Киров 2004
Тема: Утилизация атомных подводных лодок и судов с ядерными энергетическими установками. Курсовая работа / ВятГУ, Кафедра управления производством; рук. Власюк Л.Н., количество таблиц - 7, диаграмм - 6, 3 схемы, количество источников литературы – 9, 51 страница, Киров, 2004.
Радиационная и экологическая безопасность, утилизация, контроль, мониторинг, техническая база, источники загрязнения, РАО
Объектом исследования данной работы являются: Российские атомные подводные лодки (АПЛ) и суда с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ).
Цель работы – охарактеризовать суть системно-комплексного подхода к проблеме в обеспечении радиационной и экологической безопасности при утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ, а также дать оценку интенсивности развития утилизации в России на протяжении последнего десятилетия.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...5
I История развития утилизации в России ……………………………………7
II Системно-комплексный подход к проблеме в обеспечении
|
|
радиационной и экологической безопасности при утилизации АПЛ
и судов с ЯЭУ………………………………………………………………11
1. Экологические проблемы утилизации:
1.1 Потенциальная ядерная и радиационная опасность при
комплексной утилизации………….…………………………………..14
1.2 Источники загрязняющих отходов при утилизации АПЛ ………….17
1.3 Социально-гигиенический и радиационный мониторинг……….…22
2. Технологические проблемы утилизации российских АПЛ:
2.1Этапы работ по комплексной утилизации АПЛ……………………..23
3. Экономические проблемы утилизации:
3.1 «Чёрная дыра» в экономике России ХХ века……...………………...28
3.2 Отсутствие полномасштабной промышленной инфраструктурной
необходимой мощности по комплексной утилизации……...….…30
3.3 Нерентабельность утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ, отсутствие
технологической базы………………………………………………34
3.4 Решения проблем выведения из эксплуатации АПЛ и судов с
ЯЭУ.........................................................................................................34
3.5 Решения, которые нельзя откладывать……………………………...36
4. Развитие технологической базы радиационного контроля на
объектах атомного судостроения:
4.1 Концепция развития технологической базы радиационного
контроля на ОАС ……………………………………………............38
4.2 Существующие концепции обращения с радиоактивными
отходами в России ……………….……………………………….….40
4.3 Необходимость единой научно обоснованной концепции
по проблеме утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ ………………….....42
|
|
III Решение проблемы обращения с радиоактивным плутонием…………...45
Заключение…………………………………………………………………….…47
Список используемой литературы……………………………………..…….…48
Приложение А……………………………………………………………………49
Приложение Б……………………………………………………………………51
Приложение В……………………………………………………………………52
Введение
В период с 1957 г. по 1995 г. - менее чем за сорок лет - наша страна построила 261 атомную подводную лодку, основная часть которых имеет по два ядерных реактора; Достаточно продолжительное время строилось гораздо больше новых АПЛ, чем списывалось. К моменту распада СССР ситуация в корне изменилась и стала критической - новые субмарины практически не строились, а проблема утилизации списанных приобрела масштабы национального бедствия.
В 1992 г. было принято правительственное постановление, призванное регулировать темпы утилизации списанных АПЛ. Поскольку оно не выполнялось, проблемы продолжали нарастать.
Во-первых, в период массового строительства АПЛ практически не принималось мер для подготовки к их утилизации после списания "по возрасту". Не предусматривалось ни финансовых ресурсов, ни строительства надежных береговых комплексов, отвечающих современным требованиям к соблюдению норм ядерной и радиационной безопасности для выгрузки ОЯТ. Не были отработаны технологические приемы разборки и утилизации различных частей, элементов и материалов АПЛ.
Во-вторых, было накоплено большое количество твердых и жидких радиоактивных отходов и ОЯТ, в то время, как надежных способов их хранения и переработки не существовало. Не были построены береговые хранилища для "выдерживания" ОЯТ и реакторных отсеков в течение десятков лет, пока уровень радиоактивности не позволит их переработать.
В-третьих, не были предусмотрены средства (специальные вагоны и контейнеры) для перевозки ОЯТ и РАО из мест их выгрузки и временного хранения к месту длительного хранения и переработки. В настоящее время единственным подобным местом является комбинат "Маяк".
В-четвертых, наиболее часто применялся такой способ избавления от радиоактивных отходов, как затопление их в море. Это относилось как к жидким РАО, так и к твердым с различными уровнями радиоактивности. Более того, таким же образом избавлялись от реакторов тех АПЛ, которые пережили аварии ядерной энергетической установки, а иногда и ОЯТ. Известен случай затопления целой аварийной АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем и невыгруженным ядерным топливом. Кроме того, наша страна потеряла четыре АПЛ, которые лежат на дне с невыгруженным ядерным топливом, а часть из них - с ядерными боеголовками на борту.
*Все атомные субмарины делятся на четыре типа по виду их использования:
• атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки (МЦАПЛ),
предназначены для всесторонних испытаний в морских условиях первого образца ЯЭУ с водяным реактором, могут также наносить ядерные удары по военно-морским базам и другим стратегическим целям, расположенным на побережье противника.
• атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК),
корабли предназначены для нанесения ударов стратегической крылатой ракеты П-20 с ядерным зарядом, разрабатываемой в ОКБ С. В. Ильюшина, по объектам противника, расположенным как на побережье, так и в глубине его территории.
• атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ),
корабль предназначен для нанесения ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.
|
|
• опытные подводные лодки и лодки специального назначения,
предназначены для установки минных заграждений, для снабжения в море ПЛ других типов боеприпасами (крылатыми ракетами в частности), средствами жизнедеятельности, обслуживание в море тяжёлых гидросамолётов, а так же скрытая высадка десанта.
I История развития утилизации в России
За время бурного развития атомного подводного проекта было накоплено большое количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Поскольку гонка вооружений не позволяла задуматься об экологически безопасных способах захоронения накопленной радио-активности, от нее избавлялись самыми простыми способами - сбрасывали в моря и океаны. Это продолжалось до 1992 г., когда Россия заявила о прекращении сброса РАО в моря. До этого Северный флот сбрасывал свои РАО в Баренцевом, Карском и Белом морях, а Тихоокеанский флот - в Японском и Беринговом.
Первое захоронение жидких радиоактивных отходов в океане СССР произвел в 1959 г. - они были слиты в Белое море после испытаний первой советской АПЛ К-3. В конце того же года проходили испытания первого атомного ледокола "Ленин", после которых в Балтийское море (неподалеку от острова Готланд) были слиты еще около 100 м3 жидких радиоактивных отходов. Впоследствии подобные операции производились систематически. С этой целью была создана специальная служба контроля и построены танкеры, оборудованные для сбора и вывоза ЖРАО.
Скажем, сбросы низкоактивных ЖРАО в Баренцево море, в котором велся рыбный промысел, продолжались до 1991 г. Производились они в пяти квадратах, два из которых находились вблизи Кольского полуострова. Причем главный способ борьбы с такими незаконными способами избавления от радиоактивных отходов заключается в преследовании людей, пишущих статьи и снимающих фильмы о творимых безобразиях.
В 1964 г. в нашей стране был начат сброс в океан твердых радиоактивных отходов. Оборудование реакторных отсеков АПЛ и другие радиоактивные элементы ядерных энергетических установок помещались в герметичные контейнеры, которые, теоретически, должны выдерживать разрушающее действие агрессивной морской воды и многоатмосферное давление. После чего они сбрасывались в море у берегов Новой Земли. Однако, как часто бывает, проектировали контейнеры одни люди, а за борт их сбрасывали другие. Поэтому известен как минимум один случай, когда плавающий на поверхности контейнер с ТРАО военные моряки расстреливали из бортовых орудий.
|
|
Как уже говорилось, существовали строгие инструкции, запрещавшие затопление высокоактивных отходов, особенно отработанных тепловыделяющих элементов (топливных "сборок"). Однако известно но, что в одном из затопленных контейнеров находились не менее сотни "сборок" из реактора атомного ледокола "Ленин". В 60-х годах практиковался еще один способ затопления радиоактивных отходов: они грузились на списанные суда, которые буксировались в океан и с благословления ВМФ, Минздрава, Госкомгидромета и Минсудпрома отправлялись на дно.
В 1984 году в заливе Абросимова возле Новой Земли был обнаружен плавающий контейнер с уровнем излучения 160 Р/ч. Здесь же его утопили. Исходя из рекомендации МАГАТЭ, допускалась захоронение контейнеров с радиоактивными отходами на глубине не менее 4 000 метров. Это полагалось делать в удалённых от берега и основных морских путей районах океана, где не ведётся рыбный промысел. В Карском море в близи берегов Новой Земли, где утоплена основная часть твёрдых радиоактивных отходов советского атомного флота, глубины составляли от 20 до 400 м. и вёлся промысел рыбы.
В 1992 г. администрацией Президента РФ были рассекречены данные о радиоактивном загрязнении северных и дальневосточных морей. Согласно этим данным, с 1959 по 1992 годы Северный флот слил в свои моря ЖРАО с суммарной активностью не менее 20.6 тыс. Ки. и затопил ТРАО с суммарной активностью более 2.3 млн. Ки. Соответственно, в морях Дальнего Востока, относящихся к Тихоокеанскому флоту, эти величины составляли 12.3 тыс. Ки. и 6.2 тыс. Ки. Всего было затоплено 12 реакторов и их частей с выгруженным топливом (из них 3 - на Дальнем Востоке) и 6 аварийных реакторов с невыгруженным ядерным топливом.
Первый опыт вырезания аварийного реакторного отсека относится к 1965 г. Реакторные отсеки были вырезаны у четырех АПЛ первого поколения К-3, К-5, К-11 и К-19 проектов 627, 627А и проекта 658. Выгрузить топливо удалось только на двух АПЛ - К-3 и К-5. На двух других субмаринах в реакторах было оставлено отработавшее ядерное топливо. После заполнения реакторов твердеющей смесью к загерметизированным активным отсекам были приварены поплавки и их отбуксировали к Новой Земле, где и затопили в Карском море - в бухте Абросимова. Уровни наведенной радиоактивности реакторов с выгруженным ядерным топливом составляли сотни тысяч Ки, а реакторов с невыгруженным ОЯТ - миллионы Ки.
Несколько лет назад - после того как Россия реально прекратила сбрасывать ЖРАО в моря и океаны - все береговые хранилища были заполнены, а технологии их полноценной переработки отсутствовали. Ситуация на Северном и Тихоокеанском флотах была безысходная. Денег на переработку жидких отходов не было, технологий не было, хранилища были переполнены и протекали. Сейчас, благодаря усилиям российских специалистов, а также помощи США, Японии, Европейского союза и Норвегии, были построены мобильные установки для переработки ЖРАО с различными уровнями активности. Также были разгружены несколько старых хранилищ и построены новые. Нельзя сказать, что все эти меры полностью решили проблему, но ее острота несколько сгладилась
Хранилища для ТРАО Северного флота еще в 1994 г. были заполнены на 95%. Ни одна из площадок временного хранения твердых радиоактивных отходов, построенных еще в 60-х годах не отвечает специальным медико-техническим требованиям (СМТТ-80). Ежегодно количество накапливаемых ТРАО возрастает на 500-600 м3, причем флот не имеет возможности их перерабатывать. Судоремонтные и судостроительные заводы также не имели таких установок.
В настоящее время (на середину 2001 г.) на Северо-западе и Дальнем Востоке России в устаревших, протекающих и неприспособленных хранилищах находится более 14000 т ЖРАО и 26000 т ТРАО. При этом следует отметить, что техническая база Военно-морского флота не предназначена для длительного хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Значительная часть специального оборудования ВМФ для обращения с РАО выслужила установленные сроки эксплуатации и частично находится в аварийном состоянии.
На всех этапах обращения с РАО и ОЯТ необходимо учитывать и всегда помнить о возможности возникновения "критичности" хранимой массы радиоактивных веществ. На нее влияют геометрическая форма упаковок с ядерным материалом, их масса, плотность, состав конструкционных материалов и даже свойства стен хранилища. Кроме того, приходится учитывать и контролировать все этапы накопления делящихся веществ. В первую очередь это относится к отработанному топливу и радиоактивным отходам, во вторую - к радиоактивным материалам, из которых еще только предполагается произвести радиационно-опасные изделия. Бесконтрольное их складирование, ведущее к нарастанию массы, может привести к возникновению самопроизвольной цепной реакции, проще говоря — ядерному взрыву.
На сегодняшний день ограниченные возможности по выгрузке, хранению и транспортировке отработанного ядерного топлива являются одной из основных проблем, тормозящих развертывание утилизации АПЛ. Не хватает специальных вагонов и контейнеров для перевозки отработанного топлива к месту предполагаемой переработки и хранения - на комбинат "Маяк". Из имевшихся в 1993 г. на Северном флоте восьми плавбаз для транспортировки и хранения отработанного ядерного топлива, четыре в то время были заполнены. Разгрузить их было некуда из-за нехватки транспортных контейнеров. Для выгрузки ОЯТ с АПЛ требуются специальные разгрузочные комплексы. В том же 1993 г. из имевшихся в составе флота трех таких комплексов в рабочем состоянии оставался только один. Из-за отсутствия финансирования не было завершено строительство береговых хранилищ, и к этим строящимся объектам не были подведены железнодорожные ветки. Чтобы хоть как-то уменьшить остроту проблемы, руководство Северного флота вынуждено было применять различные "временные схемы", что никак не могло способствовать поддержанию ядерной и радиационной безопасности.
Сейчас проблема ОЯТ и РАО постепенно начала решаться. Дополнительно к четырем работавшим спецвагонам для перевозки отработанного топлива на комбинат "Маяк" были построены еще четыре вагона. Ряд иностранных государств - в первую очередь наши обеспокоенные угрозой последствий несоответствующего обращения с ОЯТ и РАО соседи - Норвегия и Япония - выделяют средства на строительство новых и модернизацию имеющихся средств для хранения и переработки.
В целом эксперты отмечают некоторое ускорение процессов решения проблем атомного подводного флота. Вместе с этим разброс мнений - сколько времени потребуется на решение только первоочередных задач утилизации АПЛ - весьма велик - от 7 до 70 лет.
Поскольку острота связанных с утилизацией АПЛ проблем продолжала нарастать, 28 мая 1998 г. появилось очередное постановление правительства РФ № 518, призванное ускорить решение судьбы выведенных из эксплуатации АПЛ и обеспечить экологическую реабилитацию радиационно-опасных объектов ВМФ России. Это постановление определило Минатом России государственным заказчиком-координатором работ по комплексной утилизации АПЛ и освободило Минобороны от этих несвойственных ему функций.
Передача Минатому организационных и исполнительных функций по комплексной утилизации АПЛ и сопутствующих этому работ объясняется тем, что именно эта организация обладает необходимой -научно-технической базой и квалифицированными кадрами, опытом как в создании и снятии с эксплуатации ядерных реакторов различных типов, так и в обращении с ОЯТ и РАО.
Вместе с этим следует отметить, что сейчас три ведомства самым непосредственным образом вовлечены в круг проблем утилизации АПЛ, причем далеко не во всех случаях определенно известно, где кончается сфера ответственности одного и начинается сфера ответственности другого.
Министерство обороны России по-прежнему осуществляет контроль над большинством АПЛ - над всеми, остающимися в составе флота и над значительной частью списанных. В его компетенцию по-прежнему входит выгрузка ОЯТ и его временное хранение. Связанные с этим обязанности поделены между несколькими подразделениями министерства.
Минатом России осуществляет перевозку, хранение и переработку ОЯТ. Он ответственен за количество и состояние вагонов для транспортировки ОЯТ, наличие контейнеров для этих целей, готовность мощностей для хранения и переработки ОЯТ. Координирует весь круг работ управление экологии и снятия с эксплуатации атомных объектов.
Диаграмма 1. Количество российских АПЛ и их состояние на 1 января 2001г.