Выживание в холодной воде

1. Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура, ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.

2. Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя.

3. Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.

Что испытывает человек, неожиданно оказавшийся в ледяной воде?

1. Перехватывает дыхание.

2. Голову как будто сдавливает железный обруч.

3. Резко учащается сердцебиение.

4. Артериальное давление повышается до угрожающих пределов.

5.  Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться.

6. Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства - механизм холодовой дрожи.

7. Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три-четыре раза. Однако через некоторый период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 30°С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное давление падет до критических цифр.
 

Основные причины смерти человека в холодной воде:

· Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.

· Смерть может наступить в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду.

· Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи.

Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.

 

 


Приложение 8

Рекомендуемые мероприятия в раздел «Профилактика несчастных случаев на водных объектах» плана образовательной организации по профилактике детского травматизма

№ П.п Наименование мероприятий Дата Ответственный
1 2 3 4
1. Проведение методических совещаний классных руководителей на тему «О мерах профилактики несчастных случаев на водных объектах» Ноябрь, март Заместитель директора образовательной организации
2. Инструктажи по безопасному поведению обучающихся на водоемах в осенне-зимне-весенний периоды Ноябрь - март Классные руководители
3. Проведение практических занятий с обучающимися по темам: «Правила поведения на воде», «Оказание первой помощи пострадавшим», «Правила безопасного пребывания на льду в зимний период» В течение года Классные руководители, учитель ОБЖ
4. Конкурс рисунков, направленный на профилактику детского травматизма на водных объектах Октябрь – март Заместитель директора образовательной организации
5. Учет, умеющих (не умеющих) плавать. Проведение профилактической беседы: «Как научиться плавать в летние каникулы» В течение года Учитель физической культуры
6. Просмотр видеоматериалов и презентаций на тему «Безопасность на воде» Апрель Классные руководители
7. Проведение профилактической беседы: «Безопасное поведение школьников на воде»   Июнь Руководили школьного  лагеря
8. Оформление информационного стенда по безопасности на воде Декабрь Заместитель директора образовательной организации
1 2 3 4
9. Проведение родительских собраний на тему «Повышение ответственности родителей за безопасность пребывания детей на водоемах» Октябрь, декабрь, май Заместитель директора образовательной организации, классные руководители
10. Изучение правил самоспасения, спасания и оказания первой помощи пострадавшим в воде Ноябрь - март Учителя физической культуры и ОБЖ
11. Выпуск информационных материалов (памяток и листовок) «Внимание: вода!», «Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях на воде» Ноябрь Классные руководители
12. Тематические беседы с учащимися по темам: «Меры безопасности на льду осенью», «Предупреждение несчастных случаев на воде в разное время года», «Оказание первой помощи», «Осторожно: тонкий лед!», «Не шути с водой - она не для шуток создана!», «Не зная броду, не лезь в воду!» В течение года Классные руководители
13. Встречи с сотрудниками МЧС по правилам безопасного поведения на воде В течение года Заместитель директора образовательной организации
14. Проведение профилактических бесед педагогическими сотрудниками городских курсов В течение года, согласно плана совместных мероприятий по изучению учащихся ОБЖД Заместитель директора образовательной организации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: