Космический корабль многоразового использования «Энергия»-«Буран»

Через 31 год после запуска первого в истории человечества искусственного спутника Земли весом около 83,6 кг наша самая новая ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту груз весом свыше 100 тонн. Это космический корабль «Буран», совершивший свои 2 первых витка и красиво приземлившийся на Байконуре. «Энергия»- базовая ракета целой системы ракета-носитель. Решение о создании системы «Энергия» - «Буран» было принято еще в 1976г. 15 мая 1987 г. - впервые стартовала советская ракета-носитель «Энергия». В качестве полезного груза использовался макет космического корабля. Основная цель запуска: получение опытных данных о работе конструкции, ее бортовых системах в условиях реального полета - была достигнута.

15 ноября 1988 г. - 2 запуск ракетоносителя «Энергия».

В качестве полезного груза на этот раз для нее одновременно стартовал орбитальный корабль «Буран».

Чисто внешне система «Энергия»-«Буран» напоминала американский «Спейс»-«Шатл».

«Буран»- многоразовый корабль с возвращением из космоса, построенный по схеме самолета «бесхвостка». Длина «Бурана»-36,4 м, размах крыла около 2,4 метра, высота более 16 метров. Стартовая масса около 100 тонн (на топливо приходится 14 тонн.). Для перевозки «Энергия»- «Буран» и блоков ракетоносителя «Энергия» служил огромный самолет «Мрия». (Ноябрь 1989 г.)

Комплекс «Энергия»- «Буран» открыл большие возможности на новом этапе развития космонавтики: вывод на орбиту, возврат с орбиты больших искусственных спутников Земли, блоков орбитальных станций, спасение космонавтов в аварийных ситуациях, монтажные работы для создания в космосе огромных электростанций и стартовый площадок. Это серьезная база для осуществления заветной мечты- пилотируемых экспедиций на Марс.

В 1990 была установлена ракета-носитель «Энергия- М» - облегченный вариант ракета- носитель «Энергия». На низкие орбиты искусственных спутников Земли этот носитель может выводить аппаратуру массой до 35 тонн, а на геостационарную орбиту - до 6 тонн. Стартовая масса «Энергия-М» - 1050 тонн.

Вслед за «Спейс»- «Шатлами» и «Бураном» идет разработка многоразового корабля «Гермес» и обсуждаются возможности его стыковки в будущем российскими орбитальными комплексами.

 

 

 

Полет станции «Мир» продолжается: 11 лет на орбите.

 

 

Одиннадцать лет назад в Совет­ском Союзе была запущена восьмая долговременная орбитальная стан­ция (ДОС). Это событие произошло 20 февраля 1986 г. в 00 ч 28 мин 23 с по декретному московскому времени. Для выведения станции «Мир» на низкую опорную орбиту использова­лась ракета-носитель (РН) «Протон», стартовавшая с космодрома Байко­нур. Последующий перевод на рабо­чую орбиту высотой около 350 км был осуществлен с помощью двигатель­ной установки самой ДОС.

 

В настоя­щее время высота орбиты станции «Мир» корректируется в пределах 375-410 км, чему соответствует изме­нение периода обращения в пределах 91,9-92,6 мин, угол наклонения к пло­скости экватора равен 51,6°.

Первый экипаж в составе команди­ра Леонида Кизима (третий полет) и бортинженера Владимира Соловье­ва (второй полет) прибыл на станцию 15 марта 1986 г. в грузо-пассажирском транспортном корабле «Союз Т-15» (последний корабль этой серии), ко­торый стартовал 13 марта с космо­дрома Байконур. Отсюда проводились все последующие запуски моду­лей ДОС (РН «Протон»), транспорт­ных кораблей «Союз» и «Прогресс» (РН «Союз»). Упомянутый экипаж провел уникальную космическую экс­педицию, установив своеобразный космический рекорд работы на двух станциях в одном полете. Проработав на станции «Мир» до 5 мая, космонав­ты отстыковались и отправились на летавшую в то время по орбите вок­руг Земли станцию «Салют-7». Проведя там научные эксперименты (с 6 мая по 25 июня; всего 49 сут 22 ч), экипаж на корабле «Союз Т-15» вер­нулся на станцию «Мир», захватив с собой около 300 кг наиболее ценной научной аппаратуры. Исследования на станции «Мир» были продолжены до 16 июля, общее время работы на ней первой основной экспедиции (ЭО-1) составило 70 сут 11 ч 58 мин.

 За одиннадцать лет полета ДОС «Мир» находилась без экипажа толь­ко 13,5 месяцев, а с 8 сентября 1989 г. постоянно обитаема. Конфигурация ДОС «Мир» за десять лет претерпела значительные изменения и сейчас она выглядит следующим образом. Основу станции составляет базовый блок «Мир», к агрегатному отсеку ко­торого пристыкован астрофизиче­ский модуль «Квант», имеющий стыковочный узел по схеме «конус-штырь» для взаимодействия с ТКА «Союз» или «Прогресс». К четырем боковым стыковочным узлам пере­ходного отсека пристыкованы: мо­дуль дооснащения «Квант-2», тех­нологический модуль «Кристалл», исследовательский модуль «Спектр» и научный модуль «При­рода». На осевом стыковочном узле (по схеме «конус-штырь») оставлено место для причаливания ТКА «Союз» или «Прогресс». На модуле «Кри­сталл» установлен андрогинный сты­ковочный узел, предназначавшийся для стыковки с многоразовым орби­тальным кораблем «Буран». В 1993 г. к нему пристыковывался корабль «Союз ТМ-16». Сейчас этот узел при­меняется для стыковок с американ­ской многоразовой орбитальной сту­пенью «Атлантис». При этом исполь­зуется присоединенный к модулю «Кристалл» специальный стыковоч­ный отсек, доставленный в полете STS-74. В перечисленной комплекта­ции масса станции из шести моду­лей составляет около 122 т, сум­марный объем герметичных поме­щений — более 400 м3. Кроме шести модулей ДОС в данный сложный ор­битальный научно-исследователь­ский комплекс могут входить один (или два) пилотируемый корабль «Союз», автоматический корабль «Прог­ресс» (или второй «Союз») и «Атлан­тис». Тогда общая масса орбитально­го комплекса составляет около 250 т. Габаритные размеры комплекса весь­ма внушительны: 33 м по главной про­дольной оси, которая проходит через блок «Мир», модуль «Квант» и два транспортных корабля; 27,5 м по кор­пусам модулей «Квант-2» и «Спектр»; около 31 м по корпусам модулей «Природа» и «Кристалл» со стыко­вочным отсеком.

За время полета на внешней по­верхности ДОС появились заметные конструктивно-компоновочные изме­нения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью сол­нечную батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонав­тов к месту работы и экономит массу времени при выходе в открытый кос­мос. В том же году А.П. Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элеметов 20-секционную ферму «Софора» длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закре­плена на модуле «Квант» под углом 79° к продольной оси ДОС. На сво­бодном конце этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонти­ровали выносную двигательную уста­новку для облегчения управления станцией по крену. В 1993 г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с «Софорой» собрали из трансформируе­мых ячеек ферму «Рапана» длиной 6 м, которая затем была В. Г. Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой «Стромбус» до 11,5 м. В 1995 г. В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля «Кри­сталл» перенесли на модуль «Квант». В общей сложности совершено 59 вы­ходов в открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6 ч 2 мин совершили американцы из ступени «Атлантис», когда она была пристыкована к стан­ции «Мир».

Бортовая энергосистема ДОС снаб­жает научную аппаратуру и оборудо­вание бортовых обеспечивающих сис­тем электроэнергией от аккумулято­ров, систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды в жилых и рабочих по­мещениях ДОС не отличается от зем­ного. Это позволяет использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает сравнение результатов экспериментов, проводи­мых на орбите, с контрольными на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь про­шли всестороннюю проверку и вклю­чены в штатный состав система обес­печения жизнедеятельности экипа­жа, получающая кислород методом электролиза воды, а также безрас­ходная система ориентации и стаби­лизации с использованием силовых гироскопов (гиродинов).

Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» является заложенная при проектировании высокая ремон­топригодность. Благодаря удачно по­добранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее ак­тивного существования.

Важный результат программы - со­здание системы транспортно-технического обеспечения (ТТО) космиче­ских объектов (КО) на орбите. Эта си­стема предназначена для выведе­ния КО на заданные орбиты, увели­чения срока активного существова­ния, повышения эффективности, надежности и безопасности экс­плуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением ми­ровой космонавтики является успеш­ное обеспечение длительного эффек­тивного функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннад­цати лет. При этом системой ТТО ре­шаются следующие основные задачи:

1) доставка и смена экипажей ос­новных экспедиций ДОС;

2) доставка на станцию и возвраще­ние на Землю экипажей посещения;

3) материально-техническое обес­печение станции, т.е. снабжение рас­ходными компонентами, запчастями и т.п.;

4) регулярное и оперативное воз­вращение на Землю          результатов дея­тельности экспедиции на орбите;

   5) техническое обслуживание (про­филактика, ремонт, замена блоков);

6) проведение монтажно-сбороч­ных работ (солнечные батареи, ра­диоантенны, исследовательская ап­паратура, ферменные конструк­ции);

7) сборка многоблочной ДОС.                                                            Впервые потребность создания транспортно-космических систем (ТКС) возникла после по­явления в 1971 г. долговременных ор­битальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повыше­ния эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем ре­шения задач ТТО с помощью транс­портных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач соз­дан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых («Про­гресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ «Салют» и на машино­строительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного кораб­ля снабжения (УТКС). Он прошел ус­пешные летные испытания в автоном­ном полете («Космос-929») и исполь­зовался («Космос-1267», «Космос-1443», «Космос-1686») для расшире­ния возможностей станций «Салют-6» и «Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки ме­ждународной станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и блоки стан­ции «Мир», здесь серийно выпускает­ся одна из самых надежных в мире РН «Протон».

По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыко­вочными узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых ими задач, заметно возросли требования и были выдви­нуты новые задачи ТТО. Появились новые транспортные корабли: модер­низированные «Союз ТМ» и «Прог­ресс М». Кроме того, учитывая экс­тремальные условия космических по­летов, экспериментально прорабаты­вались задачи аварийного спасения и срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. рабо­тает в рамках международных про­грамм. С 1995 г. международной ста­ла и транспортно-космическая систе­ма, после того, как в ее состав была функционально включена американ­ская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе продолжительной экс­плуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления длительными орби­тальными полетами.

За одиннадцать лет работы транс­портно-космической системы прове­дено 77 успешных запусков ракеты-носителя «Союз», 6 стартов «Прото­на» и 5 стартов «Спейс Шаттла» (дан­ные приводятся на 20 февра­ля 1997 г.). С использованием грузо­пассажирских кораблей типа «Союз» доставлено 23 экспедиции основные (30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых поле­тов кораблей «Союз» на станцию «Мир» прибыло 22 советских, 13 рос­сийских и 15 иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 «человекополетов»). В пяти полетах «Атлантиса» было до­ставлено 5 членов основных экспеди­ций (среди них двое наших) и 25 чле­нов (один канадец, остальные амери­канцы) кратковременных экспедиций посещения. Всего на станции «Мир» побывало 79 космонавтов и астронав­тов (97 «человекополетов»). При этом Александр Викторенко и Анато­лий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на станции «Мир» составила более 9000 «человекосуток». С помощью 18 грузовых ТКА «Прогресс» и 33 «Прогресс М» доставлено около 125 т грузов, что превосходит суммар­ную массу шести модулей самой станции. Это еще раз подчеркивает важ­ность ТКС.

Основные направления научных исследований на ДОС «Мир»: астро­физика, геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология.

Самыми значительными астрофи­зическими достижениями стали на­блюдения с телескопами орбиталь­ной обсерватории «Рентген», устано­вленной на модуле «Квант», создан­ной совместно специалистами СССР, Великобритании, Нидерландов, ФРГ и ЕКА. Получен огромный объем ин­формации о рентгеновских источни­ках в различных районах Вселенной. Регулярно с помощью телескопов «Глазар» и «Глаэар-2» проводились обзоры небесной сферы для созда­ния звездного атласа в ультрафиоле­товом диапазоне. Очень повезло ас­трономам, что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке про­изошла в тот момент, когда на орбите уже находилась станция «Мир». Это позволило наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромаг­нитных волн, недоступных для назем­ных приборов.

С помощью различных спектромет­ров в течение многих лет ведутся ре­гулярные геофизические исследо­вания. Проводятся измерения пото­ков заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с маг­нитным полем Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По ре­зультатам наблюдений получена но­вая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях, потоках микрометеорных частиц вдоль орби­ты ДОС. Материалы с результатами геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении, либо доставлялись с помо­щью специальных СГК. Постоянно ве­дутся съемки различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на коммерческой основе) с целью исследования природных ре­сурсов Земли и окружающей среды.

Эксперименты по космической технологии проводились на электро­нагревательных установках отечественного и зарубежного производства. Цель этих работ - изучение процессов структурообразования металли­ческих сплавов в условиях невесомо­сти и получение кристаллов полупроводниковых материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факто­ров открытого космического пространства на различные материалы и элементы электрорадиосистем.

Постоянно проводятся эксперимен­ты, направленные на дальнейшее со­вершенствование космической техни­ки, проверку конструкторско-техно­логических решений и испытания но­вых образцов, включая монтажно-сборочные работы. Сюда же относят­ся исследования динамических хара­ктеристик ДОС «Мир» в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало испытание ин­дивидуального средства передвиже­ния космонавта в открытом космосе. Испытательные полеты на «космиче­ском кресле» успешно провели А.А. Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый космос и прикреплено к внешней поверхности модуля «Кри­сталл».

Был проведен оригинальный экспе­римент (на грузовом корабле «Прог­ресс М-15») по развертыванию в кос­мосе крупногабаритного бескаркасно­го пленочного отражателя. Такие от­ражатели могут использоваться в ка­честве солнечного паруса для созда­ния тягового усилия или для освеще­ния районов земной поверхности от­раженным солнечным светом.

Выполнены многочисленные био­логические исследования жизнен­ного цикла и изменений в развитии высших растений и животных в усло­виях космического полета. Проводи­лись эксперименты по электрофоретическому разделению и очистке био­логически активных веществ и лекар­ственных препаратов. Получены и до­ставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соедине­ний для последующего использова­ния в фармакологии.

На станции постоянно ведутся ме­дицинские эксперименты, наблюдения и исследования по дальней­шей оценке влияния невесомости и других факторов космического поле­та на организм человека. Апробиро­вана и доведена до практического ис­пользования созданная в нашей стра­не система профилактических пред­полетных, полетных и реадаптационных мероприятий, включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и орбитальных тренировок, вопросы применения фармакологических средств и специальных устройств, обеспечение психологической под­держки и многое другое. Это позволи­ло без ущерба для здоровья совер­шать длительные космические поле­ты, сохраняя высокую работоспособ­ность и хорошее самочувствие у муж­чин и женщин. Обширная статистика это подтверждает. Наш единствен­ный в мире многолетний опыт в этой области сейчас интенсивно осваива­ют американские ученые и астронав­ты для реализации его на станции «Альфа». Советскими и российскими космонавтами за 11 лет в 17 полетах достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 меся­цев продолжалось 18 полетов, четы­ре полета (Романенко Ю.В., Ти­тов В.Г., Манаров М.Х., Крикалев С.К.) длились 10-12 месяцев. Кро­ме того, превысив рекорды своих стран, два американских астронавта летали на станции «Мир» по 4 месяца и немецкий космонавт - 6 месяцев. Полеты космонавтов на станции «Мир» существенно подняли планку и мировых рекордов. Врач В.В. Поля­ков совершил два полета продолжи­тельностью 240 и 437 сут, установив абсолютные мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию в космо­се. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти суточный полет Елены Кондаковой и 188-ми суточный полет Шеннон Люсид.

В сжатом виде все транспортные операции системы ТТО, проведенные за 11 лет функционирования станции “Мир”, представлены в таблице.

 

 

Орбитальная станция «Мир», х роника полетов

 

(1986-1997)

Дата операций

Космические аппараты   

Продолжит. Полета

старт

посадка                     («Позывные»)

сут час мин

                   1986

   
20.02 «_»  Станция «Мир»

 

13.03 16.07 «Союз Т-15» 125: 00: 01
  16.07 Кизим Л.Д.("Маяк")   (ЭО-1)Т-15 125: 00: 01
  16.07 Соловьв В.А.            (ЭО-1)/Т15 125: 00: 01
19.03 21.04 «Прогресс-25»; 2482кг 32: 15: 52
23.04 23.06 «Прогресс-26»; 2405кг 60: 22: 47
21.05 30.05 «Союз ТМ» (беспилотный) 8: 20: 56

 

                                           1987

16.01 25.02

«Прогресс-27»; 2406 кг                40:   

10: 47
06.02 30.07 "Союз ТМ-22» 174: 3: 26
  29.12 Романенко Ю.В.     (ЭО-2)/ТМ-3 326: 11: 38
30.07 Лавейкин А.И.         (ЭО-2)/ТМ-2 174: 3: 26
03.03 28.03

«Прогресс-28»; 2084 кг                24: 

16: 35
31.03 «_» Модуль «Квант»; 576 кг

                                                     

21.04 11.05 «Прогресс-29»; 2227 кг 19: 16: 15
19.05 19.07 «Прогресс-30»; 1656 кг 61: 1: 40
22.07 29.12 "Союз ТМ-З" 160: 7: 17
  30.07 Викторенко А.С.     (ЭО-1)/ТМ-2 7: 23: 5
  29.12 Александров А.П.        (ЭО-2)/ТМ-3 160: 7: 17
  30.07 [Фарис М.А. - Сирия] (ЭО-1)/ТМ-2 7: 23: 5
04.08 23.09 "Прогресс-31»; 2441 кг 50: 4: 18
24.09 19.11 «Прогресс-32»; 2341 кг 56: 1: 14
21.11 19.12 «Прогресс-33»; 2082 кг 27: 13: 49
21.12 17.06.1988 «Союз ТМ-4» 177: 22: 55
  21.12.1988 Титов В.Г. («Океан ") (ЭО-3)/ТМ-6 365: 22: 39
  21.12.1988 Манаров М.Х.         (ЭО-3)/ТМ-6 365: 22: 39
  29.12.1987 Левченко А.С.        (ЭО-2)/ТМ-3 7: 21: 58

 

1988

 

21.01 04.03 «Прогресс-34": 2324 кг 43: 8: 38
24.03 05.05 «Прогресс-35»: 2283 кг 42: 9: 54
13.05 06.06 «Прогресс-36": 2337 кг 23: 20: 48
07.06 07.09 «Союз ТМ-5» 91: 10: 47
  17.06 Соловьи» А.Я.      (ЭО-3)/ТМ-4 9: 20: 10
  17.06 Савиных В.П.        (ЭО-3)/ТМ-4 9: 20: 10
17.06 [Александров А.П.-НРБ] (ЭО-3)/ТМ-4 9: 20: 10
19.07 12.08

«Прогресс-37»; 2305 кг

16: 33
29.06 21.12 «Союз ТМ-6» 114: 5: 54
  07.09 Ляхов В.А. {"Протон") (ЭО-3)/ТМ-6 8: 20: 27
  27.04.1989 Поляков В.В.   (ЭО-3,ЭО-4)/ТМ-7 240: 22: 35

 

 

Даты операций

Космические аппараты

Продолжит. полета

старт посадка («Позывные») сут час мин
  07.09 (Моманд А.А. - Афган.](ЭП-4)/ТМ-5 8: 20: 27
10.09 23.11 «Прогрвсс-38»; 2282 кг 74: 18: 33
26.11 27.04.1989 «Союз ТМ-7» 151: 11: 8
  27.04.89 Волков А.А.              (ЭО-4)/ТМ-7 151: 11: 8
  27.04.89 Крикалев С.К.        (ЭО-4)/ТМ-7 151: 11: 8
  21.12.1988 [Кретми Ж.Л.-Франция](ЭП-5)/ТМ-6 24: 18: 7
25.12 07.02.1989 «Прогресс-39» 2242 кг 44: 9: 37

 

10.02 05.03 «Прогресс-40»; 1993 кг 22: 7: 34
16.03 25.04 «Прогресс-41»; 2238 кг 39: 18: 17
23.08 01.12 «Прогресс М»; 2682 кг 100: 8: 11
06.09 19.02.1990 «Союз ТМ-8» 166: 6; 58
  19.02.90 Викторенко А.С.    (ЭО-5)/ТМ-8 166: 6: 58
  19.02.90 Серебров А.А.      (ЭО-5)/ТМ-8 166: 6: 58
26.11 «_» Модуль «Квант»; 1596 кг

 *          *           *

20.12 09.02.1990 "Прогресс М-2»; 2726 кг 51: 4: 25

1990

 

11.02 09.08 «Союз ТМ-9» 179: 1: 19
  09.08 Соловьев А.Я.    (ЭО-6)/ТМ-9 179: 1: 19
  09.08 Баландин А.Н.     (ЭО-6)/ТМ-9 179: 1: 19
01.03 28.04 «Прогресс М-З»; 2643 кг 58: 1: 42
0605 27.05 «Прогресс-42»; 2409 кг 21: 15: 43
31.05 «_» Модуль «Кристалл»; 1965 кг

 *           *          *

01.08 10.12 "Союз ТМ-10" 130: 20: 36
  10.12 Манаков Г.М.      (ЭО-7)/ТМ-10 130: 20: 36
  10.12 Стрекалов Г.М.  (ЭО-7)/ТМ-10 130: 20: 36
15.08 20.09 «Прогресс М-4»; 2689 кг 36: 7: 41
27.09 28.11 «Прогресс М-5»; 2594 кг 62: 1: 27
02.12 26.05.1991 «СОЮЗ ТМ-11» 175: 1: 52
  26.05.91 Афанасьев В.М.  (ЭО-8)/ТМ-11 175: 1: 52
  26.05.91 Манаров М.Х.    (ЭО-8)/ТМ-11 175: 1: 52
  10.12.1990 [Акияма Т. - Япония) (ЭП-6)ТМ-10 7: 21: 55

1991

 

14.01 15.03 «Прогресс М-6"; 2546 кг 60: 3: 17
19.03 07.05 "Прогресс М-7»; 2542 кг 49: 4: 2
18.05 10.10.1991 «Союз ТМ-12» 144: 15: 22
  10.10.91 Арцебарский А.П. (ЭО-9)/ТМ-12 144: 15: 22
  25.03.92 Крикалев С.К.(ЭО-9,ЭО-10)/ТМ-13 311: 20: 1
  2605.91 Шармен X. - Великобр.(ЭП-7)/ТМ-11 7: 21: 15
30.05 16.08 «Прогресс М-8»; 2693 кг 76: 22: 30

 

Даты операций

Космические аппараты.

Продолжит. полета

старт посадка («Позывные») сут час мин
21.08 30.09 «Прогресс М-9»;2730кг(в СГК 59кг) кг) 40: 9: 24
02.10 25.03.1992 «Союз ТМ-13» 175: 2: 51
  25.03.92 Волков А.А.     (ЭО-10)/ТМ-1З 175: 2: 51
  10.10.91 Аубакиров Т.О. (ЭП-8)/ТМ-12 7: 22: 12
  10.10.91 [Фибек Ф.-Австрия] (ЭП-8)/ТМ-12 7: 22: 12
17.10 20.01.92 "Прогресс М-10»; 2623, 5 кг 95: 12: 1

 

1992

25.01 13.03 «Прогресс М-11»; 2576 кг 48: 7: 57
17.03 10.08 «Союз ТМ-14» 145: 14: 11
  10.08 Викторенко А.С.  (ЭО-11)/ТМ-14 145: 14: 11
  10.08 Калери А.Ю. (ЭО-11)/ТМ-14 145: 14: 11
  25.03 [Фладе К.Д. - ФРГ) (Эп-9)/ТМ-13 7: 21: 57
20.04 28.06 «Прогресс М-12»; 2748,5 кг 69: 2: 33
30.06 24.07 «Прогресс М-13»; 2752 кг 23: 15: 20
27.07 01.02.1993 «Союз ТМ-15» 188: 21: 39
  01.02.93 Соловьев А.Я. (ЭО-12)/ТМ-15 188: 21: 39
  01.02.93 Авдеев С.В.    (ЭО-12)/ТМ-15 188: 21: 39
  10.08.1992 (Тонини М.-Франция](ЭП-10)/ТМ-14 13: 18: 56
16.08 22.10 «Прогресс М-14»; 2532 кг 67: 00: 50
27.10 07.02.1993 «Прогресс М-15»; 2558 кг 102: 13: 23

 

1993

21.01 22.07 «Союз ТМ-16» 179:  00: 44
  22.07 Манаков Г.М.  (ЭО-13)/ТМ-16 179:     00: 44
  22.07 Полещук А.Ф. (ЭО-13)/ТМ-16 179:     00: 44
21.02 27.03 «Прогресс М-16»; 2598 кг 33:       16: 53
31.03 03.03.1994 «Прогресс М-17»; 2603,5 кг 337:  
22.05 04.07 «Прогресс М-18»;2192кг(в СГК25кг) 43:  10: 23
01.07 14.01.1994 «Союз ТМ-17" 196:     17: 46
  14.01.94 Циблиев В.В.  (ЭО-14)/ТМ-17 196:  17: 46
  14.01.94 Серебров А.А. (ЭО-14)/ТМ -17 196:     17: 46
  22.07.93 [Эньере Ж.П-Франция](ЭП-11)ТМ-16 20:       16: 09
11.08 13.10 «Прогресс М-19»;2248,5кг(в СГК 57кг) кг) 63:       1: 58
12.10 21.11 «Прогресс М-20»;2209,5 кг(в СГК60кг) 40:       11: 30
             1994

 

08.01 09.07 «Союз ТМ-18» 182:     00: 27
  09.07 Афанасьев В.М. (ЭО-15)/ТМ-18 182:     00: 27
  09.07 Усачев Ю.В.      (Э0-15)/ТМ-18 182:     00: 27
  22.03.95 Поляков В.В.(ЭО-15,ЭО-16,ЭО-17)/ТМ-20 437:    17: 58
28.01 23.03 «Прогресс М-21»; 2385 кг 53:       3: 48
22.03 23.05 «Прогресс М-22»; 2363 кг 61:      23: 58
22.05 02.07 «Прогресс М-23»; 2207кг(в СГК 56,5 кг) 41:      10: 38

 

 

Даты операций

Космические аппараты.

Продолжительность полета

старт посадка «Позывные» сут час мин
01.07 04.11 «Союз ТМ-19» 125: 22: 53
  04.11 Маленченко Ю.И. (ЭО-16)/ТМ-19 125: 22: 53
  04.11 Мусабаев Т.Д.  (ЭО-16)/ТМ-19 125: 22: 53
25.08 05.10 «Прогресс М-24»; 2355 кг 60: 8: 5
04.10 22.03.1995 «Союз ТМ-20» 169: 5: 21
  22.03 Викторенко А.С. (ЭО-17)/ТМ-20 169: 5; 21
  22.03 Кондакова Е.В. (ЭО-17)/ТМ-20 169: 5: 21
  04.11 [Мербольд У.-ЕКА-ФРГ](ЭП-12)/ТМ-19 31: 12: 36
11.11 16.02.1995 «Прогресс М-25»; 2380,4 кг 97: 9: 30

1995

15.02 15.03 «Прогресс M-26»; 2388,1 кг 27: 13: 27
14.03 11.09 «Союз TM-21» 115: 8: 43
  07.07 Дежуров В.Н.  (ЭО-18)/SТS-71 115: 8: 43
  07.07 Стрекалов Г.М. (ЭО-18)/SТS-71 115; 8: 43
  07.07 (Тагард Н.И.-США](ЭО-18)/STS-71 115: 8: 43
09.04 23.05 «Прогресс М-27»; 2390 кг 43 7: 54
20.05  «_» Модуль «Спектр», 6650 кг

*           *       *

27.06 07.07 «Атлантис»; STS-71 9: 19: 22
  07.07 [Гибсон Р.Л.-США](ЭП-13)/STS-71 9: 19: 22
  07.07 [Прекорт Ч.ДЖ.-США](ЭП 13)/STS-71 9: 19: 22
  07.07 [Бейкер Э.Ш.-США](ЭП-13)/STS-71 9: 19: 22
  07.07 [Харбо Г.Дж.-США](ЭП13)/SТS-71 9: 19: 22
  07.07 [Даyбар Б.Дж.-США](ЭП-13)/STS-71 9: 19: 22
  11.09 Соловьев А.Я.       (ЭO-19)/ТМ-21 75: 11: 20
  11.09 Бударин Н.М.(ЭО-19)/«Союз ТМ-21» 75: 11: 20
20.07 04.09 «Прогресс М-28»; 2379,5 кг 46: 6: 30
03.09 29.02.1996 «Союз ТМ-22» 179: 01: 42
  22.02.96 Гидзенко Ю.П. (ЭО-20)/ТМ-22 179: 01: 42
  29.02.96 Авдеев С.В. (ЭО-20)/ТМ-22 179: 01: 42
  29.02.96 (Райтер Т.-ЕКА -ФРГ](ЭО-20)/ТМ-22 179: 01: 42
08.10. 19.12 «Прогресс М-29", 2382,4 кг 71: 21: 24
21.11 20.11 «Атлантис»; STS-74 8: 4: 31
  20.11 [Камерон К.Д.-США](ЭП-14)/STS-74 8: 4: 31
  20.11 [Халселл Дж.Д.-США](ЭП-14)/ STS-74 8: 4: 31
  20.11 [Росс Дж.Л. -США](ЭП-14)/ STS-74 8: 4: 31
  20.11 [МакАртур B.C. - США](ЭП-14)/ STS-74 8: 4: 31
  20.11 [Хадфилд К. - Канада](ЭП-14)/ STS-74 8: 4: 31
18.12 22.02.1996 «Прогресс М-3О», 2325 кг 66: 00: 26

 

Даты операций

Космические аппараты.

Продолжит. полета

старт посадка («Позывные») сут час мин
           

1996

21.02 02.09 «Союз TM-23» 193: 19: 08
  02.09 Онуфриенко Ю.И. (ЭО-21)/ТМ-23 193: 19: 08
  02.09 Усачёв Ю.В.     (ЭО-21)/ТМ-23 193: 19: 08
22.03 31.03 «Атлантис»; STS-76 9: 5: 17
  31.03 [Чилтон К.Р.-США](ЭО-15)/STS-76 9: 5: 17
  31.03 (Сирфосс Р.А.-США](ЭП-15)/STS-76 9: 5: 17
  31.03 [Сига P.M. - США] (ЭП-15)/STS-76 9: 5: 17
  31.03 [Клиффорд P.M. -США](ЭО-15)/STS-76 9: 5: 17
  31.03 [Гудвин Л.М.-США](ЭП-15)/STS-76 9: 5: 17
  26.09 [Люсид Ш.У.-США](ЭО-21,30-22)/STS-79 188: 4: 00
23.04 * - * Модуль «Природа»

*           *      *  

05.05 01.08 «Прогресс М-31"; 2410,2 кг 88: 12: 29
31.07 21.11 «Прогресс М-Э2": 2407,8 кг 112: 3: 33
17.08 02.03.1997 «Союз ТМ-24»      
  02.03.97 Корзун В.Г.        (ЭО-22)/ТМ-24      
  02.03.97 Калари А.Ю.     (ЭО-22)/ТМ-24      
  02.09 [Андре-Двз К.-Франция](ЭП-16)/TM-23 15: 18: 24
16.09 26.09 «Атлантис»; STS-79 9: 5: 17
  26.09 (Ридди У.Ф. - США](ЭО-17)/STS-79 9: 5: 17
  26.09 [Уилкутт Т.У. - США](ЭО-17)/STS-79 9: 5: 17
  26.09 [Эпт З.Дж. - США] (ЭП-17)/STS-79 9: 5: 17
  26.09 [Эйкерс Т.Д.-США](ЭП-17)/STS-79 9; 5: 17
  26.09 [Уолз К.Э. - США] (ЭП-17)/STS-79 9: 5: 17
  22.01.97 [Блаха Дж.Э. - США](Э0-22)/STS-81 128: 5: 28
20.11   «Прогресс М-ЗЗ»; 2462 кг

 

    1997

 

12.01 .01 «Атлантис»; STS-81 10: 4: 55
    [Байкер М.А. - США](ЭО-18)/STS-81 10: 4: 55
    [Джетт Б. - США](ЭП-18)/STS-81 10: 4: 55
    [Уайэофф П.Дж. - США](ЭП-18)/STS-81 10: 4: 55
    [Грунсфелд Дж.-США](ЭП-18)/STS-81 10: 4: 55
    [Айвинс М.С.-США](ЭП-18)/STS-81 10: 4: 55
    [Линенджер Д.М.-США](ЭО-22,30-23)/STS-84      
10.02   «Союз ТМ-2»      
    Циблиев В.В. (ЭО-23)/ТМ-25      
    Лазуткин А.И. (ЭО-23)/ТМ-25      
  02.03 [Рейнхольд Э.-ФРГ](ЭП-19)/ТМ-24 19: 16: 35
06.04   «Прогресс М-34»

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: