I. Виды информации (в хронологическом порядке):
1. «Физическая» информация, присущая процессам
отражения в неорганической природе.
2. Биологическая информация, циркулирующая в живой природе и формирующая ее структуры.
3. Социальная информация, передающаяся в человеческом обществе в процессе коммуникаций между людьми.
II. Классы информационных структур:
1. Естественно возникшие информационные структуры неорганической природы.
2. Естественно возникшие информационные структуры органической природы.
3. Искусственные информационные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека (так называемая вторая природа, или ноосфера).
Термин «ноосфера» был предложен в 1927 году французским математиком и философом Эдуаром Леруа со ссылкой на то, что он вводит этот термин для будущего состояния биосферы, прослушав в Сорбонне курс лекций великого русского ученого В. И. Вернадского (1863— 1945).
Ноос — древнегреческое название человеческого разума. Следовательно, ноосфера — сфера человеческого разума. Вскоре после Э. Леруа этот термин стал употреблять известный французский палеонтолог, антрополог и член ордена иезуитов Пьер Тейяр де Шарден. Однако в соответствии со своим мировоззрением он придал термину «ноосфера» несколько иное понимание, так как считал, что разум не является неизбежным результатом эволюции мыслительного аппарата, но дан человеку Богом.
|
|
В. И. Вернадский лично знал французских ученых, но не спешил воспользоваться термином «ноосфера». Этот термин понадобился В. И. Вернадскому лишь тогда, когда он стал разрабатывать идею об эволюции биосферы. Первое упоминание его в письмах относится к 1935 году, а первое упоминание в печати — в 1937 году. В своей работе «Биосфера и ноосфера» В. И. Вернадский дает свое понимание ноосферы:
ГЛАВА 11. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
«Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».
В конце ХХ века усиливается внимание мировой политической элиты к феномену социальной информации.
Ведь социальная информация может являться индикатором (показателем) функционирования мировой политики. Социальная информация все больше влияет на борьбу национальных политических элит.
Функционирование социальной информации в мировом политическом процессе можно попытаться охарактеризовать следующими признаками:
|
|
Уровни циркуляции:
—национальный;
—региональный;
—континентальный;
—глобальный.
1. Время циркуляции:
—краткосрочное;
—cреднесрочное;
—долгосрочное.
2. Комментарий к информации:
—позитивный;
—негативный;
—нейтральный.
3. Способ доведения информации:
—с помощью СМИ;
—через спецслужбы;
—через неформальные связи;
—с помощью дипломатических источников;
—через бизнес-структуры.
168
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА
4. Цель доведения информации:
—убеждение;
—воздействие;
—ответная реакция;
—компрометация;
—создание новых ценностей и правил для политической элиты.
Характеристику типов и видов социальной информации дал академик В. Г. Афанасьев в своей книге «Социальная информация».
Типы социальной информации:
1. О прошлом.
2. О настоящем.
3. О будущем:
а) прогностическая (функции: ориентировочная, нор
мативная, предупредительная);
б) плановая.
Виды социальной информации:
1. По направленности:
а) горизонтальная;
б) вертикальная (прямая — директивно-нормативная,
обратная — контрольно-отчетная).
2. По границе:
а) внутренняя;
б) внешняя.
***
В XX веке управление информационными потоками превращается в решающий фактор завоевания, сохранения и удержания власти.
Пожалуй, первыми это осознали американцы. Так, в январе 1963 года президенту США Джону Кеннеди был предоставлен доклад директора Окриджской национальной лаборатории Вайнбергера «Наука, правительство и информация». В докладе высказывалась мысль о необходимости создания информационных центров, усиления внимания общества и государства к информационному обеспечению.
ГЛАВА 11. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
В 1967 году сенатом США был издан «Акт о возможностях, национальных целях и приоритетах». Этот документ содержал требование о подготовке ежегодного специального доклада президенту, о формировании при президенте группы советников по социальным вопросам и
создании комитета конгресса США по социальной информации. Наблюдению подлежала сфера образа жизни, чтобы отражать данные текущего взаимодействия социальных групп.
В 1972 году в США президентским декретом был образован Комитет по оцениванию перспективных последствий нововведений (ОТА) при конгрессе США. Возглавил его сенатор Э. Кеннеди. Это была попытка создания системы перспективной социальной информации.
В отличие от созданной системы текущей социальной информации, организация системы перспективной социальной информации все еще находится в стадии становления. Характерно, что одной из основных целей стратегии национальной безопасности США в последние десятилетия является защита образа жизни.
«Защита нашей национальной безопасности — народа, территории и образа жизни — является главной задачей и конституционной обязанностью моей администрации», — так говорил бывший президент США Б. Клинтон.
А ведь с помощью общегосударственной системы «Социальные показатели» американской политической элите удается определить основные параметры образа жизни рядовых граждан Америки.
Это позволяет политической элите США проводить стратегический анализ психического состояния американцев, оперативно реагировать на возникающие проблемы в «социальном самочувствии нации», фиксировать источники негативных внешних и внутренних информационно-психологических воздействий.
Таким образом, в США создана эффективная система диагностики внутренней социальной информации (в интересах власти), а в конце ХХ века началось создание систем диагностики внешней социальной информации с помощью международных информационных систем (Интернета и др.), ЮСИА и т.д.
|
|
170
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА
Система диагностики социальной информации является КЛЮЧЕВЫМ ЗВЕНОМ в ходе стратегического информационного противоборства национальных политических элит.
Именно постоянный мониторинг социальной информации в глобальном информационном пространстве позволил США добиться в конце XX века геополитического мирового лидерства.
По мнению доктора психологических наук Михаила Решетникова (см. журнал «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА», 2002, ¹ 1, с. 36—37), основу американского лидерства также составляет проведение СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ по привлечению в страну со всех континентов одаренной молодежи и научной элиты независимо от национальности, расы и т.д., включая создание особых условий, чтобы они оставались в США.
В США на протяжении последних десятилетий чрезвычайно активно работает СИСТЕМА ПРИГЛАШЕНИЙ и обеспечения солидными грантами талантливых учащихся школ, стажеров, аспирантов и докторантов из зарубежных стран, государственная система выявления талантливых детей.
***
На наш взгляд, политической элите России нужна своя национальная система анализа социальной информации (текущей и перспективной).
Причем информационные ресурсы такой системы должны быть надежно защищены от негативных информационных воздействий со стороны геополитических противников (должны быть полностью исключены возможности подмены или уничтожения социальной информации по важнейшим вопросам образа жизни российского народа).
Должна быть создана российская государственная система выявления талантливых детей, стимулирования их творческой деятельности.
Российская политическая элита должна стать ПАССИОНАРНОЙ и быть готова к глобальному бескомпро-
ГЛАВА 11. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА
миссному информационно-психологическому противоборству мировых элит (то есть защите МАТРИЦ СОЗНАНИЯ россиян от негативных информационных потоков).
В связи с этим существенно возрастает значение и объем информационно-аналитической работы. Возникает необходимость создания системы стратегического анализа социальной информации России.
|
|
Первоочередной становится задача скорейшего создания государственной системы информационного мониторинга процесса создания МАТРИЦ СОЗНАНИЯ политической элиты и населения России.
Такая система должна проводить анализ на различных уровнях (федеральном, региональном, местном). Результаты этого мониторинга должны постоянно учитываться при разработке и проведении мероприятий информационного противоборства. Такая система должна быть одним из ключевых звеньев диагностики состояния информационной среды общества, Российского государства.
***
Возрастающая роль информации и информационных систем — исторический факт, лежащий в основе концепций информационного общества (Е. Масуда, Д. Белл, А. Тоффлер и другие). Другой факт — быстрое, поистине революционное воздействие «информационного разума» на производство, управление, всю жизнь людей.
Элвин и Хэйди Тоффлер — известные всему миру американские социальные мыслители. Они много пишут о проблемах создания в мире информационного общества.
В своей книге «Создание новой цивилизации. Политика третьей волны», опубликованной в 1995 году, они уделяют особое внимание информационным технологиям:
«Сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир на две, на три четко определенные противоположные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, — мотыга, Второй — конвейер, а Третьей — КОМПЬЮТЕР.
172
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА
В разделенном натрое мире сектор Первой Волны поддерживает сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор Второй Волны обеспечивает дешевый труд и производит массовую продукцию, а быстрорастущий сектор Третьей Волны использует НОВЫЙ СПОСОБ ДОМИНИРОВАНИЯ — СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУТАЦИЮ ЗНАНИЙ.
Народы цивилизации Третьей Волны продают ИНФОРМАЦИЮ и НОВОВВЕДЕНИЯ, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру».
Заметим от себя, что именно поэтому у России, как самой образованной страны в мире, есть шанс для процветания. Необходимо только серьезно подойти к проблеме информационной безопасности.
***