Вопрос 9. Методологические принципы академической социологии

Для преодоления “разрыва” между теоретической и эмпирической социологией в 30-е года 20 в западной социологии наметилась тенденция, которая породила интерес к абстрактной, но эмпирически обоснованной социологической теории, которая способна формировать универсальные теоретические модели описания, анализа и объяснения различных социальных явлений.

Академическая социология – направление в западной социологии, возникшее в университетской среде, представители которого концентрировали внимание на изучении базисных, фундаментальных проблем социального познания.

Принципы академической социологии:

1. Главная задача социального познания усматривалась ими в открытии и формулировке универсальных, независимых от времени и места закономерностей поведения. Главная ценность научного познания – поиск научной истины

2. Важнейшие ценности – «идеологическая независимость» социолога и свобода социологии от оценочных суждений, объективный анализ социальных процессов

3. Общественное предназначение социологии – быть инструментом просвещения и образования различных социальных групп и слоев общества

Становление академической социологии означало завершение процесса дифференциации между двумя различными, но взаимосвязанными областями социологических исследований - чисто теоретически ориентированной социологией и прикладной, имеющей своей целью поиск практических решений для конкретных социальных проблем.

Вопрос 10. Дисциплинарная матрица социологии. Ключевые отрасли социологии: их основатели и предметная область.

Социология имеет «горизонтальное» членение – оно отражается в так называемой дисциплинарной матрице социологии.

Внутридисциплинарная матрица социологии – совокупность ее отраслевых направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и представляют собой сложную систему.

Отрасли социологии – отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов.

В основе этих отраслей должны лежать специальные социологические теории, которые отражают формы проявления и механизмы действия законов, характерных для этих отдельных сфер общественной жизни.

Ключевые отрасли - социология семьи, труда, культуры, религии, социология массовой коммуникации, социология молодежи, социология образования, социология организации, социология преступности.

Социология семьи (А.Г.Харчев, А.И.Антонов, Д.Олсон, М.С.Мацковский)

отрасль социологии, которая изучает семью как социальную группу, ее структуру и т.п. Все процессы изучаются внутри самой семьи.

Социология труда (М.Вебер, Ф.Энгельс, Р.Пол, А.Н.Кравченко)

изучает труд как социально-экономический процесс и подсистему общества во всем многообразии его связей.

Социология религии (Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель, В.И.Гараджа)

отрасль социологии, которая изучает религию как социальный феномен и ее влияние на нравственные ценности на людей, относящихся к той или иной религии.

Социология культуры (М.Адлер, Л.Уайт, Т.Парсонс, П.Сорокин)

отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространение идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих как отношения в обществе, так и между обществом и природой.

Предмет исследования - интересы, предпочтения, ориентации отдельных социальных групп как ступеней формирования ценностей общества.

Социология массовой коммуникации (Э.Катц, П.Лазарсфельд, А.В.Дмитриев)

Предмет исследования- закономерности массовых информационных процессов и различные аспекты деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию.

Социология молодежи (В.Г.Алексеев, Ф.Р.Филиппов)

Предмет исследования - молодежь как социально-демографическая группа, ее специфические характеристики, выраженные в совокупности объективных и субъективных социальных показателей, а также ее взаимосвязи и отношения с другими группами общества

Социология образования (П.Бурдье, К.Дженкса, Ф.Р.Филиппов)

изучается общественные условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования, социальное равенство или неравенство в доступе к образованию и т.п.

Социология организаций (М.Крозье, А.И.Пригожин)

отрасль социологии, изучающая социальные закономерности построения, функционирования и развития организаций, предприятий и учреждений.

Критерии разработанности отраслей социологии:

· четко определена предметная область

· сложился категориальный аппарат

· построены общепризнанные теории

· проведены многочисленные и значимые исследования и опубликованы их результаты.

Также имело место оформление в самостоятельные отрасли относительно новых (для отечественных учёных) социологических направлений: социологии междисциплинарных отношений, социологии международных отношений, социологии коммуникативных процессов, социологии знания и тд.

Сейчас стало модно буквально каждый аспект, явление или предмет окружающей действительности соединять со словом «социология», что предопределило ускоренный рост числа названий социологических дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: