На основании полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку коленчатого вала производим построение диаграммы износа. которая дает наглядное представление о характере износа шейки по окружности и позволяет определить местоположение масляного отверстия.
Для построения диаграммы износа проводим окружность, изображающую в произвольном масштабе шатунную шейку.
Дальнейшее построение осуществляем в предположении, что действие каждого вектора силы распространяется на по окружности шейки в обе стороны от точки приложения силы.
По диаграмме определяем угол ,определяющий положение оси масляного отверстия:
Для упрощения расчета результирующих величин составляем таблицу 3, в которую заносим значения сил , действующих по каждому лучу, и их сумму.
Таблица 3 – Определение суммарных сил обуславливающих характер износа шатунной шейки.
RШШi | Значения RШШi для лучей, (H) | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
RШШ 0 | 27452,481 | 27452,481 | 27452,481 | - | - | - | - | - | - | - | - | 27452,481 |
RШШ 30 | 23045,016 | 23045,016 | 23045,016 | - | - | - | - | - | - | - | - | 23045,016 |
RШШ 60 | 13375,236 | 13375,236 | 13375,236 | - | - | - | - | - | - | - | - | 13375,236 |
RШШ 90 | 12135,278 | 12135,278 | - | - | - | - | - | - | - | - | 12135,278 | 12135,278 |
RШШ 120 | 17723,726 | 17723,726 | - | - | - | - | - | - | - | - | 17723,726 | 17723,726 |
RШШ 150 | 20356,386 | 20356,386 | - | - | - | - | - | - | - | - | 20356,386 | 20356,386 |
RШШ 180 | 20808,309 | 20808,309 | 20808,309 | - | - | - | - | - | - | - | 20808,309 | 20808,309 |
RШШ 210 | 20356,386 | 20356,386 | 20356,386 | - | - | - | - | - | - | - | - | 20356,386 |
RШШ 240 | 17860,548 | 17860,548 | 17860,548 | - | - | - | - | - | - | - | - | 17860,548 |
RШШ 270 | 12420,592 | 12420,592 | 12420,592 | - | - | - | - | - | - | - | - | 12420,592 |
RШШ 300 | 12397,445 | 12397,445 | - | - | - | - | - | - | - | - | 12397,445 | 12397,445 |
RШШ 330 | 17947,013 | 17947,013 | - | - | - | - | - | - | - | - | 17947,013 | 17947,013 |
RШШ 360 | 13333,210 | 13333,210 | 13333,210 | - | - | - | - | - | - | - | 13333,210 | 13333,210 |
RШШ 390 | - | - | - | - | - | - | - | - | 7228,368 | 7228,368 | 7228,368 | 7228,368 |
RШШ 420 | 10474,557 | 10474,557 | - | - | - | - | - | - | - | - | 10474,557 | 10474,557 |
RШШ 450 | 15520,757 | - | - | - | - | - | - | - | - | 15520,757 | 15520,757 | 15520,757 |
RШШ 480 | 20682,019 | 20682,019 | - | - | - | - | - | - | - | - | 20682,019 | 20682,019 |
RШШ 510 | 22405,551 | 22405,551 | - | - | - | - | - | - | - | - | 22405,551 | 22405,551 |
RШШ 540 | 22023,918 | 22023,918 | 22023,918 | - | - | - | - | - | - | - | 22023,918 | 22023,918 |
RШШ 570 | 20888,774 | 20888,774 | 20888,774 | - | - | - | - | - | - | - | - | 20888,774 |
RШШ 600 | 17955,883 | 17955,883 | 17955,883 | - | - | - | - | - | - | - | - | 17955,883 |
RШШ 630 | 12254,846 | 12254,846 | 12254,846 | - | - | - | - | - | - | - | - | 12254,846 |
RШШ 660 | 13228,646 | 13228,646 | - | - | - | - | - | - | - | - | 13228,646 | 13228,646 |
RШШ 690 | 22825,254 | 22825,254 | - | - | - | - | - | - | - | - | 22825,254 | 22825,254 |
RШШ 720 | 27452,481 | 27452,481 | 27452,481 | - | - | - | - | - | - | - | 27452,481 | 27452,481 |
∑RШШi | 434924,3 | 419403,6 | 249227,7 |
|
|
|
|
| 7228,368 | 22749,13 | 276542,9 | 442152,7 |
Построение графика суммарного крутящего момента двигателя
Крутящий момент , развиваемый одним цилиндром двигателя в любой момент времени:
. (85)
Кривая изменения силы является также и кривой изменения , но в масштабе:
. (86)
При построении графика суммарного крутящего момента график при выбранном масштабе разбиваем на число участков, равное числу цилиндров двигателя. Все участки совмещаем на новой координатной сетке длиной Q и суммируем.
Для четырехтактного двигателя:
(87)
По графику определяем среднее значение суммарного крутящего момента :
(88)
где - соответственно положительная и отрицательная площади, заключенные между кривой и линией ОА;
ОА - длина интервала между вспышками на диаграмме, мм.
По величине определим действительный эффективный крутящий
момент , снимаемый с вала двигателя:
. (89)
Значение найденного в тепловом расчете двигателя:
.