Создание МВФ. Основные задачи и направления деятельности

Международный валютный фонд, МВФ - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.                 МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1 - 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-гемпшир). Конференция приняла Статьи соглашения МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27.12.1945г.. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 59 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 года.              СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции. Однако впоследствии в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом он не ратифицировал Статьи соглашения МВФ. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны, СНГ и страны Балтии - на протяжении периода с апреля по сентябрь 1992 г. В 1999 г. (по состоянию на январь) число стран -членов МВФ составляло 182. Постоянное местопребывание руководящих органов - Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.                                                  Целью МВФ является:                                                                                - Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;         - Расширение, сбалансированный рост международной торговли и соответственно рост занятости и улучшение экономических стран-членов;           - Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами; - Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;                                                                                          - Содействие в создании многосторонней системы платежей по операциям между странами-членами и устранение валютных ограничений;     - Помощь странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;                                                                   -Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран- членов;          - Консультационная помощь по финансовым и валютным вопросам;          - Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.                                       По мере эволюции МВС, а также трансформации деятельности МВФ Статьи соглашения трижды пересматривались.                                          Первая серия поправок была в 1968 -1969 гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР), во второй, в 1976 – 1978 гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему, третья поправка (1990 - 1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом.

2. Структура управления МВФ.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.               В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.                                       В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет - 250 «базовых» голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам.                                                                                Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (70% - 85% голосов стран-членов).                       Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией МВС. Однако фактически он пока не создан, и его роль играет учрежденный в 1974 г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы. Временный комитет состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе и от России. Он собирается на свои заседания дважды в год. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: осуществляет руководство Исполнительным советом; занимается выработкой стратегических решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ. Подобный статус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам - Комитет развития. Он консультирует Советы управляющих МВФ и МБРР по проблемам экономического развития.      Уроки финансового кризиса 1997 - 1998 гг., выявившего потребность в более оперативном и целенаправленном реагировании на постоянные изменения состояния мировых валютно-финансовых отношений, в усилении эффективности механизма выработки и принятия коллективных решений, побуждают МВФ, в частности, к осуществлению мер по повышению статуса и роли Временного комитета, вплоть до преобразования его в предусмотренный уставом Совет на министерском уровне, который, в отличие от Временного комитета, обладал бы директивными полномочиями. По словам руководителя Фонда М. Камдессю, «такое преобразование придало бы МВФ новую и чрезвычайно важную легитимность для разрешения все более усложняющихся задач, которыми он призван заниматься».[12]                                                           Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления. В большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.              Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора- распорядителя, по традиции это представитель из Европы, который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате и возглавляет административный аппарат фонда.                                                            В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).                                                          Директор-распорядитель (с 1987 г.) - Мишель Камдесю (Франция; в мае 1996 г. переизбран на третий срок, начавшийся с 16 января 1997 г.), его первый заместитель (с 1994 г.) - Стэнли Фишер (США).                   Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.                                                                         В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников из 122 стран, 50% из которых – женщины. Это экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии. (Приложение 5).               

Заключение

В данной курсовой работе мы попытались охватить все, что касается валютных рынков, его регулирования. Рассмотрели инструменты сделок на валютном рынке, и изучили некоторые валютные расчеты.

Все характеристики, касающиеся валютного рынка, как мирового, так и Российского подробно рассмотрели в первой главе, во втором и третьем пунктах. Также при изучении мы усвоили в второй главе, что Международный Валютный Фонд является важным регулятором современной мировой валютной системы. Его работа тесно взаимосвязана с другими международными финансовыми организациями. Их совместная деятельность необходима для нормального функционирования экономики как развитых, так и развивающихся стран. Роль МВФ в качестве поддержки экономики во время порой непредсказуемых финансовых кризисов и преодолении бедности неоценима.

В заключении хотелось бы отметить, что в последние годы заметно оживились дискуссии о путях формирования мировой финансовой системы XXI в. Кризисные явления, наблюдавшиеся в мировой валютно-финансовой системе, наглядно продемонстрировали, что механизм, регулирующий функционирование этой системы,перестал отвечать потребностям современного мирового хозяйства. Необходимо выработать основополагающие принципы валютных и финансовых отношений, которые в дальнейшем защитили бы мировое сообщество и все страны-члены от разрушительного воздействия возможных валютных кризисов.

 

Приложение 1а. (стр.11-12)

Задача № 1.

Банк в Москве установил следующую котировку доллара США к рублю: покупка – 5450; продажа – 5500. Определить:

А) сколько рублей будет получено при обмене 100 долл. США;

Б) сколько долларов США будет получено при обмене 1 млн.руб.

Решение:

А) в соответствии с формулой (1.3(1)) при обмене 100 долл.США будет получено:

    100*5450 = 545000 руб.;

Б) в соответствии с формулой (1.3(2)) при обмене 1 млн.руб. будет получено:

    1000000/5500 = 181,8 долл.

Задача № 2.

Курс доллара США к фунту стерлингов в Лондонском банке составляет: покупка – 1,6510; продажа – 1,6480. Определить:

А) сколько фунтов стерлингов можно получить при обмене 1000 долл. США;

Б) сколько долларов США будет получено при обмене 1000 ф.ст.

Решение:

А) в соответствии с формулой (1.3(3)) при обмене 100 долл.США будет получено:

    1000/1,6510 = 605,6 ф.ст.;

Б) в соответствии с формулой (1.3(4)) при обмене 1000 ф.ст. будет получено:

    1000*1,6480 = 1648 долл.

Задача № 3.

    Курс долл.США к рублю равен 5464. Средние ставки межбанковских кредитов на месяц равны: по рублям – 38% год., по долл.США – 16% год.

Определить:

А) точное значение одномесячного теоретической форвардной маржи;

Б) Как должен котироваться долл.США к рублю при заключении форвардных контрактов.

Решение:

А) в соответствии с формулой (1.3(8)) точное значение теоретического курса форвард долл.США к рублю:

Точное значение теоретической форвардной маржи:

Б) поскольку ставки процентов по рублям выше, чем по долл.США, доллар при форвардных сделках должен котироваться с премией.

Приложение 1б. (стр.16)

Задача № 4.

Фирме в России потребуется 100 тыс.долл.США через 1 месяц. Курс доллара к рублю равен: спот 5520 - 5590; 1 мес. 50 – 70. Определить результат форвардной сделки по покупке долларов, если курс доллара через 1 мес.составит: а) 5650 – 5770; б) 5550 – 5630.

Решение:

Доллар США котируется с премией по курсу форвард 5570- 5660. Затраты на покупку 100 т.долл.достигнут:

100 000 * 5660 = 566 000 000 руб.

Эффективность (стоимость) форвардной покупки долларов в виде годовой ставки процентов по формуле (2.1(2)):

  годовых.

При сложившемся курсе 5650 – 5770 экономия от форвардной сделки по сравнению с покупкой по сложившемуся курсу спот составит:

100 000*(5770 – 5660) = 11 000 000 руб.

При сложившемся курсе 5550 – 5630 дополнительные затраты при покупке долларов будут таковы:

100 000*(5660 – 5630) = 3 000 000 руб.

Приложение 2. (стр. 13-15)

« Структурная характеристика валютного рынка»

Приложение 3. (стр.15)

«Черные рынки»

 

 

Приложение 4. (стр.26)

«МВФ - очередной доклад по стране №09/246 в отношении РФ»

 

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МВФ ПО СОСТОЯНИЮ НА 30 АПРЕЛЯ 2009 ГОДА  
Приложение 5. (стр.33)

Список литературы.

1.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-М.: Юристъ, 2001. – 368с.

2.  Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 416с.

3. Бункина М.К. Валютный рынок. М.: ДИС, 1995. – 112с. (Искусство финансиста).

4.  Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник.- М.: Дело и сервис, 2003. – 544с.

5.  Бункина М.К., Семенов В.А. Рубль в валютном пространстве Европы. – М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2004. – 288с.

6. Евстигнеев В. Р. Мировая валютная-кредитная система и Россия // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - № 10. – 45-50с.

7. Котелкин С.В. Международная финансовая система: Учебник.- М.: Экономистъ, 2004. - 541с.

8. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник -М.: Финансы и статистика, 2000. - 608 с.

9. Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. - 348с.

10. Ликин М. Валютный потоп./ Максим ликин.// Новое время. – 2004. – № 48. – 19с.

11. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей - М: Прогресс, 2002. - 456 с.

12. Медведева М.Б. Валютная биржа-организатор торговли на рынке негосударственных ценных бумаг.// Финансы и кредит-2002.

13. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учеб. /Под ред. Л.Н.Красавиной.— М.: Финансы и статистика. 1994. 336с.

14.  Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. – 1999. - №7. 58 – 66 с.

15. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 605 с.

16. Мишина В.Ю. Российский валютный рынок в зеркале мировых тенденций// Деньги и кредит. – 2005. - № 6. 41-47с.

17. Навой А. Валютный рынок.// Рынок ценных бумаг- 2002.- №1.

18. Наговицин А.Г., Иванов В.В. Валютный курс: Факторы. Динамика. Прогнозирование. М.: ИНФРА-М, 1995. – 176с. (Практикум банкира).

19. Платонова И.Н.. Мировой фондовый рынок и Россия// Деньги и кредит – 2007 – №2. 73-75с.

20. Платонова И.Н. Мировой фондовый рынок и интересы России. М.: Наука, 2006. – 358с.

21. Россик Е.Я., Клюев Ф.Н. Толковый словарь экономических терминов и понятий. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 157с.

22. Симионов Ю.Ф. Мировая экономика, международные экономические отношения. Учебник/ Ю.Ф.Симионов, О.А.Лыкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 505с. – (Высшее образование) – Библиогр.: 498-499с.

23. Фишер II. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2004. – 412с.

24.  Черкасов В.Е. Валютные расчеты: задачи и решения. – М.: Финансы и статистика, 1998.- 128 с.

25. Щеголева Н.Г. Развитие российского валютного рынка на современном этапе.// Финансы и кредит- 2002.- №2.

26. http://www.strategy-center.ru/

 


[1] Наговицин А.Г., Иванов В.В. Валютный курс: Факторы. Динамика. Прогнозирование. М.: ИНФРА-М, 1995. – 176с. (Практикум банкира).

 

[2] Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. /Под ред. Л.Н. Красавиной.— М., Финансы и статистика. 1994, с. 336.

 

[3] Россик Е.Я., Клюев Ф.Н. Толковый словарь экономических терминов и понятий. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 157, 5. Авуары – денежное средство банка в иностранной валюте на его счетах в иностранных банках-корреспондентах, выполняющих финансовые операции по поручению данного банка.

[4] Черкасов В.Е. Валютные расчеты: задачи и решения. – М.: Финансы и статистика, 1998.- 5, 15.

[5] Платонова И.Н. Мировой фондовый рынок и интересы России. М.:Наука, 2006. – 358с.

[6] Черкасов В.Е. Валютные расчеты: задачи и решения. – М.: Финансы и статистика, 1998.- 19с.

[7] Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М: Прогресс, 2002. - 156 с.

[8] Бункина М.К. Валютный рынок. М.: ДИС,1995. – 112с. (Искусство финансиста)

[9] Платонова И.Н..Мировой фондовый рынок и Россия// Деньги и кредит – 2007 – №2. 73-75с.

[10] Евстигнеев В. Р. Мировая валютная-кредитная система и Россия //Мировая экономика и международные отношения. 2000 № 10.

[11] http://www.strategy-center.ru/

[12] Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. – 1999. - №7. 58 – 66 с



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: