Зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста

В многочисленных публикациях Т. А. Репина, Я. Л. Коломинского, В. В. Абраменкова и др. психологов отечественных и зарубежных тема влияния самооценки на статус в группе не может быть подтверждена в полной мере, так как необходимо еще и практическое подтверждение, поэтому мы вывели гипотезу Н1: что существует прямопропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста.

Но мы, изучив теоретическим путем данную тему, пришли к выводу, что появившись на свет ребенок является еще совершенно незрелым и находясь в полной зависимости от окружающих его взрослых, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды. Но, постепенно, взрослея и становясь личностью, он вступая в межличностные отношения в группе занимает определенную позицию. Таким образом, обозначая свое положение в подсистеме отношений, личность приобретает статус в группе. И от того какая у личности, сформировалась самооценка формируется этот статус. А, поскольку, значение статуса для человека велико, то, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя.

Вопрос о статусе, который занимает ребенок в системе межличностных отношений, и факторах, его определяющих, исследовался отечественными и зарубежными психологами. И поэтому, для подтверждения нашей гипотезы мы изучили специальную литературу по влиянию самооценки на личность человека, используя труды Р. Бэрона, А. А. Бодалева, В. Н. Мясищева и др.

И пришли к выводу, что самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих, а неадекватная самооценка имеет опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств (нетерпимость к мнениям других, высокомерие, безынициативность, трудность общения с другими).

А проанализировав формирование самооценки на разных возрастных этапах дошкольного и школьного возраста детей мы определили в каком возрасте наиболее ярко выражена установка на осознание себя с другими. Оказалось, что в подростковом периоде подростку легче сравнивать себя со сверстниками, чем со взрослыми, вот почему для него статус в группе наиболее важен, чем в другом возрастном периоде, ведь самооценка, если она неадекватная, может отрицательно повлиять на межличностное взаимодействие в группе. Поэтому для подтверждения нашей гипотезы в исследовательской части курсовой работы, в качестве испытуемых взяли детей подросткового возраста, чтобы определить насколько существует прямопропорциональная зависимость самооценки и статуса у наших испытуемых.

 



Анализ изучаемой проблемы по влиянию самооценки на социометрический статус в группе

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Одной из важнейших черт характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного неприятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

И поэтому, чтобы разобраться в проблеме влияния самооценки на статус в группе, мы провели диагностическое исследование с помощью специальных методик в школьном коллективе детей подросткового возраста (14-15 лет).

Для реализации целей исследования нами были выбраны несколько методик.

1) Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Целью применения данной методики было выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый».

2) Тестовая методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. Для измерения уровня самооценки.

 

Описание методик исследования. Обработка и интерпретация данных.

В исследовании участвовали учащиеся МОУ СОШ № 22 ученики 9 «В» класса. В количестве 22 человека 16 мальчиков и 6 девочек 2 человека из группы отсутствовали.

В исследовании использовались такие методики как:

 1) Методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Целью применения данной методики было выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый».

Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучения социально-психологического климата в трудовых и учебных коллективах. Термин ''социометрия'' означает измерение межличностных взаимодействий в группе. Как метод социометрия представляет собой систему технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей индивидуума с членами той группы, в которой он работает и живет. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но душевное состояние человека.

Целью данного  исследования с помощью этой методики  является

а)измерение степени сплоченности—разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии—антипатии, где на крайних полюсах оказываются ''лидер'' группы и ''отвергнутый'';


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: