В предыдущем параграфе автор рассмотрел, какими навыками, умениями и способностями должен обладать специалист по связям с общественностью. Естественно то, что эти навыки надо постоянно совершенствовать и развивать, что обеспечивается в процессе образования.
Проанализировав мнение нескольких авторов [4, с26] [2, с56] [12], можно сделать вывод, что PR специалист должен обладать разносторонними знаниями и навыками, иметь широкую культурную подготовку, владеть основами психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы, английским языком и т.д.
То есть PR-специалист должен обладать хорошим и разносторонним образованием.
Изданный в США в 1944 году Словарь социологии, изданный в США в 1944 году, подчеркивает, что теория и методы PR «предполагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т.п. для решения специфических проблем в области связей с общественностью.
Позже, в 1990 году Сэм Блэк разработал «колесо образования» специалиста по связям с общественностью [12]. Учебный план можно представить в виде трех концентрических колец. Самое маленькое охватывает предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими вопросами собственно паблик рилейшнз. Среднее кольцо схемы содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации. И, наконец, третье — самое большое — включает перечень общеобразовательных дисциплин. Все вместе они составляют необходимый минимум базовых знаний, обязательный для специалиста по паблик рилейшнз.
С. Катлипп пишет, что большинство практикующих специалистов приступали к деятельности в области паблик рилейшнз, имея опыт работы и образование в других областях [2, с.55-56]. Но, несмотря на это, сегодня работодатели все чаще стремятся взять на работу специалиста, имеющего образование именно в области связей с общественностью, что повышает его значимость, а большим плюсом будет наличие второго высшего образования в той области, в которой человеку предстоит работать.
Итак, Образование для многих работодателей является главенствующим фактором при принятии специалиста на работу. Что же дает образование в сфере PR?
Государственный стандарт образования по специальности «связи с общественностью»[13] показывает то, каким объемом разносторонних знаний должен обладать специалист в этой сфере деятельности. В список необходимой деятельности могут быть включены - информационно-творческая; социально-психологическая; информационно-коммуникационная; информационно-управленческая; рекламно-информационная, информационно-аналитическая; информационно-референтская; культурно-просветительская; организационно-рекламная; информационно-социологическая; научно-исследовательская.
Из вышесказанного понятно, каковыми должны быть знания специалиста, но ведь необходима и практика.
Сегодня актуальным является вопрос, «каким должно быть образование в сфере PR». Эта проблема получила свое место из-за открытия все большего числа кафедр по Связям с общественностью в неприспособленных для этого вузах. PR становится обобщенным, т.к не принадлежит ни к какой из отраслей. И возникает еще один вопрос: «Может PR образование должно быть прикладным?»
Например, А.П. Ситников, директор «Института Коммуникационного Менеджмента» считает, что будущее PR-образование за дополнительным образованием и переподготовкой уже практикующих талантливых специалистов из других областей, так как специализированное PR-образование не дает необходимых практических навыков.
Конечно, в этом есть логика, но ведь тогда это лишит PR-специалиста возможности маневра, возможности работать в иной отрасли. Однако это не самый большой недостаток, им является то, что PR в данном случае станет полезным вспомогательным навыком.
Итак, существует две основных точки зрения:
· PR – вспомогательная, прикладная дисциплина, не требующая длительной университетской подготовки, базовым является знание отрасли, в которой предстоит работать.
· PR – полноправная дисциплина, которой можно и нужно обучать в университете, она базируется на прочной теоретической основе и не может сводится к одним полезным навыкам.
Автор данной курсовой работы согласен со второй точкой зрения, т.к. рассмотрев то, с чем связана PR деятельность, ее виды, ее функции и предназначение, можно понять, что данная специальность не может считаться вспомогательным средством.
Отдел по связям с общественностью. Причины его появления, достоинства и недостатки, структура.
Сейчас выпускается достаточно много молодых специалистов по Связям с общественностью, которые, естественно, надеются найти престижную, высокооплачиваемую и главное интересную работу. Компаний, которые имеют в числе сотрудников специалиста по связям с общественностью или даже отдел по связям с общественностью становится все больше. Но для чего они необходимы?
Для этого рассмотрим причины возникновения PR отделов.