Коммуникация – передача информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала.
· Коммуникация – это процесс передачи информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов – слов, картин, графиков и др.
· Коммуникация – это процесс, связывающий отдельные части мира друг с другом.
· Коммуникация – это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких.
· Коммуникация – это механизм, посредством которого реализуется власть.
Необходимый элемент социального взаимодействия, в процессе которого осуществляется передача информации, чувств, ценностей, значений и тд – социальная коммуникация.
Линейная модель коммуникативного процесса Г.Лассуэлла
Кто?
Коммуникатор
|
Что?
Сообщение
|
Как?
Канал
|
Кому?
Аудитория
|
С каким эффектом?
Эффективность
!!!Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований.
Вопрос 55. Виды и способы социальной коммуникации.
|
|
Формальная Неформальная
(официальные сообщения) (слухи)
Институциональная Стихийная
(оформленная, регулярная) (сообщение, передающееся произвольно)
Односторонняя Двух(много)-сторонняя
(радио)
Виды (способы) социальной коммуникации (основание – характер участвующих объектов):
1. Автокоммуникация (общение с самим собой)
2. Межличностная коммуникация
3. Групповая коммуникация
4. Массовая коммуникация
Межличностная коммуникация – непосредственный контакт «лицом к лицу».
Три взаимосвязанных стороны межличностной коммуникации:
1. Коммуникативная – обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием мнений и чувств.
2. Интерактивная (от «интеракция» - взаимодействие) – обмен действиями между взаимодействующими сторонами
3. Перцептивная – затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.
Групповая коммуникация – возникает в тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (от 3 до 30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, которые присущи межличностной коммуникации.
Специфические для данного типа коммуникации феномены:
§ Лидерство и руководство в группе (процесс влияния)
§ Процесс принятия группового решения
§ Структура коммуникации в группе (появляются лидеры мнений, которые влияют на мнение и поведение группы)
|
|
Лидеры мнений – значимые для индивидов лица.
Вопрос 56. Массовая коммуникация и ее особенности.
Массовая коммуникация – разновидность социальной коммуникации, при которой в качестве получателя информации выступает неструктурированный по типологическим критериям совокупный объект.
Особенности массовой коммуникации:
v ярко выраженная социальная направленность (всегда сообщение не для одного человека, а для больших социальных групп)
v организованный характер, связанный с использованием особых технических средств
v институциональный характер (средства массовой коммуникации выступают в качестве автономных социальных институтов, которые в конечном счёте реализуют интересы определенных социальных групп)
v коллективный характер коммуникатора (выступает от имени группы)
v универсальность, социальная актуальность и периодичность сообщений.
Вопрос 57. Системы средств массовой коммуникации.
Специальные средства массовой коммуникации (которые передают информацию сразу большим группам людей) – системы средств массовой коммуникации (ССМК):
Ø ССМК-1 – массовые действия карнавального типа, народные демонстрации, народный театр, обрядовые действия (условно «карнавал»).
Ø ССМК-2 – современный театр, митинги, собрания формальных и неформальных групп, церковная служба как действие и т.д. (условно «собрание»).
Ø ССМК-3 – библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация (условно «книга»).
Ø ССМК-4 – кинематограф, телевидение, радио, печать (условно «фильм»), в дальнейшем получившие обозначения «средств массовой коммуникации» (СМИ). В настоящее время также добавились интернет СМИ, интернет-ресурсы и глобальные виртуальные среды.
Вопрос 58. Функции массовой коммуникации посредством СМИ.
1. Информационная функция (Состоит в информировании членов общества о происходящих событиях, распространении сведений о наиболее важных и интересных для граждан событий в стране и мире)
2. Познавательно-просветительская или образовательная функция (Заключается в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать сведения, которые получаются от СМИ, и вообще правильно ориентироваться в сложном потоке информации. Благодаря этой функции человек получает знания и расширяет свои познавательные и оценочные возможности)
3. Функция социализации (Предполагает усвоение человеком норм, ценностей и образцов поведения, которые во многом транслируются СМИ)
4. Функция критики и контроля (Основывается на авторитете общественного мнения. Дают моральную оценку лицам, событиям и формируют общественное мнение)
5. Мобилизационная функция (Выражается в побуждении людей к определенным действиям или же вообще к сознательному бездействию (идти/не идти на выборы))
6. Развлекательная функция (Когда СМИ выступают в качестве средства, которое позволяет разнообразить человеку жизнь, развлечь его или доставить ему удовольствие)