Формирование и использование ресурсов Международного валютного фонда

Материальной основой деятельности МВФ является уставной капитал. Уставной капитал фонда сформировался на основе соглашения об образовании МВФ из взносов стран-участниц пропорционально объему ВВП и объему годового экспорта. Основные принципы функционирования уставного капитала были зафиксированы в Уставе. Первоначальная доля (квота) каждой страны в уставном капитале была представлена национальной валютой (75%) и золотом (25%) или СДР в настоящий момент.

СДР были введены в качестве замены твердым конвертируемым валютам. Таким образом в международный оборот введены такие деньги, запас которых можно было пополнять сознательно по мере необходимости. СДР предназначены для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов МВФ. Их появление явилось следствием проблемы международной ликвидности – возможности стран бесперебойно погашать международные денежные обязательства с помощью взаимоприемлемых платежных средств.

Квоты стран – членов МВФ оплачиваются полностью. Размер квоты учитывался в долларах США и определял степень участия той или иной страны в принятии решений и управлении МВФ. Каждая страна получала соответствующее количество голосов при голосовании на ежегодных собраниях (конференциях). Расчет голосов первоначально осуществлялся по формуле: 250 базисных голосов, которые представляются каждой стране – члену МВФ, плюс один голос за каждые 1000 долл. взноса в уставной капитал. Величина квот начиная с 1947 г. пересматривалась 9 раз. Однако в целом позиции основных стран-участниц сохранились. Господствующее положение с самого начала занимали США. Они были фактически учредителем фонда, внеся наибольшую квоту в уставной капитал. Этот факт обусловил и господствующее положение США в принятии решений. 20 наиболее развитых государств мира имели более 56% голосов, в том числе США - 18,2%, Великобритания – 6,5%, Германия – 5,7%, Япония -5,5% и т.д. Пять стран, имеющих наибольшие квоты, имеют постоянных членов Исполнительного совета (США, Германия, Япония, Великобритании, Франция), что фиксирует фактически их главную роль в деятельности фонда.

В 1990-е годы в фонд вступили новые члены, в том числе постсоветские государства, включая Россию (1992). Теперь в МВФ входит 185 государств. Возросли и финансовые ресурсы фонда. Общий капитал, находящийся в его распоряжении, оценивался на начало 2002 г. в 281 млрд. СДР. Он сформирован как от взносов стран-участниц, так и от специальных заимствований, за которыми МВФ периодически обращается к Банку международных расчетов, а также к правительствам отдельных государств (например, Бельгии, Швейцарии, Японии, Саудовской Аравии и др.).

Принятие решений по важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%). Это обеспечивает контроль за принятием решений (вплоть до вето) США и странам ЕС.

Изначально кредитная деятельность МВФ формировалась как техническая помощь странам, имеющим проблемы с платежным балансом и удерживающим курс национальной валюты на фиксированном уровне. Основным источником представления кредитов являются средства уставного капитала и мобилизуемые заемные средства.

В уставе фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:

-сделка (transaction) – представление валютных средств из его ресурсов;

-операция (operatin) – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами – казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна нуждающаяся в иностранной валюте, производит (заимствование), иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в полном смысле слова. На практике в фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы под залог соответствующих сумм неконвертируемых валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в фонде до выкупа их странами – эминтентами этих валют.

МВФ взимает с заемщика разовую комиссию в размере 0,5% суммы сделки и 1% за предоставляемые кредиты. Ставка фонда базируется на рыночных ставках. Страна –заемщик обязана производить выкуп избытка для фонда своей валюты по мере восстановления платежного равновесия. Если находящаяся у фонда национальная валюта покупается другим государством, то это означает погашение задолженности, т.е. в данном случае фонд исполняет клиринговые функции.

В настоящее время в МВФ действуют четыре основные формы доступа к кредитным ресурсам:

- резервная доля;

- кредитные доли;

-соглашения о резервных кредитах и соглашения о расширенных кредитах;

-схема расширенного финансирования.

В системе кредитования МВФ существуют также механизмы, направленные на поддержку финансового положения экономически отсталых стран в связи с ухудшением их общего социально-экономического положения.

Все запросы о помощи, за исключением получения резервной доли рассматриваются в Исполнительном совете. Размер помощи, на которую может рассчитывать государство-член фонда, целиком и полностью определяется его квотой, хотя в некоторых исключительных случаях может превышать предусмотренные лимиты. Также Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране - заемщице, которая должна выполнять макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: