Диагностика готовности ребенка к школе (2007). Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под ред. Вераксы Н. Е. Москва: Мозаика-Синтез.
Кульдеркнуп E. (1999). Программа обучения. Ребёнок становится школьником. Материалы по подготовке детей к школе и об особенностях этих процессов. Tаллинн: Aura trükk.
Kульдеркнуп E. (2009). Направления учебно-воспитательной деятельности. Направление «Я и среда». Тарту: Studium, 5-30.
Лаасик, Лийвик, Тяхт, Варава (2009). Направления учебно-воспитательной деятельности. В кн. Э. Кулдеркнуп (сост). Направление «Я и среда». Тарту: Studium, 5-30.
Мотивация (2001-2009). http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/13/us226606.htm (26. 07. 2009).
Мустаева Ф. А. (2001). Основы социальной педагогики. Учебник для студентов педагогических вузов. Москва: Академический проект.
Мяннамаа М., Маратс И. (2009) О развитии общих навыков ребёнка. Развитие общих навыков у детей дошкольного возраста, 5- 51.
Неаре, В. (1999 б). Поддержка детей со специфическими образовательными потребностями. В кн. Э. Кулдеркнуп (сост). Ребёнок становится школьником. Таллинн: Мин. Образования ЭР.
Общение (2001-2009). http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=общение&sttranslate=0 (05.08. 2009).
Общение дошкольника со сверстниками (2009). http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml (05.08. 2009).
Прихожан А. М., Толстых Н. Н (2005). Психология сиротства. 2- е изд. Серия «Детскому психологу». ЗАО Издательский дом «Питер».
Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте. Вологдина К.И. (2003). Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции. http://www.pspu.ac.ru/sci_conf_janpis_volog.shtml (20.07.2009).
Самооценка (2001-2009). http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00068/41400.htm (15.07.2009).
Самосознание (2001-2009). http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00068/43500.htm (03.08.2009).
Специальная дошкольная педагогика (2002). Учебное пособие. Стребелева Е.А., Вегнер А.Л., Екжанова Е.А. и др. (ред.). Москва: Академия.
Хяйдкинд П. (2008). Дети с особыми потребностями в детском саду. Психо-социальная среда в детском дошкольном учреждении. Таллинн: Kruuli Tükikoja AS (Институт Развития Здоровья), 42-50.
Хяйдкинд П., Куусик Ю. (2009). Дети с особыми потребностями в дошкольных учреждениях. Оценивание и поддержка развития детей дошкольного возраста. Тарту: Studium, 31-78.
Martinson, M. (1998). Kujuneva koolivalmiduse sotsiaalse aspekti arvestamine. Rmt. E. Kulderknup (koost). Lapsest saab koolilaps. Tallinn: EV Haridusministeerium.
Kolga, V. (1998). Laps erinevates kasvukeskkondades. Väikelaps ja tema kasvukeskkond.Tallinna: Pedagoogikaülikool, 5-8.
Koolieelse lasteasutuse tervisekaitse, tervise edendamise, päevakava koostamise ja toitlustamise nõuete kinnitamine RTL 1999, 152, 2149.
Neare, V. (1999 а). Koolivalmidusest ja selle kujunemisest. Koolivalmiduse aspektid. Tallinn: Aura Trükk, 5-7.
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Неаре, В. (2008). Конспект лекций по специальной психологии и педагогики. Таллинн: ТПС. Неопубликованные источники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы интервью для педагогов детского сада.
1. Сколько детей в вашей группе?
2. Как Вы считаете, есть ли у Ваших детей желание учиться в школе?
3. Как Вы считаете, развита у Ваших детей физическая, социальная, мотивационная и интеллектуальная готовность к школе?
4. Насколько хорошо на Ваш взгляд, в вашей группе дети умеют общаться с одноклассниками и учителями? Умеют ли дети выполнять роль ученика?
5. Как Вы развиваете самосознание, самооценку и умение общаться у дошкольников (формирование социальной готовности в детском садике)?
6. В Вашем учреждении благоприятная среда для развития самосознания и самооценки ребёнка (для социального развития)?
7. Проверяется ли в садике готовность детей к школе?
8. Как происходит проверка готовности к школе?
9. Какая специальная педагогическая помощь оказывается Вашим детям? (логопедическая помощь, сурдо- и тифлопедагогика, раннее вмешательство и т. д.)
10. Составляются ли индивидуальные или особые программы обучения и воспитания для социализации детей с особыми нуждами?
11. Вы проводите тесную совместную работу с педагогами, родителями, специалистами?
12. Как Вы считаете, насколько важна совместная работа (важной, очень важной)?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы интервью для педагогов детского дома.
1. Сколько детей в вашей группе?
2. Сколько детей с особыми нуждами в вашей группе? (количество детей)
3. Какие отклонения имеют дети в Вашей группе?
4. Как Вы считаете, есть ли у Ваших детей желание учиться в школе?
5. Как Вы считаете, развита у Ваших детей физическая, социальная, мотивационная и интеллектуальная готовность к школе?
6. Насколько хорошо на Ваш взгляд, в вашей группе дети умеют общаться с одноклассниками и учителями? Умеют ли дети выполнять роль ученика?
7. Имеются ли у Ваших воспитанников с особыми нуждами трудности в социализации? Можете ли привести какие-то примеры (в зале, на праздниках, при встрече с незнакомыми людьми).
8. Как Вы развиваете самосознание, самооценку и умение общаться у дошкольников (формирование социальной готовности в детском садике)?
9. В Вашем учреждении благоприятная среда для развития самосознания и самооценки ребёнка (для социального развития)?
10. Проверяется ли в детском доме готовность детей к школе?
11. Как происходит проверка готовности детей к школе?
12. Какая специальная педагогическая помощь оказывается Вашим детям? (логопедическая помощь, сурдо- и тифлопедагогика, раннее вмешательство и т. д.)
13. Составляются ли индивидуальные или особые программы обучения и воспитания для социализации детей с особыми нуждами?
14. Имеют ли дети в вашей группе индивидуальный реабилитационный план?
15. Вы проводите тесную совместную работу с педагогами, родителями, специалистами?
16. Как Вы считаете, насколько важна совместная работа (важной, очень важной)?