Одна из тем дискуссий – отношение к идеям формационного подхода К. Маркса и идеям цивилизационного подхода

В свое время в формационное деление общества не «вписывались» Россия и Восток (см. тему «Философия истории»). Переход к постиндустриальному типу общества также вызвал ограничения сферы действия формационного подхода. Значит ли это, что марксизм нужно отбросить? Безусловно – нет, ибо идеи марксизма были в основах переосмысления концепций общественного развития западной и отечественной философии истории.

Видимо пришло время синтеза идей разных подходов. И этот синтез В.С. Степин проводит в концепции типов цивилизационного развития.

В предпосылках этой концепции осмысление понятий цивилизация и культура.

 Понятие цивилизации имеет несколько смыслов.

1.Этап выделения человека из природы, связанный с изобретением и внедрением технологий.

2.Иной смысл этого понятия выразили авторы цивилизационного подхода (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). В объяснении цивилизации были аналогии с эволюционными идеями, согласно которым цивилизации есть социальный организм с определенными стадиями жизни: зарождение, подъем, расцвет, упадок и отмирание.

3.Еще один смысл понятия цивилизации был выражен О. Шпенглером и Н. А. Бердяевым. Они показали различие понятий цивилизация и культура. Цивилизация выражает уровень технологического состояния общества, культура выражает нравственное и духовное состояние общества.

 В. С. Степин выделяет разные типы цивилизационного развития. Первый — традиционалистский тип развития, представленный многообразием традиционных обществ.

 Второй тип - техногенная цивилизация, которая возникла под влиянием ускорения научно-технического прогресса.

Философские основания техногенной цивилизации.

1 .Антропоцентризм и утверждение активной роли человека в его способности преобразования природы.

2.Природа как некое неорганическое состояние (механицизм) является материалом и ресурсом для деятельности человека. Предполагалось, что эти ресурсы неисчерпаемы.

3.Наука является определяющей формой познания и деятельности человека (классический рационализм).

4. Оптимизм идей прогресса и инноваций.

Идея прогресса выражала линейную модель времени и поступательности истории (в традиционных культурах - цикличность времени).

5. Модель (идеал) индивидуализма и социальной активности человека.

Эти основания были заложены усилиями мыслителей эпохи Просвещения (идеалы естественных прав человека, разумного человека, общественного договора) и выразили себя в системе ценностей техногенной цивилизации.

В условиях перехода цивилизации к постиндустриальному состоянию ситуация меняется. Происходит переход от антропоцентризма к социоцентризму (социоцентризм — концепция, согласно которой во взаимоотношении общество – личность приоритет принадлежит обществу). В этих условиях трансформируются исходные идеалы эпохи Просвещения. В чем это выражается? Прежде всего, это выражается в том, что доминируют социальные технологии. Если цели человека смещаются к созданию технологий, то он и ведет себя согласно установкам и логике технологий. По сути дела обществом управляют технологии. В этом нет ничего удивительного, ибо с усложнением общественной жизни механизмы самоорганизации должны обеспечивать устойчивость (сохранение) системы, ради которой техногенная цивилизация жертвует идеалами эпохи Просвещения.

В условиях формирования постиндустриального общества меняются представления о роли технологии в жизни общества.

Согласно положениям формационного подхода на основе технологии (способа производства) формируются политические, идеологические и иные формы общественных отношений. Представления о технологии, в основном, сводятся к её производственным аспектам. В логике эволюции концепций индустриального и постиндустриального общества в сферу технологических основ общества постепенно включаются социальные, информационные, интеллектуальные и иные технологии.

Что меняется в представлениях об обществе? Очевидно то, что общество не простая совокупность индивидов, а «социальный организм», структурные элементы которого (экономика, политика, культура и т.д.) проявляют себя в сложных формах взаимодействий (причинных, функциональных, генетических и т.д.).

Субъектом социального взаимодействия является человек (см. тему «Философия истории»). В своей деятельности человек реализует определенные цели и интересы. Для их реализации необходима технология.

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль) как искусство реализации мысли содержит в себе не только описание состояния общества, но и методы достижения целей и реализации интересов человека. Если на основе теории цели, в основном, сводятся к объяснению состояния общества, то технологический (инженерный) смысл деятельности человека связан с решением вопроса о том, «как это сделать?». А эта «социальная инженерия» содержит в себе определенные методы действий, социальные процедуры, правила, нормы и формы и т.д.

Особенность «социальной инженерии» в том, что она направлена на достижение определенного социального результата. И этот результат может выражать себя как в реальных, так и в виртуальных жизненных мирах человека. Задачи «социальной инженерии» связывают с умением воздействовать на сознание человека и адаптировать его к заданным «реальным» или же виртуальным мирам

Общество давно уже стало полем социальных экспериментов. Опыт второй половины ХХ века положил конец романтическим дискуссиям мыслителей прошлого о «табу» на экспериментальное изучение и, тем более, преобразование общества. Реально существует широкий спектр социальных технологий цивилизационного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: