Технология судейства. Подведение итогов

Утверждено Решением Президиума Федерации спортивного туризма России 30.07.2019 г.

 

Методика судейства соревнований по спортивному туризму (группа спортивных дисциплин «маршрут»).

Подведение итогов.

 

 Показатели (критерии) оценки прохождения спортивного туристского маршрута

Методика судейства соревнований по спортивному туризму (группа спортивных дисциплин «маршрут»). Подведение итогов (далее также – Методика) используется для определения результатов участников соревнований и подведения итогов соревнований по спортивному туризму в группе дисциплин «маршрут», проводимых в соответствии с Правилами вида спорта «спортивный туризм» (далее также – Правила), Регламентом по спортивному туризму (далее также – Регламент), Положением о конкретных спортивных соревнованиях (далее также – Положение о соревнованиях) и иными документами, регламентирующими деятельность Федерации спортивного туризма России. 

Результат оценки рассматриваемого маршрута выражается суммой баллов отдельных показателей. При этом значение каждого показателя определяется методом экспертной оценки.

Совокупность показателей, характеризующих прохождение спортивного туристского маршрута, сведена к пяти основным показателям: Сложность, Новизна, Безопасность, Напряженность, Полезность (информативность).

При этом показатель Безопасность, учитывающий степень безопасного прохождения маршрута, представлен суммой трех оценок: Стратегия (Ст), Тактика (Тк), Техника (Т).

Для соревнований по спортивному туризму любого статуса на 2019 - 2022 годы определены следующие соотношения и диапазоны оценок показателей в баллах, приведенные в Таблицах 1, 2, 3.1, 3.2, 3.3, 4, 5.

2. Чем выше категория сложности маршрута, тем большее количество и более высокую категорию трудности локальных препятствий (ЛП) и протяженных препятствий (ПП) включает маршрут, тем шире набор факторов, определяющих сложность маршрута, тем сильнее влияние этих факторов и препятствий на успешное прохождение маршрута, тем шире интервалы по градациям показателей в приведенных ниже таблицах. 

3. В графе «Характеристика маршрута» даны отдельные признаки характерные интервалам оценки показателей в баллах. Для разных категорий сложности маршрутов указаны верхние и нижние границы оценки. При этом более высокие положительные или отрицательные оценки внутри интервалов соответствуют более сильному влиянию этих признаков на показатели и (или) соответствуют наличию большей совокупности признаков по этим показателям, присущих туристскому маршруту.

4. При оценке прохождения маршрута (далее так же – оценке маршрута) по каждому показателю за базу берутся оценки по этим показателям для эталонного маршрута - маршрута с минимально необходимым набором препятствий, факторов и минимальными значениями других характеристик маршрута, характерных для каждой категории сложности маршрута и вида туризма.

5. Всероссийские коллегии судей по спортивным дисциплинам могут разработать для показателей оценки маршрутов расширенную детализацию признаков, характерных интервалам оценок в Таблицах 1, 2, 3.1, 3.2, 3.3, 4, 5, учитывая специфику дисциплины (вида туризма), и определить их числовые значения, не выходя за границы интервалов в этих таблицах. Обновленные таблицы показателей для этих спортивных дисциплин будут включены в Методику в качестве приложений.

 

6. Смысловое значение показателей оценки прохождения маршрута.

6.1. Сложность.

При оценке маршрута по показателю Сложность следует различать понятия «категория сложности маршрута» - числовое значение от 1 до 6, - результат категорирования маршрута по Методике категорирования туристских маршрутов соответствующего вида туризма, и «сложность маршрута» - параметр, который характеризует любой маршрут по количеству и набору препятствий и факторов, выраженный числовым значением, определяемым судьейэкспертом в соответствии с настоящей методикой.

Оценивается сложность маршрута, участка маршрута, локального или протяженного препятствия, пройденного в туристском спортивном мероприятии.

При оценке сложности пройденного маршрута используются:

Классификация туристских маршрутов;

Методики категорирования туристских маршрутов; Методики категорирования локальных препятствий; Перечни классифицированных маршрутов и препятствий.

Сравнительная оценка маршрутов разных категорий сложности (далее также – к.с.) и категорий трудности препятствий (далее также – к.т.) проводится по принципу – чем выше категория, тем больше числовое значение показателя Сложность.

При определении числового значения показателя Сложность маршрута учитывается количество и трудность определяющих и предопределяющих к.с. маршрута препятствий и факторов, а также всех пройденных на маршруте других локальных препятствий (ЛП) и протяженных препятствий (ПП), их протяженность и местонахождение на нитке маршрута. 

При этом, числовое значение оценки по показателю Сложность, в случае прохождения препятствий или участков маршрута только отдельными участниками группы, например при радиальном выходе или при разделении группы и прохождении разными частями группы разных препятствий, при прохождении технических участков водного маршрута – порогов не всеми участниками или средствами сплава, а также прохождение препятствий под руководством другого участника - не руководителя группы, должно быть ниже, чем прохождение всеми участниками под руководством руководителя группы. Перечисленные отклонения аналогично влияют и на оценку показателя Безопасность – Стратегия и показателей Новизна и Напряженность.

Показатель Сложность учитывает также иные факторы, характеризующие сложность маршрута и зависящие от вида туризма (спортивной дисциплины). 

При оценке сравниваются характеристики, определяющие сложность пройденного маршрута (трудность препятствия), с аналогичными характеристиками эталонных маршрутов той же категории сложности (категории трудности препятствия), содержащихся в Перечнях классифицированных маршрутов и препятствий, или маршрутов (препятствий), ранее пройденных и категорированных, по соответствующим Методикам категорирования туристских маршрутов (локальных препятствий), той же категорией сложности (трудности).



Таблица 1. Показатель Сложность: (от 1 до 120), 6 интервалов

Характеристика маршрута

Категория сложности маршрута

6 5 4 3 2 1

Супер, экстра сложность маршрута. Набор препятствий и факторов, по которому определяется к.с. маршрута, у пройденного маршрута состоит только из препятствий и факторов высшей категории трудности для данной к.с.

120 89 57 34 17,0 10,0
113 83 53 31 16,0 9,0

Очень сильный. Значительно превышает число препятствий, определяющих к.с., для эталонного маршрута. Включает дополнительные определяющие препятствия и дополнительные факторы, значительно увеличивающие сложность пройденного маршрута.

112 82 52 30 16,0 9,0
105 77 48 27 14,0 8,0

Сильный, выше среднего. Включает дополнительные предопределяющие и определяющие препятствия, факторы, по сравнению с эталонным маршрутом, увеличивающие сложность пройденного маршрута.

105 77 48 27 14,0 8,0
100 71 44 24 12,0 6,0

Сложность средняя, выше эталонной. Включает дополнительные предопределяющие препятствия, факторы, не значительно увеличивающие сложность маршрута.

99 70 43 23 12,0 6,0
94 65 39 21 10,0 4,0

Сложность эталонная, минимальная или чуть выше по набору препятствий, по протяженности или иных факторов для маршрута данной к.с.

93 64 38 20 10,0 4,0
88 60 35 18 8,0 3,0

Сложность ниже эталонной, но по совокупности других характеристик (факторов) маршрут не переходит в более низкую категорию сложности.

87 59 34 17 7,0 2,0
83 55 32 15 6,0 1,0

 


 

6.2. Новизна.

Включает такие понятия как степень первопрохождения, оригинальность, нестандартность прохождения маршрута, участка маршрута или препятствия.

Оценка проводится с учетом имеющейся в распоряжении судей-экспертов информации об объекте первопрохождения на момент его прохождения туристской группой.

Первопрохождение маршрута или элементов маршрута может быть полное или частичное (например, новый вариант прохождения ЛП, повышающий безопасность прохождения препятствия или понижающий его категорию трудности).

На оценку маршрута по показателю Новизна влияют такие характеристики, как оригинальность построения и нестандартность прохождения маршрута:

- связка нескольких туристских районов без использования транспортных средств для перемещения между этими районами;

- использование новых видов современных технических средств и технических приемов, при прохождении маршрута или элементов маршрута;

- прохождение маршрута в сроки, отличные от традиционного времени проведения туристских мероприятий в данном географическом районе;

- другие признаки, характерные для показателя Новизна.

Следует учитывать, что при определении числового значения показателя Новизна оценка первопрохождения участка маршрута, пройденного не полным составом группы или пройденное под руководством участника - не руководителя группы, должна быть ниже, чем при прохождении всеми участниками под руководством руководителя группы, даже если это условие было оговорено в МКК при выпуске группы на маршрут.

 


Таблица 2. Показатель Новизна: (от 0 до 24), 6 интервалов

Характеристика маршрута

Категория сложности маршрута

6 5 4 3 2 1

Полное первопрохождение маршрута (первопрохождение всех препятствий, относящихся к предопределяющим и определяющим препятствиям для данной к.с. маршрута и вида туризма).

24 20 16 12 9,0 7,0
19 16 13 9 7,0 5,0

Не полное первопрохождение маршрута (частичное первопрохождение препятствий, относящихся к предопределяющим и определяющим препятствиям для данной к.с. маршрута и вида туризма).

19 16 13 9 7,0 5,0
13 10 8 5 4,0 3,0

Первопрохождение определяющей к.с. части маршрута в известном районе.

17 14 11 8 6,0 4,0
12 9 7 4 3,0 2,0

Первопрохождение нескольких препятствий в т.ч. определяющих категорию сложности маршрута.

12 9 7 4 3,0 2,0
7 6 4 2 1,0 1,0

Первопрохождение препятствий, не относящихся к предопределяющим или определяющим препятствиям для данной к.с. маршрута, новизна технических средств, элементы новизны "старых" маршрутов, варианты или оригинальность прохождения.

7 6 4 2 1,0 1,0
1 1 1 1 0,5 0,5
Элементы новизны отсутствуют 0 0 0 0 0 0

 


 

6.3. Безопасность.

Уровень обеспечения безопасности спортивного туристского мероприятия определяется набором удачных (или неудачных) стратегических, тактических и технических решений, использованных туристской группой при планировании и прохождении маршрута.

Данный критерий должен учитывать весь комплекс мероприятий, предпринятых группой как при подготовке (стратегия), так и на этапе прохождения маршрута (тактика, техника). Поэтому показатель безопасности прохождения оцениваемого маршрута представляет сумму трех оценок: Стратегия (Ст), Тактика (Тк), Техника (Т), числовые значения которых определяются по Таблице 3.1, Таблице 3.2, Таблице 3.3, соответственно.

6.3.1. На оценку маршрута по показателю Стратегия влияет правильность и логичность выбора района путешествия с учетом предыдущего опыта прохождения туристских маршрутов, технического опыта и квалификации участников и руководителя туристской группы, сезонности и климатических особенностей района путешествия, а также:

- грамотное построение нитки маршрута и разработка оптимального графика движения по запланированному маршруту;

- наличие запасных вариантов на технически сложные участки маршрута, ЛП и ПП, наличие аварийных выходов с маршрута; 

- подбор специального личного и общественного снаряжения, средств передвижения, сплава в соответствии с характером и особенностями маршрута и его технически трудных препятствий;

- наличие средств связи, при возможности работы технических средств связи в районе пролегания маршрута, для передачи информации в контролирующую МКК, МЧС и иные службы о группе и для внутригрупповой связи - для решения тактических задач при прохождении маршрута; 

- запланированная стратегия прохождения технически сложных участков маршрута, ЛП и ПП, в соответствии с техническим опытом участников туристской группы.

При этом, прохождение участка маршрута не полным составом группы или прохождение под руководством участника – не руководителя группы, не может относиться к положительным решениям стратегического планирования и при определении числового значения оценки Стратегия – качества разработки стратегического плана прохождения группой маршрута, учитывается в снижении значения оценки, даже если эти стратегические решения были согласованы МКК при выпуске группы на маршрут. Если такие отклонения не были согласованы с МКК, то они должны быть учтены так же при определении числового значения оценки Тактика.

6.3.2 При оценке прохождения маршрута по показателю Тактика учитывается соответствие реального графика движения по маршруту планируемому, оценивается обоснованность отклонений пройденного маршрута от заявленного и соответствие принятых тактических решений реальным ситуациям на маршруте. Учитываются все тактические ошибки и просчеты, допущенные при прохождении маршрута.

6.3.3 Оценку прохождения маршрута по показателю Техника определяет техническая грамотность участников туристской группы, которая обеспечивает безопасное прохождение маршрута и проявляется:

- в правильности подбора личного и группового снаряжения, средств сплава и средств передвижения в соответствии с видом туризма, характером и технической сложностью маршрута;

- в правильности выбора и выполнении технических приемов при прохождении технически трудных участков маршрута и препятствий;

- в грамотном применении специального снаряжения, соответствующего технической сложности маршрута и технической трудности препятствий. 

Числовое значение показателя Техника отражает также количество и характер технических препятствий, их разнообразие и расположение на маршруте путешествия.

 


Таблица 3.1. Показатель Безопасности Стратегия: (от -15 до 6), 7 интервалов

 Характеристика маршрута

Категория сложности маршрута

6 5 4 3 2 1

Отлично спланированный маршрут со значительным запасом прочности. Топология нитки маршрута соответствует общим требованиям к спортивным туристским маршрутам. Набор технически трудных препятствий достаточно разнообразен и соответствует маршрутам, для данной категории сложности, определенным как «очень сильный» или «супер сильный». В результате прохождения маршрута выполнены все заявленные цели ТСМ.

6 5 4 2,5 2,0 1,5
4 4 3 2,0 1,5 1,0

Хорошо спланированный маршрут. Отдельные, не существенные замечания по планированию, приведшие к неполному выполнению или изменению утвержденного стратегического плана ТСМ, замечания по топологии нитки маршрута или ее изменение при прохождении. Набор технически трудных препятствий разнообразен и соответствует маршрутам, для данной категории сложности, определенным как «сильный, выше среднего». Возможно, по объективным причинам, отдельные задачи не выполнены, но удачное планирование позволило пройти маршрут без снижения безопасности.

4 4 3 2,0 1,5 1,0
2 2 2 1,5 1,0 0,5

Запланированная стратегия прохождения маршрута не имеет отличительных особенностей, стандартный набор решений позволил пройти маршрут без снижения безопасности. Набор технически трудных препятствий соответствует маршрутам, определенным как «эталонный», сложность минимальная или чуть выше для данной категории сложности».

1 1 1 1,0 0,5 0,5
0 0 0 0 0 0

Отдельные просчеты в планировании, вызвавшие снижение сложности пройденного маршрута (по набору пройденных технически трудных определяющих препятствий) по сравнению со сложностью заявленного маршрута, однако, пройденный маршрут не переходит в более низкую категорию сложности по сравнению с заявленной. Прохождение препятствия, участка маршрута отдельными участниками группы или под руководством участника - не руководителя группы.

-1 -1 -1 -0,5 -0,5 -0,5
-5 -4 -4 -2,0 -2,0 -2,0

Ошибки в планировании, связанные с подбором участников группы по туристскому опыту или количеству в группе на соответствие выбранному району, характеру и набору технических препятствий маршрута, ошибки в подборе личного, группового снаряжения, ошибки в выборе средств передвижения, средств сплава, сроков прохождения маршрута.

Ошибки в планировании, повлекшие незапланированный сход участника(ов) группы с маршрута. Несчастный случай, травмы, не повлекшие схода участника (группы) с маршрута.

Отсутствие у группы необходимых разрешительных документов для посещения выбранного района, не выполнение рекомендаций и предписаний, выданных МКК. Изменение состава группы, нитки маршрута без согласования с МКК, без информирования ГСК, МЧС и иных органов, в которых зарегистрирована группа. Не отражение в маршрутных и отчетных документах наличия группы поддержки, транспортных средств сопровождения и др.

Из-за отдельных просчетов и ошибок в планировании к.с. маршрута, по факту прохождения, оказалась ниже или выше утвержденной МКК при выпуске туристской группы.

-5 -4 -4 -2,0 -2,0 -2,0
-8 -7 -7 -3,5 -3,5 -3,5

Существенные ошибки, нарушения в планировании ТСМ. Нарушение Правил, Регламента или Положения о соревнованиях, а также нарушение членами МКК Положения о МКК при выпуске группы на маршрут или согласовании варианта пути во время прохождения группой маршрута.

Совокупность ошибок, допущенных туристской группой и/или МКК, в категорировании технических препятствий маршрута, при определении категории сложности маршрута; отсутствие регистрации группы в МЧС или других органах; наличие в группе при прохождении маршрута незаявленных участников, нарушение группой контрольных сроков прохождения маршрута и др.

Возможно снятие с соревнований.

-9 -8 -7 -4,0 -4,0 -4,0
-12 -11 -10 -6,0 -5,5 -5,0

Нарушение Правил, Регламента или Положения о соревнованиях.

Крупные просчеты в планировании прохождения маршрута, повлекшие значительное снижением безопасности ТСМ.

Предоставление недостоверных сведений в маршрутных документах или отчетных материалах о прохождении маршрута.

Сокрытие н/с, произошедших в группе на маршруте, информации о сошедших с маршрута участниках группы, наличии в группе незаявленных участниках.

-12 -11 -9 -6,5 -5,5 -5,0
-15 -13 -11 -7,5 -6,5 -6,0

 



Таблица 3.2. Показатель Безопасности Тактика: (от -13 до 7), 7 интервалов

Характеристика маршрута

Категория сложности маршрута

6 5 4 3 2 1

Многократные положительные, оригинальные тактические решения, в дополнение или в замену утвержденных при выпуске группы на маршрут, позволившие пройти маршрут с высокой степенью безопасности и значительным запасом прочности без отклонений от утвержденного плана. 

7 5 4 2,5 2,0 2,0
5 3 3 1,5 1,5 1,5

Правильные тактические решения отдельных ситуаций, возникших при прохождении маршрута, а также действия и решения, предпринятые группой на маршруте, в соответствии с утвержденной тактикой прохождения, позволившие успешно и безопасно пройти утвержденный маршрут.

4 3 3 1,5 1,5 1,5
2 2 2 1,0 1,0 1,0

Тактические решения при прохождении маршрута соответствовали тактическому плану, утвержденному МКК при выпуске, позволили безопасно пройти утвержденный маршрут.

1 1 1 0,5 0,5 0,5
0 0 0 0 0 0

Отдельные неправильные тактические решения при прохождении маршрута, незначительные ошибки на маршруте, не приведшие к нарушению требований безопасности или к сходу участника (ов) с маршрута. Необоснованный отказ от прохождения участка маршрута или отказ от прохождения запасного варианта на участок маршрута, в случае возникших обстоятельств, оговоренных для его использования.

Тактика прохождения маршрута недостаточно полно отражена в представленных отчетных материалах.

-1 -1 -1 -0,5 -0,5 -0,5
-3 -3 -3 -1,5 -1,5 -1,5

Неудачные решения, неоднократные ошибки в тактике прохождения маршрута, приведшие к значительному снижению безопасности прохождения, сходу с маршрута одного или нескольких участников. Необоснованный отказ от прохождения нескольких участков (части) маршрута при сохранении у пройденного маршрута заявленной к.с.

-4 -3 -3 -1,5 -1,5 -1,5
-7 -6 -6 -3,0 -3,0 -3,0

Крупные нарушения в тактике выполнения стратегического плана прохождения маршрута, приведшие к значительному снижению безопасности прохождения, травмированию участников и их сходу с маршрута. Снижение к.с. пройденного маршрута по отношению к к.с. заявленного маршрута, в результате отказа от прохождения части маршрута или в результате схода группы с маршрута. Предоставление ложных сведений при оформлении маршрутной или отчетной документации. Возможно снятие с соревнований.

-7 -6 -6 -3,0 -3,0 -3,0
-10 -9 -8 -4,5 -4,5 -3.5

Отдельные тактические решения группы на маршруте, не связанные с форс-мажорными обстоятельствами, являются грубейшими нарушениями Правил, Регламента или

Положения о соревнованиях, которые снизили безопасность прохождения маршрута до критической и возможно стали причинами возникновения на маршруте чрезвычайной ситуации с тяжкими последствиями в группе.

Предоставление недостоверных сведений о прохождении маршрута в отчетных материалах. Скрытие информации о несчастных случаях, произошедших в группе на маршруте, информации о сошедших с маршрута участниках группы, о наличии в группе незаявленных участниках. Не оказание помощи туристам, туристским группам, терпящим бедствие; потеря участника (ов); не соблюдение мер пожарной безопасности и др. Возможно снятие с соревнований.

-10 -9 -8 -4,5 -4,5 -3,5
-13 -12 -11 -6,0 -5,5 -5,0

 



Таблица 3.3. Показатель Безопасности Техника: (от -12 до 5), 7 интервалов

Характеристика маршрута

Категория сложности маршрута

6 5 4 3 2 1

Спланированный маршрут пройден с использованием современной техники передвижения на разнообразном технически трудном рельефе с грамотным применением соответствующего общего и специального снаряжения. Выполнение технических приемов и работа участников группы со снаряжением при прохождении технически трудных участков маршрута достаточно полно отражено фото-видеоматериалами.

5 4 3 2,0 2,0 1,5
3 2 2 1,5 1,5 1,0

Положительные действия и решения по выбору технических приемов и используемого снаряжения на реальном технически трудном рельефе. Незначительные ошибки участников в индивидуальной технике передвижения, задержки при организации групповой страховки, не повлиявшие на безопасное прохождение технических участков. Использование имеющегося снаряжения и выполнение технических приемов участниками группы на маршруте отражено в представленных фотовидеоматериалах.

3 2 2 1,5 1,5 1,0
1 1 1 0,5 0,5 0,5

Действия и решения по выбору и выполнению технических приемов и используемого снаряжения соответствуют стратегии, тактике и технике, выбранным при утверждении маршрута в МКК, но подтверждены отдельными фотографиями или видеосюжетами, представленными в отчетных материалах. 

1 1 1 0,5 0,5 0,5
0 0 0 0 0 0

Незначительные ошибки в выполнении технических приемов или использовании снаряжения при прохождении ЛП или ПП, приведшие на отдельных участках маршрута к отклонению от запланированного графика движения, но не повлиявшие на прохождение маршрута в целом. Техника прохождения препятствий, предопределяющих и определяющих к.с. маршрута, подтверждена фотовидеоматериалами.

-1 -1 -1 -0,5 -0,5 -0,5
-2 -2 -1 -1,0 -1,0 -1,0

Неоднократные ошибки в выполнении технических приемов или использовании снаряжения при прохождении ЛП или ПП, ошибочные решения по замене согласованных при выпуске в МКК технических приемов, используемого снаряжения или средств передвижения, способов организации страховки при прохождении препятствий. Представленные фото-видеоматериалы не дают в полной мере оценить технические навыки, индивидуальную технику участников и умение использовать специальное снаряжение при прохождении маршрута на соответствие его технической сложности.

-3 -3 -2 -1,5 -1,5 -1,5
-5 -5 -4 -2,5 -2,5 -2,5

Серьезные нарушения или ошибки выполнения технических приемов при использовании специального снаряжения, которые явились причинами возникновения на маршруте критических ситуаций в группе, потери необходимого общего или специального снаряжения, травмирования участников, ситуаций, требующих обращения во внешние медицинские службы экстренной помощи, вызова службы МЧС или аналогичных служб спасения, сходу с маршрута одного или нескольких участников, отказу от дальнейшего прохождения группой маршрута.

Завышение или занижение технической трудности ЛП или ПП, преднамеренно или в силу отсутствия необходимого технического опыта; предоставление ложных сведений по прохождению участков маршрута в отчетной документации, включение «постановочных» или «смонтированных» фотографий или видеосюжетов с использованием специального снаряжения и применением технических приемов передвижения, с организацией точек страховки. Практически полное отсутствие фото-видеоматериалов, подтверждающих прохождение технически трудных препятствий и участков маршрута повышенной опасности. 

Возможно снятие с соревнований.

-6 -6 -5 -3,0 -3,0 -3,0
-9 -9 -8 -4,5 -4,5 -4,5

Грубые нарушения требований обеспечения безопасности при проведении ТСМ: несоответствие имеющегося общего и специального снаряжения у группы, опыта прохождения туристских маршрутов, уровня технической подготовки участников и навыков использования снаряжения на маршруте особенностям и сложности маршрута, характеру и набору технически трудных препятствий маршрута; наличие нарушений требований, изложенных в Правилах, Регламенте или Положении о соревновании. Возможно снятие с соревнований.

-10 -9 -8 -4,5 -4,5 -4,5
-12 -11 -10 -6,0 -5,5 -5,0

 

6.4. Напряженность.

Напряженность прохождения маршрута включает такие понятия, как:

- интенсивность движения группы на маршруте. Характеризует соотношение протяженности и продолжительности маршрута с количеством и трудностью пройденных локальных препятствий и протяженных препятствий, с учетом абсолютных высот пройденных ЛП и суммарного перепада высот на всем маршруте;

- насыщенность маршрута препятствиями и распределение этих препятствий по нитке маршрута. Превышение общего количества ЛП (ПП) пройденных на маршруте над количеством ЛП (ПП) эталонного маршрута, а также ЛП (ПП), характерных для других видов туризма. Учет этих факторов позволяет более точно оценить прохождения маршрутов по показателю Напряженность при близких значениях интенсивностей движения на маршруте у нескольких групп;

- автономность. Определяется наличием (отсутствием) населенных пунктов в районе путешествия и на нитке маршрута, наличием транспортных средств сопровождения группы, наличием промежуточных забросок, наличием групп поддержки, взаимодействием с другими туристскими группами;

- аномальность природных и погодных условий, относительно обычных в данное время, климатические и иные особенности района прохождения маршрута;

Показатель Напряженность зависит также от психологических нагрузок, нештатных ситуаций и специфики маршрута, других факторов, характерных для конкретного вида туризма.

Следует учитывать, что динамика роста значения показателя Напряженность и оценка судьи-эксперта пройденного маршрута (участка маршрута) по этому показателю должна быть ниже для тех маршрутов, где она, напряженность, создана «искусственно», например, из-за неоправданного хождения в ночные часы, в непогоду, без предварительных разведок и просмотра технически-сложных участков маршрута, или при прохождении маршрута «на износ» и т.п., а также, что числовое значение показателя Напряженность, в случае прохождения отдельных препятствий не всеми участниками группы, например при радиальном выходе или при разделении группы и прохождении разными частями группы разных препятствий, или прохождении участков водного маршрута – порогов не всеми участниками группы или средствами сплава, а также препятствий, пройденных под руководством другого участника - не руководителя группы, должно быть ниже, чем при прохождении всеми участниками под руководством руководителя группы.

 

Таблица 4. Показатель Напряженность: (от -6 до 18), 6 интервалов

Характеристика маршрута

Категория сложности маршрута

6 5 4 3 2 1

Прохождение суперсложного маршрута при предельно высокой напряженности прохождения, без потери безопасности прохождения, с высоким запасом прочности.

18 15 12 8 5,0 4,0
15 12 10 7 4,0 3,0

Прохождение маршрута при высокой напряженности прохождения, без потери безопасности прохождения. Количество определяющих и предопределяющих препятствий, факторов значительно превышает нормативное для соответствующей к.с. маршрута.

15 12 10 7 4,0 3,0
10 8 6 4 2,5 2,0

Прохождение маршрута при напряженности, характерной для прохождения среднего или чуть выше по сложности маршрута, без потери безопасности прохождения. Количество предопределяющих препятствий и набор препятствий маршрута превышают нормативное для соответствующей к.с. по количеству и трудности препятствий, факторов.

10 8 6 4 2,5 2,0
5 4 3 2 1,0 1,0

Напряженность характерная для прохождения эталонного маршрута или маршрута немного сложнее эталонного. Набор препятствий маршрута незначительно превышает нормативное для соответствующей к.с. по количеству или трудности препятствий, факторов.

4 3 2 1 0,5 0,5
0 0 0 0 0 0

Напряженность характерная для прохождения эталонного маршрута (с количеством препятствий, соответствующим нормативному) или чуть ниже эталонного маршрута, например, из-за увеличения времени прохождения маршрута, связанное с дополнительными дневками или «отсидками» по погодным условиям.

0 0 0 0 0 0
-1 -1 -1 -1 -1,0 -1,0

Низкая напряженность прохождения маршрута, например, чрезмерное увеличение времени прохождения, не связанное с климатическими особенностями района или погодными условиями.

-2 -2 -2 -2 -1,5 -1,5
-6 -6 -5 -4 -2,5 -2,5

 

6.5. Полезность (информативность).

Определяет степень полезности, значимости задач, решенных группой при совершении спортивного туристского мероприятия. 

Так как полнота предоставленной информации по району, в котором пройден маршрут, позволяет повысить безопасность прохождения маршрутов, планируемых в этом районе, показатель Полезность зависит от информативности полученных результатов и своевременного предоставления (опубликования) этих результатов.

Данный показатель учитывает качество оформления и информативность представленных отчетных документов и заявочно-маршрутной документации, учитывает наличие и объем общественно полезной работы, выполненной туристской группой.

Полезность включает и такие работы на маршруте, как поиск и оказание помощи туристам, местным жителям, терпящим бедствие, другим туристским группам, находящимся в районе путешествия, силами своей группы или в составе спасательного отряда, выполняющего спасработы.

 

Таблица 7. Показатель Полезность: (от -1 до 7), 5 интервалов

Характеристика маршрута

Категория сложности маршрута

6 5 4 3 2 1

Работы по спасению туристов, местных жителей, других туристских групп, находящихся в районе путешествия, силами своей группы или в составе спасательного отряда, при большой информативности и качественном отчете.

7 7 7 6 4,5 4,5
5 5 5 4 3,5 3,5

Большая информативность при качественном отчете; наличие паспортов ЛП, лоции сплава, видеофильма и пр. Наличие материалов, подтверждающих общественно полезную работу на маршруте и по окончанию туристского мероприятия.

5 5 5 4 3,5 3,5
3 3 3 2 2,0 2,0

Средняя информативность, отчет среднего уровня.

3 3 3 2 2,0 2,0
1 1 1 1 1,0 1,0

Качество отчета ниже среднего уровня. Информативность отчетных материалов низкая, фотоматериалов недостаточно или они не соответствуют описанию прохождения технически трудных участков маршрута.

1 1 1 1 1,0 1,0
0 0 0 0 0 0

Очень малая информативность, отчет низкого качества, техническое описание маршрута отсутствует или дается в форме «как ходят» или «как надо идти».

Скрытие информации или предоставление недостоверных сведений о реальном прохождении маршрута в отчетных материалах.

0 0 0 0 0 0
-1 -1 -1 -1 -0,5 -0,5

 

Технология судейства. Подведение итогов.

7. Сортировка. Работа Комиссии по допуску участников соревнований

7.1. Поступившие в ГСК отчетные материалы от участников соревнований о пройденных туристских маршрутах сортируются по видам программ, в соответствии с Положением о соревнованиях. На основании этих материалов Комиссия по допуску участников соревнований (далее также – Комиссия по допуску) каждой спортивной дисциплины формирует Протокол по допуску участников к соревнованиям и бланк Протокола судьиэксперта спортивной дисциплины для внесения оценок судейства, определения результатов участников и подведения итогов соревнований.

Комиссия осуществляет проверку наличия и соответствия Правилам и Положению о соревнованиях представленных Заявок, медицинского допуска и полиса страхования жизни и здоровья от несчастных случаев, действующих спортивных разрядов и званий, возраста и территориальной принадлежности к субъекту РФ участников соревнований; уплату заявочных взносов; своевременность подачи и комплектность маршрутных и отчетных документов; соответствие к.с. маршрута, пройденного туристской группой и зачтенной МКК, требованиям Положения для заявленного вида программы.

Результат допуска спортивной туристской группы к соревнованиям отражается в Протоколе Комиссии по допуску участников соревнований отметкой «допущена».

Если спортивная туристская группа представила документы содержащие информацию которая в соответствии с Правилами или Положением о соревнованиях является основанием для не допуска группы к участию в соревнованиях или представила не все перечисленные выше документы, или представила их с нарушением требований Правил, Положения о соревнованиях, других нормативных документов и не устранила эти нарушения до начала судейства, то такая группа к соревнованиям не допускается. Данное решение отражается в Протоколе отметкой «не допущена».

Так же на этапе сортировки выявляются спортивные группы, прошедшие туристские маршруты с отклонениями от заявленных к.с. и иными отклонениями - не полное прохождение маршрута, сход участников с активной части маршрута, участие в спасательных работах и др., или с нарушениями – прохождение незаявленных участков маршрута, нарушение контрольных сроков и т.п. Эти факты отражаются в Протоколе по допуску и в Протоколах, подготовленных для судей-экспертов.

 

Приведем некоторые возможные ситуации:

7.2. Нарушение Правил, Регламента, Положения о соревнованиях со стороны МКК.

Нарушения, допущенные МКК при выпуске на маршрут спортивной туристской группы, участвующей в соревнованиях, учитываются судьями-экспертами в виде «штрафа» – снижением числа баллов или выставлением отрицательных значений при судействе маршрута по показателю безопасности - в оценке Стратегия.

7.3. Ошибки МКК и ошибки группы, влияющие на ход и итоги соревнований. 

МКК, при выпуске туристской группы на маршрут или при рассмотрении отчетных материалов группы о пройденном маршруте, завысила (занизила) категории трудности отдельных препятствий и, возможно, неверно определила категорию сложности маршрута. 

Факт завышения (занижения) категории трудности отдельных препятствий и неверного категорирования маршрута МКК и (или) туристской группой может быть установлен судьямиэкспертами на заключительном этапе соревнований - этапе судейства. 

При этом, к.с. пройденного маршрута может как соответствовать, так и отличаться от к.с. маршрута, установленной МКК и указанной в заявке группы на соревнования. 

Если к.с. маршрута соответствует заявленной или ниже, то туристская группа, прошедшая такой маршрут, включается в судейский Протокол вида программы соревнований, в котором была заявлена. Оценка таких маршрутов по всем показателям производится в пределах значений, указанных в интервалах столбца, соответствующего к.с. маршрута, установленной судьями-экспертами простым большинством голосов, а ошибки МКК, допущенные при выпуске группы на маршрут или ошибки группы при прохождении маршрута, учитываются в виде «штрафа» – снижением числа баллов или выставлением отрицательных значений при судействе маршрута по показателю безопасности - в оценках Стратегия, Тактика.

Если к.с. маршрута оказалась выше заявленной и в соответствии с Положением вид программы соревнований, в котором заявлена группа, допускает такую к.с., то туристская группа включается в судейский Протокол этого вида программы соревнований. Оценка таких маршрутов по всем показателям производится в пределах значений, указанных в интервалах столбца, соответствующего маршруту заявленной к.с.,

Если к.с. маршрута оказалась выше заявленной и в соответствии с Положением вид программы соревнований, в котором заявлена группа, не допускает такую к.с., то туристская группа снимается с соревнований.

7.4. Отклонения, не вызванные нарушениями, ошибками МКК или туристскими группами. 

По результатам фактического прохождения к.т. отдельных препятствий маршрута, в силу климатических изменений, стихийных воздействий или иных чрезвычайных обстоятельств, оказались выше или ниже заявленных, что, возможно, отразилось на категории сложности пройденного маршрута.

Если при этом, в соответствии с Методикой категорирования туристских маршрутов, к.с. пройденного маршрута оказалась ниже заявленной, то туристская группа, прошедшая такой маршрут, включается в судейский Протокол вида программы соревнований, в котором была заявлена. Оценка таких маршрутов по всем показателям производится в пределах значений, указанных в интервалах столбца, соответствующего к.с. маршрута, установленной судьямиэкспертами простым большинством голосов, в противном случае, - к.с. соответствует или выше заявленной, - оценка маршрута по всем показателям производится в пределах значений, указанных в интервалах столбца, соответствующего к.с. заявленного маршрута.

7.4.1. По результатам фактического прохождения, к.т. отдельных препятствий маршрута оказались ниже заявленных, что отразилось на снижении категории сложности пройденного маршрута по отношению к заявленной.

7.4.2. Из-за неполного прохождения заявленной нитки маршрута, пройденный маршрут имеет к.с. ниже заявленной (ниже, чем определено при выпуске группы на маршрут).

При наступлении событий, описанных в подпунктах 7.4.1. или 7.4.2., туристская группа, прошедшая такой маршрут, включается в судейский Протокол вида программы соревнований, в котором была заявлена. Оценка таких маршрутов по всем показателям производится в пределах значений, указанных в интервалах столбца, соответствующего к.с. пройденного маршрута, установленной судьями-экспертами простым большинством голосов. Ошибки, допущенные группой при прохождении маршрута и повлекшие снижение к.с. маршрута, учитываются в виде «штрафа» – снижением числа баллов или выставлением отрицательных значений по показателю безопасности - в оценках Стратегия, Тактика.

 

8. Установочный семинар судей судейских бригад соревнований

Перед заключительным этапом судейства ГСК проводит установочные семинары судей по отдельным спортивным дисциплинам или общий семинар судей. На этих семинарах судьи согласовывают понятийный аппарат и рассматривают особенности экспертной оценки представленных материалов по критериям, изложенным в настоящей Методике.

На семинаре необходимо обратить внимание судей на особенности судейства маршрутов с различными отклонениями, изложенные в подпунктах пункта 7, на обязательность выполнения соревнующимися требований подробного описания и документального подтверждения прохождения каждым участником спортивной туристской группы препятствий, определяющих категорию сложности маршрута, и всего маршрута, путем представления фото, видео и иных материалов, подтверждающих факт прохождения - записки с контрольных точек маршрута и GPS отметки, записи в маршрутной книжке о прохождении контрольных пунктов, о сходе с маршрута участников туристской группы, о сеансах связи с МКК, контролирующей перемещение группы по маршруту, и др., а также на необходимость оценки полноты и достаточности мер, предпринятых туристской группой, для обеспечения безопасности на маршруте.

При оценке пройденных маршрутов судьи-эксперты должны помнить, что туристским группам, участвующим в соревнованиях, рекомендуется использовать на маршруте средства связи и средства технического контроля – приемники глобальной системы позиционирования (приемники GPS или другой системы позиционирования), спутниковые GPS трекеры, спутниковый телефон, велокомпьютер, альтиметр и прочее. Информация, полученная с помощью средств технического контроля, должна быть приведена в отчетных материалах, представляемых в судейскую коллегию.

По данным приемника GPS оцениваются и контролируются с привязкой ко времени отметки координат, высоты, перепады высот, направление движения, скорость перемещения, расстояния, и, следовательно, отклонения фактической нитки маршрута движения группы от планируемой. 

GPS трекеры позволяют передавать в режиме реального времени координаты местоположения туристской группы, принимать и отправлять короткие сообщения на заданные номера мобильных телефонов и на адреса электронной почты пользователей ПК. 

Велокомпьютер регистрирует скорость, максимальную скорость, расстояние, высоту, крутизну подъема максимальную и среднюю, дневной набор и сброс высоты, время движения, изменения дневной температуры.

Оценка рельефа местности маршрута производится с помощью данных спутниковой и аэрокосмической съемки системы дистанционного зондирования Земли, данных высот, по цифровым картам с использованием географических информационных систем. 9. Работа судей судейской бригады спортивной дисциплины.

9.1. Судейство и определение победителей и призеров проводится по тем видам программы соревнований, которые определенны в Положении о соревнованиях. 

9.2. Определение результатов и подведение итогов в каждой спортивной дисциплине и в каждом виде программы соревнований осуществляется судьями-экспертами спортивной дисциплины. Каждый судья, просмотрев автономно представленные отчетные материалы о прохождениях маршрутов того вида программы, в котором он судит, присваивает баллы командам раздельно по каждому показателю оценки, в соответствии с Таблицами 1, 2, 3.1, 3.2, 3.3, 4, 5, и заполняет судейский протокол по Форме 5.

9.3. При определении числовых значений показателей оценки для маршрутов 4 к.с., 5 к.с., 6 к.с. используется шаг дискретизации (квантование по значению) в 1 балл. При оценке маршрутов 3 к.с. по показателям безопасности - Стратегия, Тактика, Техника, используется шаг дискретизации в 0,5 балла, по остальным показателям в 1 балл. При оценке маршрутов 1 к.с. и 2 к.с. используется шаг дискретизации в 0,5 балла по всем показателям. 9.4. В случае нарушения туристской группой пунктов Правил, Регламентов по спортивному туризму, несоблюдение требований Положения о соревновании или выявлении нарушений мер безопасности при прохождении маршрута (препятствия), судья выставляет этой команде отрицательные числовые значения оценок по показателю безопасности - Стратегия, Тактика, Техника. 

Отрицательное значение одной из оценок показателя безопасности - Стратегия, Тактика, Техника, равное или превышающее максимальное отрицательное значение этой оценки в интервале, заданном в строке 6 Таблицы 3.1, Таблицы 3.2 или Таблицы 3.3, соответственно, для данной к.с. маршрута, может служить основанием для снятия команды с соревнований.

При поступлении в судейскую коллегию спортивной дисциплины протокола судьиэксперта с таким отрицательным значением оценки показателя безопасности - Стратегия, Тактика, Техника, для какой-либо спортивной туристской группы, старший судья (заместитель главного судьи по судейству) соответствующей спортивной дисциплины проводит совещание судей-экспертов этого вида программы соревнований, на котором рассматривают обоснованность выставленной отрицательной оценки, и оформляет Протокол совместного рассмотрения показателя безопасности - Стратегия, Тактика, Техника, для этой туристской группы (Форма 6а).

Если в результате совместного рассмотрения 2/3 или более судей-экспертов выставили отрицательную оценку Стратегия, Тактика или Техника показателя безопасности, равную или превышающую максимальное отрицательное значение этой оценки из интервала, заданного в строке 6 Таблицы 3.1, Таблицы 3.2 или Таблицы 3.3, соответственно, для данной категории сложности маршрута, то туристская группа снимается с соревнований.

В противном случае группа с соревнований не снимается, но при подсчете итогового результата судейские оценки значения показателя безопасности - Стратегия, Тактика, Техника берутся из Протокола совместного рассмотрения судьями-экспертами маршрута, пройденного туристской группой с нарушением безопасности.

10. Работа судей, ответственных за подведение результатов соревнований по спортивной дисциплине (виду программы соревнований).

10.1. Заместитель главного судьи по судейству или старший судья-эксперт и секретарь на основании протоколов судей-экспертов по виду программы заполняют Сводный протокол по показателям (Форма 6) и выводят итоговые результаты каждой команды в баллах раздельно по каждому показателю, используя формулу (1):

где:

П(ik) – итоговый результат команды в баллах по «i» показателю по виду программы судейства «k»;

Nk количество судей-экспертов судейской коллегии спортивной дисциплины по виду программы «k»;

Rс(i) результат команды в баллах по «i» показателю, проставленный судьей-экспертом судейской коллегии спортивной дисциплины с номером «c» по виду программы «k».

При подсчете вводится механизм повышения достоверности оценки каждого показателя:

- при количестве судей-экспертов 5 или более 5, одна максимальная оценка и одна минимальная оценка отбрасываются. Для показателя безопасности отбрасываются по одной максимальной и одной минимальной оценки в Стратегии, Тактике, Технике.

В этом случае в формуле (1) вместо значения «Nk» следует поставить значение «Nk – 2». При оформлении протокола по Форме 6 делается отметка – «с коррекцией/без коррекции».

Таким образом, итоговый результат туристской группы по показателю определяется как среднее значение от суммы баллов, проставленных судьями-экспертами группе по этому показателю, подсчитанное с точностью до 2-го десятичного знака с использованием правила математического округления. Итоговый протокол оформляется по Форме 7.

Первое место по показателю соответствует наибольшему результату в баллах, далее места распределяются в порядке убывания результатов.

 

На основании Сводного протокола по показателям (Форма 6) заместитель главного судьи по судейству или старший судья-эксперт и секретарь заполняют Итоговый судейский протокол (Форма 7), в котором итоговый результат спортивной туристской группы в баллах определяется суммой баллов, набранной группой по всем показателям, см. формулу (2). i

На основании баллов, набранных группами по всем показателям, распределяются места, занятые туристскими группами в виде программы соревнований, что также отражается в Протоколе.

При этом первое место соответствует наибольшему результату в баллах, далее места распределяются в порядке убывания результатов.

Если для нескольких спортивных туристских групп итоговый результат в баллах оказывается одинаковым (равные суммы баллов по показателям), то места, занятые этими группами, распределяются в порядке убывания значений показателя Сложность (более высокое место соответствует большему значению показателя). Если при этом для некоторых спортивных туристских групп значения показателя Сложность оказались равными, то места, занятые этими группами, распределяются в порядке убывания суммарного значения оценок показателя безопасности - Стратегия, Тактика, Техника, от максимального положительного до максимального отрицательного. При этом, более высокое место соответствует большему положительному значению показателя безопасности. В случае одинаковых суммарных значений оценок показателя безопасности - Стратегия, Тактика, Техника, спортивным туристским группам присуждается одинаковое занятое место, а в Протоколе место, занятое такими туристскими группами, проставляется в виде интервала, например 5-6. 

Если такая ситуация случается среди призеров соревнований, то им вручается наградная атрибутика - кубки, медали, грамоты за занятое место, соответствующее наиболее низкому месту в проставленном интервале.

Для утверждения результатов соревнований оформляется и сдается в проводящую организацию Итоговый протокол по Форме 9.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: