Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права, в котором можно выделить следующие характерные черты:
1) основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение;
2) феодальное право в значительной степени являлось "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий; оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое человек занимал в обществе;
3) в феодальном праве не было привычной для нас дифференциации на отрасли права; существовало деление на ленное право, манориальное право, церковное право, торговое право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом;
4) огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы права;
5) характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого национального права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях;
6) для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества; по своей сути, внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права.
Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.
Основные причины рецепции Римского права:
1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. В этом заключалась первопричина рецепции римского права.
2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
3) повышение теоретического интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию.
Изучение римского права начинается с XI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в XIII в. сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIVв. на первый план выходит школа постглоссаторов, которая переработала римское право в соответствии с потребностями времени. Именно системная обработка римского права применительно к нормам канонического, городского и обычного права вывела его за рамки академической среды, сделало возможным его восприятие судебной практикой.
Рецепция бывает двух видов:
- прямая (первичная) — нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности,
- производная (вторичная) — нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.
Формы рецепции:
- изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм римского права,
- непосредственное введение в действие и применение норм римского права,
- использование норм, идей и категорий римского права, римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.
6. Охарактеризуйте государственный и общественный строй Русского государства второй половины ΧVΙ – середины ΧVΙΙ вв.
Сословно-представительная монархия в России XVI-XVII вв.
Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян.
Создание единого государства дало необходимые ресурсы для активной внешней политики. В середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда (Приуралье) признала вассальную зависимость от России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь была присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения стала крупнейшим в мире государством.
В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось, прежде всего, в созыве сословно-представительных органов — земских соборов. Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия.
В 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя московского, передаваемый по наследству.
В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе, и состоявшую из двух высших чинов — бояр и окольничих. В 1549 г. в ее составе учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял штат профессиональных чиновников.
Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой.
Земский собор – орган сословного представительства (1549-1653 гг.), в основу деятельности заложена идея соборности, т.е. общественного согласия всего населения страны (от его имени Земский собор принимал решения по важнейшим проблемам текущей жизни, а затем цари приводили эти решения, как бы санкционированные всеми сословиями, в исполнение).
Структура Земского собора: состоял из трех частей:
- Освященный Собор (входили иерархи русской церкви – митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей);
- Боярская дума – верхняя палата Собора;
- выборные или естественные представители служилого дворянства, городских посадов и частично черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов.
Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения являлась основным источником денежных доходов для казны. Этими функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.
Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений. Наместники и волостели получали управление территориями «в кормление»: им полагались судебные пошлины («присед») и определенная часть налогов («кормленичий доход»). Избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем; их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.
Деятельность земских и губных изб контролировалась различными приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми — Разбойным, Стрелецким – появились и территориальные – Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы.
Реорганизация приказной системы, очередное разукрупнение или слияние приказов происходили достаточно часто. В деятельности этих органов вырабатывался бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали).
В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городские приказчики начинают подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.
Государственная централизация потребовала проведения реформ в административной, финансовой и военной областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы.
Большое значение имела финансовая реформа: уже в 30-е гг. XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (введение «посошной» системы обложения, т.е. установление единых критериев обложения земельного угодья, численности поголовья скота и т.п.). В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц («сох»). Вводились прямые («кормленный откуп», «пятина» с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенные (таможенный, соляной, кабацкий) налоги и сборы. Была установлена единая торговая пошлина — 5 % к цене товара.
Военная реформа связывалась с идеей обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в виде поместных наделов. Дворянство составляло костяк вооруженных сил. В их состав входили «боевые холопы», которых приводили на службу те же дворяне, ополченцы из крестьян и посадских, казаки, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала XVII в. появляются регулярные подразделения «нового строя» — рейтары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы.
Церковь в XV-XVII вв. – один из крупнейших землевладельцев.
Решительным политическим актом самодержавной власти стала опричнина (1565—1572). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное, боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разделена на «опричнину» и «земщину», такое деление было чрезвычайным, подчиненным политическим целям. Оно не опиралось на традиционную территориально-административную структуру. Были сформированы особые вооруженные подразделения (опричники), ставшие ударной силой и репрессивным механизмом опричнины. В этих условиях сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика.