Формирование имиджа социального работника

 

. В современных условиях особое значение для эффективной деятельности социального работника имеет профессиональная компетентность специалиста, включающая в себя социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности. Сюда мы относим и понятие «имидж». В педагогической науке это понятие стало рассматриваться сравнительно недавно. Имидж социального работника вследствие новизны этой профессии в нашей стране еще не успел сформироваться. Вместе с тем трудно переоценить значение этого фактора в профессиональном общении, где резко возрастает роль самопрезентации. Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема его целенаправленного формирования в этих условиях подготовки будущих специалистов.

Профессиональный имидж социального работника входит в состав качеств, повышающих эффективность его деятельности. Социальная работа существовала в человеческом сообществе в виде помощи и взаимопомощи испокон веков, опираясь на общечеловеческие духовные ценности. Гуманистические христианские традиции России заложили основу социальной работы на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности.

В процессе своей эволюции она прагматизировадась, отходя от своих истоков духовности, но тем не менее ее определение сейчас представляется как милосердие + умение.

Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле[8].

По мнению Холостовой Е.И. не каждый человек может стать социальным работником. Определяющим критерием является система его духовных ценностей. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.[9]

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что роль личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людям пожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и придти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности[10].

Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа. Понятие "имиджа" включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом.

Понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний. его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием.

Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И.Атватера «Я Вас слушаю», Л.П.Примака. «Общение с собой». Тем более это касается социального работника.

Важнейшим качеством является гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии.[11]Именно благодаря гуманитарным знаниям человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

Формирование духовных потребностей личности является важнейшей задачей социального работника. На протяжении многих веков центрами социальной помощи были церкви и монастыри. В них и под их руководством люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему, очищать и возвышать душу. Духовность характеризуется добрым отношением к другим людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость или горе. Ныне социальная реальность порождает новые механизмы общения людей, самосовершенствования. Такими механизмами являются психотехники. Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В силах социального работника решать задачу формирования духовных потребностей личности и прежде всего самосовершенствования. Во многих философских и мистических учениях, у Сократа. Гурджиева, Кришнамурти, будистов, Лаоцзы подчеркивается, что самонаблюдение и самопознание являются необходимым шагом на пути духовного развития.

В зависимости от содержания задачи меняются способы и виды работы с собой. Наиболее распространенны:

а)Самоисповедь - полный внутренний отчет перед собой о самом себе. Выразить "наболевшее" в словах, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось одним из действенных способов избавления от тягостных мыслей.

Сознательное формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, т.к. задействует механизмы интеллектуального и морального контроля, духовного очищения.

б)Самоубеждение - это принцип коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой процесса являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения, заключающиеся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Заключение

 

Имидж представляет собой образ и способ самопрезентации, выступающий  как инструмент саморазвития, как средство решения личностных и профессиональных проблем, выступает как фактора эффективной профессиональной деятельности.

 Имидж является неотъемлемой частью современной культуры. Из-за стремления индивидов к успеху в профессиональной деятельности, социуме и т.п. изучения имиджа является актуальной проблемой в настоящее время. Не каждый человек может свободно менять свои привычки, устои поведения, внешний вид и т.д.

 Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа:

1) Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И.Атватера, Л.П.Примака, Н.А. Добролюбова

2) Важнейщим качеством является гуманитарная образованность социальных работников - позиция Достоевского

3) Каждый социальный работник должен быть психотехнологом

4) Стремление к самосовершенствованию. Эта позиция нашла свое отражение в работах Сократа. Гурджиева, Кришнамурти, буддистов, Лаоцзы. Самосовершенствование в свою очередь разделяется на: а) самоубеждение б)саморегуляцию

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации, саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

Список литературы:

 

1) Аверченко Л.К. Психология управления/ Л.К. Аверченко – Н,: Новочеркасск, 1994. С. 450

2) Браун Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун – СПб.: Питер Пресс,1996. – С. 9

3) Джи, Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение/Б. Джи – М,: КрипС, 1999. – 357 с.

4) Кордуэлл, М. Психология А-Я: Словарь справочник/ М. Кордуэлл – М,: ФАИР-ПРЕСС,1999 – С. 134

5) Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка/ сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб,: Норинт,1998 – С. 347

6) Панасюк, А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь/ А.Ю. Панасюк – М.: РИПОЛ классик, 2007. – С. 768

7) Примак Л.П. Общение с собой/ Л.П. Примак - М.,Видс,1991, С. 182

8) Почепцов, Г. Имиджелогия/ Г.Почепцов – М,:Рефл-бук,2006. – 576 с

9) Феофанов, О. США: реклама и общество/ О. Феофанов – М,:Наука,1974. – С. 360

10) Холостова, Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника/Е.И. Холостова - М.,Юристъ,1993. - 330 с

11) Жерлыгин С.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИДЖУ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА//http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/imidzhelogija_sdacha_rabot/356.html

12) Кайгородова Л.А Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника//http://refs.su/refssu-1287.htm

 


[1] Кордуэлл, М. Психология А-Я: Словарь справочник/ М. Кордуэлл – М,: ФАИР-ПРЕСС,1999 – С. 134

[2] Панасюк, А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь/ А.Ю. Панасюк – М.: РИПОЛ классик, 2007. – С. 768

[3] Браун Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун – СПб.: Питер Пресс,1996. – С. 9

[4] Джи, Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение/ Б. Джи – М,:КрипС,1999. – 357 с.

[5] Феофанов, О. США: реклама и общество/ О. Феофанов – М,:Наука,1974. – С. 360

[6] Почепцов, Г. Имиджелогия/ Г.Почепцов – М,:Рефл-бук,2006. – 576 с

[7] Кузнецов,С.А. Большой толковый словарь русского языка/ сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб,: Норинт,1998 – С. 347

[8] Кайгородова Л.А Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника//http://refs.su/refssu-1287.htm

 

 

[9]  Холостова, Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника/Е.И. Холостова - М.,Юристъ,1993. С. 12-13.

[10] Жерлыгин С.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИДЖУ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА//http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/imidzhelogija_sdacha_rabot/356.html

[11] Аверченко Л.К. Психология управления/ Л.К. Аверченко -  Н,:Новочеркасск, 1994. С.17



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: