1. Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура, ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.
2. Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя.
3. Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.
Что испытывает человек, неожиданно оказавшийся в ледяной воде?
|
|
1. Перехватывает дыхание.
2. Голову как будто сдавливает железный обруч.
3. Резко учащается сердцебиение.
4. Артериальное давление повышается до угрожающих пределов.
5. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться.
6. Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства - механизм холодовой дрожи.
7. Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три-четыре раза. Однако через некоторый период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 30°С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное давление падет до критических цифр.
Основные причины смерти человека в холодной воде:
· Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.
· Смерть может наступить в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду.
· Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи.
Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.
|
|
Приложение 8
Рекомендуемые мероприятия в раздел «Профилактика несчастных случаев на водных объектах» плана образовательной организации по профилактике детского травматизма
№ П.п | Наименование мероприятий | Дата | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Проведение методических совещаний классных руководителей на тему «О мерах профилактики несчастных случаев на водных объектах» | Ноябрь, март | Заместитель директора образовательной организации |
2. | Инструктажи по безопасному поведению обучающихся на водоемах в осенне-зимне-весенний периоды | Ноябрь - март | Классные руководители |
3. | Проведение практических занятий с обучающимися по темам: «Правила поведения на воде», «Оказание первой помощи пострадавшим», «Правила безопасного пребывания на льду в зимний период» | В течение года | Классные руководители, учитель ОБЖ |
4. | Конкурс рисунков, направленный на профилактику детского травматизма на водных объектах | Октябрь – март | Заместитель директора образовательной организации |
5. | Учет, умеющих (не умеющих) плавать. Проведение профилактической беседы: «Как научиться плавать в летние каникулы» | В течение года | Учитель физической культуры |
6. | Просмотр видеоматериалов и презентаций на тему «Безопасность на воде» | Апрель | Классные руководители |
7. | Проведение профилактической беседы: «Безопасное поведение школьников на воде» | Июнь | Руководили школьного лагеря |
8. | Оформление информационного стенда по безопасности на воде | Декабрь | Заместитель директора образовательной организации |
1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Проведение родительских собраний на тему «Повышение ответственности родителей за безопасность пребывания детей на водоемах» | Октябрь, декабрь, май | Заместитель директора образовательной организации, классные руководители |
10. | Изучение правил самоспасения, спасания и оказания первой помощи пострадавшим в воде | Ноябрь - март | Учителя физической культуры и ОБЖ |
11. | Выпуск информационных материалов (памяток и листовок) «Внимание: вода!», «Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях на воде» | Ноябрь | Классные руководители |
12. | Тематические беседы с учащимися по темам: «Меры безопасности на льду осенью», «Предупреждение несчастных случаев на воде в разное время года», «Оказание первой помощи», «Осторожно: тонкий лед!», «Не шути с водой - она не для шуток создана!», «Не зная броду, не лезь в воду!» | В течение года | Классные руководители |
13. | Встречи с сотрудниками МЧС по правилам безопасного поведения на воде | В течение года | Заместитель директора образовательной организации |
14. | Проведение профилактических бесед педагогическими сотрудниками городских курсов | В течение года, согласно плана совместных мероприятий по изучению учащихся ОБЖД | Заместитель директора образовательной организации |