Занятие 2. Самораскрытие

«Для себя» (4-7 минут)

Доп. материалы: бумажные салфетки (либо конфеты, листочки и т.д.; не меньше 35-40).

Цель: создание условий для самопрезентации участников.

Ход игры/упражнения:

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Примечание:

В случае если участники уже хорошо знают имена друг друга, можно не просить их представляться. Участникам, которые не взяли ни одной салфетки или конфеты, предлагается тоже назвать хотя бы один факт, чтобы поучаствовать в игре.

Чем больше подготовлено материала, тем более интересной и длительной может получиться игра. Однако предлагать излишне много салфеток или конфет также нецелесообразно.

В ситуации, когда много фактов было выяснено в предыдущий день или участники в некоторой степени знакомы друг с другом, их задача становится несколько интереснее и сложнее – выбрать те факты, о которых не знает большинство членов группы.

«Групповые правила (нормы)» (4-8 минут)

Цель: реализация принципов системы тренингов.

Ход игры/упражнения:

После проведения «разогревочного» упражнения ведущий предлагает обсудить правила, которых все будут придерживаться во время следующих тренингов. Ведущий предлагает ряд нижеописанных правил и просит остальных высказаться «за» или «против» их принятия. Также можно предложить ребятам вынести на обсуждение какие-либо дополнительные правила, которые они придумают.

Рекомендуемые групповые правила:

- Правило одного микрофона:

Когда говорит один участник тренинга, другие слушают. Если кто-то хочет взять слово, он поднимает руку и ждет окончания речи предыдущего выступающего.

- Конфиденциальность:

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы. При необходимости рассказать какую-либо информацию об участниках тренинга или о происходящем на тренинге, следует предварительно получить на это разрешение у её изначального источника.

- Искренность и открытость:

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более честными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем искренней будет обратная связь, тем более успешной будет работа группы в целом.

- Принцип Я:

Во время участия в тренингах предлагается использовать вместо формулировок «мы считаем...», «у нас мнение другое...» формулировки вида «я чувствую...», «мне кажется...» (т.е., вместо «мы» – «я», «мне»). Это необходимо для высказывания именно своего мнения и принятия ответственности за свои слова. При этом важно понимать, что на тренинге часто не существует правильных и неправильных ответов и высказываний, правильным является тот ответ, который выражает мнение говорящего.

- Добровольность и активность:

В любой момент можно отказаться от высказывания своего мнения или от участия в какой-либо игре, но при этом каждый должен помнить о том, что максимальную пользу для себя он получит только при условии активного участия во всех играх и упражнениях, которые проводятся на тренинге.

После принятия правил ведущий продолжает проведение игр.

Примечание:

Очень не рекомендуется пропускать этап установления групповых правил. При необходимости упростить процедуру, можно сократить их количество и предлагать подросткам более краткие формулировки. Если большинство правил уже обсуждены и приняты (к примеру, на вечерней свечке), то можно просто упомянуть для участников, что на тренингах действуют правила, принятые ранее.

Для действительной работы правил ведущий должен сам соблюдать их и постоянно останавливать детей, их нарушающих (разумеется, в корректной, уважительной форме). При этом рекомендуется апеллировать к тому, что все участники ранее согласились их соблюдать.

Правило искренности и открытости предполагается как раскрывающееся постепенно. То, что большинство людей не желают открыто рассказывать о себе некоторую личную информацию в начале знакомства с кем-либо, совершенно естественно. Но, впоследствии, установление такого правила способно привести к формированию по-настоящему доверительной и открытой атмосферы. В первую очередь, важно самому ведущему быть искренним и открытым для достижения такого результата.

В случае если при обсуждении подростки отказываются от большинства рекомендуемых правил, необходимо выяснить причину отказа и акцентировать их внимание на том, что эти правила вводятся для комфорта в первую очередь самих участников. Отказываясь от предложенных правил, они сами создают себе некомфортные условия для тренинговой работы. Ведущему также стоит обратить внимание на то, что вербальный отказ принимать правила не означает, что дети будут их нарушать на самом деле. При сильном сопротивлении групповым правилам рекомендуется проводить тренинги без них, наблюдая за социально-психологическим климатом в коллективе. В случае его серьезного ухудшения, рекомендуется обратиться к психологу, осуществляющему психолого-педагогическое сопровождение школы (смены, мероприятия), либо провести ряд воспитательных бесед с подростками с отказом от проведения тренингов до восстановления нормальных отношений в группе.

«Чем мы похожи?» (2-3 минуты)

Цель: организация взаимодействия, осознание участниками наличия общего между ними.

Ход игры/упражнения:

Члены группы садятся по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы – жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Примечание:

Можно так же, как и в игре «Домино интересов», предложить участникам браться за руки.

«Шеренга» (7-10 минут)

Цель: организация невербального взаимодействия, вторичного знакомства участников.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагается без помощи слов, используя мимику и жесты, встать в шеренгу:

- по росту,

- по возрасту,

- по дням рождения (начиная с января),

- по размеру обуви,

- по алфавиту (фамилия).

Примечание:

В процессе игры можно выделить участников с лидерскими качествами, так как они будут стараться организовать расстановку своих товарищей.

Вопросы для обсуждения:

- Было ли сложно выполнять задание без помощи слов?

- Как можно было бы быстрее организовать расстановку?

«Формула моей личности» (5-7 минут)

Цель: создание условий для самопрезентации участников.

Ход игры/упражнения:

Ведущий произносит: «Математики склонны все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на некоторое время стать математиками и, называя своё имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».

Примечание:

Это задание может вызвать некоторые затруднения у участников. Порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Ведущий в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат. Кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.

Вопросы для обсуждения:

- Что помогало в выполнении задания?

- Какие трудности возникли?

«Напарник» (5-6 минут)

Цель: организация вторичного знакомства участников, создание положительного эмоционального климата.

Ход игры/упражнения:

Дети разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своём напарнике.  Стиль изложения – такой же, в котором им рассказывал о себе их напарник. Рекомендуется попробовать повторить жестикуляцию, мимику, интонацию и т.д. Поощряется артистизм.

Примечание:

При желании, ведущий может предложить подростку, о котором ведется рассказ, сесть перед остальными ребятами, а рассказывающему встать рядом. После рассказа они меняются местами и ролями. Это способствует большей наглядности рассказов участников.

В ситуации, когда о каком-либо участнике (или о всех) уже известно достаточно информации, предлагается сообщать напарнику менее известные сведения.

«Ужасный секрет» (4-6 минут)

Цель: создание доверительной, позитивной атмосферы.

Ход игры/упражнения:

Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!» Сосед передаёт это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!»

В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлеба вымазывать остатки подливы». Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас...».

Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая стадия игры заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно круг. Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один скажет, что «кто-то из нас храпит», «кто-то грызет ногти», другой вспомнит, что «кто-то из нас любит поспать» и т.д., пока все секреты не будут припомнены.

А затем все участники  хором произносят: «И мы об этом никому никогда ничего не скажем!»

Примечание:

Рекомендуется начать игру с наиболее раскрепощенного участника, с целью задать достаточный уровень доверительности сообщений.

«Исследовательский проект» (7-10 минут)

Доп. материалы: один чистый лист бумаги, карандаш или ручка.

Цель: обобщение и углубление знаний участников о своей группе.

Ход игры/упражнения:

Игрокам необходимо ответить на вопросы о группе в целом и записать на листок:

1. Сколько в группе мальчиков и девочек?

2. Три самых популярных женских и мужских имени в группе? (Которые встречаются чаще всего).

3. Сколько человек родилось летом? Сколько зимой? Сколько весной? Сколько осенью?

4. Сколько кг весит группа?

5. Сколько в группе влюблённых?

6. Кто любит мороженое?

7. Сколько человек в группе занимаются спортом?

8. Сколько человек в группе знают английский язык?

Примечание:

В конце упражнения ведущему желательно похвалить группу за успешную добычу знаний о своей группе, которые в дальнейшем могут им пригодиться для эффективной работы вместе.

Дополнительные игры

«Ха-ха-ха!» (2-3 минуты)

Цель: формирование положительного эмоционального настроя.

Ход игры/упражнения:

Игроки садятся в круг, и один из них произносит как можно более серьезно «Ха». Следующий говорит «Ха-ха», третий «Ха-ха-ха» и т.д. Кто произнесет неправильное количество «Ха» или засмеется – выбывает из игры и цепочка «Ха» начинается с первого участника.

Примечание:

Рекомендуется провести не больше одного или двух успешных кругов, чтобы игра не наскучила.

«Неожиданный вопрос» (5-7 минут)

Цель: формирование позитивного, рабочего настроя.

Ход игры/упражнения:

Участники группы сидят по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас каждый по очереди будет входить в круг и, по очереди становясь или садясь напротив другого, задавать ему неожиданный вопрос, к примеру: “Ты любишь ходить в кино?”, “Ты пьешь молоко по утрам?”, “Сколько звезд на небе?” и т.д. Задав вопрос, нужно дождаться ответа. После этого участник выходит из круга». Игра продолжается, пока в кругу не останется ни одного участника. Последний участник может задать вопрос себе, первому игроку или ведущему.

Вопросы для обсуждения:

- Какие вопросы запомнились больше всего?

Примечание:

Игру можно проводить и без стульев, стоя или сидя на полу. Ведущему необходимо пресекать вопросы, оскорбляющие кого-либо из членов группы.

«Через 15 лет» (5-8 минут)

Цель: организация вторичного знакомства членов группы, создание положительного эмоционального климата.

Ход игры/упражнения:

Ведущий делит участников на пары. Предлагает им познакомиться, пообщаться и придумать, что интересное, оригинальное или даже полезное для мира мог бы через 15 лет сделать собеседник. Для этого участники расспрашивают друг друга об увлечениях, хобби, любимых школьных предметах, мечтах, профессиональных планах и т.д. После этого участники выступают по одному перед группой и коротким рассказом продолжают фразу:

«Моя интуиция подсказывает мне, что через 15 лет, … (имя) может … Мне показалось так потому, что…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: