постмодернити» (А.Турен). В эволюции индустриальных стран есть признаки формирования нового порядка (post-modernorder). На смену обществу неограниченных возможностей человека приближается общество ограниченной свободы человека. Традиционные связи «личность - общество», «человека - природа» расшатываются. С переходом к постиндустриальному состоянию социальные отношения и связи усложняются. Общество стремиться к стабильности и достигается это состояние путем «подавления» личности. Экзистенциальную реакцию человека на это состояние выразил постмодернизм.

Сфера применения идей концепции постмодернизма ограничивается переходными этапами современной цивилизации. В этих состояниях расшатываются ценности прежних этапов жизни общества, а новые ценности еще не сложились.

Концепция постиндустриального общества (Д. Белл) выражает объективные условия перехода цивилизации в новое состояние. Положительный мировоззренческий смысл состоит в том, что снимаются основы исторического спора систем капитализма или социализма. Внутренний смысл и методология этого подхода совпадают с принципами постнеклассической научной картиной мира. Модели индустриального общества в экономике, социологии и т.д. перестают быть основой методологии социального познания.

 

Общество: культура и цивилизация

В июне 2009 г. в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов при участии Института философии РАН был проведен Круглый стол на тему «Куда идет российская культура?». За основу были приняты идеи доклада Степина В.С. «Взаимодействие культур и поиск новых стратегий цивилизационного развития».

В журнале «Вопросы философии» (ВФ № 2013) проводилось обсуждение книги В.С. Стёпина «Цивилизация и культура». В обсуждении принимали участие специалисты по различным направлениям и областям философского знания.

Проблемные вопросы дискуссий.

Как выразить связь естественнонаучной (см. тему НКМ) и социальной картин мира (картины социальной реальности)?

Первая является формой знаний о природе, вторая – об обществе и человеке. В единстве они образуют общенаучную картину мира, согласно которой эволюция природы и общества предстает как единый процесс. Решение этой проблемы проводилось на основе признания третьего тира рациональности (см. тему «научная картина мира»). В плане методологии этим идеям соответствуют концепции универсального (глобального) эволюционизма и коэволюции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: