Информационная геополитика США

Первоначально словосочетание «информационная война», как особый вид специальных операций разведки, использовал Аллен Даллес в своей книге «Тайная капи-


222


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


туляция», изданной в 1967 году (в России она была изда­на в 2002 г.). Затем некто Томас Рона использовал тер­мин «информационная война» в отчете, подготовленном им в 1976 году для компании Boeing и названном «Сис­темы оружия и информационная война». Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключе­вым компонентом американской экономики. В то же са­мое время она становится и уязвимой целью как в воен­ное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина «информационная война». Публикация отчета Т. Рона послужила началом активной кампании в СМИ. Таким образом, сложилось представле­ние о том, что информация может быть как целью, так и оружием.

К числу первых официальных документов по этой проблеме можно отнести директиву МО США Т 3600.1 от 21 декабря 1992 года под названием «Информацион­ная война». В 1993 году в директиве Комитета начальни­ков штабов ¹ 30 уже были изложены основные принци­пы ведения информационной войны. И наконец, в 1997 году было дано следующее определение информационной войне: «Действия, предпринятые для достижения инфор­мационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информа­цию и информационные системы противника при одно­временной защите собственной информации и своих ин­формационных систем».

Начиная с 1994 года в США проводятся официальные научные конференции по «информационной войне» с участием видных представителей военно-политического руководства страны.

В январе—июне 1995 года в США была проведена ко­мандно-штабная военная игра (КШВИ) с участием пред­ставителей всех силовых структур. Ее цель — разработка концепции стратегической информационной войны.

В ходе КШВИ ее участники отметили, что при страте­гической информационной войне традиционные границы размываются, отсутствует линия фронта. Особенно инте­ресно то, что резко повышаются возможности ведения


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


223


эффективного информационно-психологического проти­воборства.

В августе 1995 года Национальный институт обороны США публикует работу Мартина Либики «Что такое ин­формационная война?». В ней автор определил семь форм информационной войны:

1. Командно-управленческая.

2. Разведывательная.

3. Психологическая.

4. Хакерская.

5. Экономическая.

6. Электронная.

7. Кибервойна.

А теперь интересный пример из сферы ведения кибер-войны со стороны США. Причем эта кибервойна ведется в сочетании с информационно-пропагандистской кампа­нией против стран — объектов кибернападения.

Журнал «КОММЕРСАНТ-ВЛАСТЬ», ¹ 33 от 27 августа 2002 года, опубликовал интересную заметку под названи­ем: «США — оплот терроризма».

В ней говорится о том, что весной 2002 года советник президента США по технологиям Ричард Кларк обнаро­довал список стран — потенциальных рассадников кибер-терроризма. В него наряду с Ираком, Ираном, Северной Кореей и Китаем попала и Россия. Критерий отделения «козлищ от агнцев» был прост. По убеждению Кларка, именно в этих странах есть специалисты, способные на­нести ущерб безопасности США через Интернет. Однако данные, собранные фирмой RIPTECH, должны неприят­но удивить Ричарда Кларка.

Интенсивность кибератак действительно растет, но из стран, причисленных США к «оси киберзла», их исходит менее 1%.

Наибольшее количество атак (40%) исходило из США! Далее по числу нападений следуют Германия и Южная Корея.

Большим достижением США является многолетний контроль над Интернетом. В ноябре 2005 года в Тунисе под эгидой ООН проходила Всемирная конференция по вопросам информационного общества. В центре дискус-


224


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


сии — глобальное управление «всемирной паутиной». На конференции было около 12 тысяч участников из 170 стран. На повестке дня — две насущные темы: увеличи­вающийся разрыв в использовании Интернета между раз­витыми странами и остальным миром и проблема гло­бального управления Интернетом. По последнему вопро­су копья начали ломаться еще до начала конференции. Мировое сообщество больше не устраивает тот факт, что все «ниточки» находятся в руках пресловутых США. То есть официально ICANN — Интернет-корпорация по присвоению номеров и адресов — организация независи­мая, но фактически она подчиняется министерству тор­говли США. В ведении ICANN — присвоение доменных имен и управление центральными серверами сети — ра­ут-серверами. Радиостанция «Немецкая волна» 16 нояб­ря 2005 года отметила, что, «по мнению Райнера Кулена (Rainer Kuhlen), специалиста в области исследования массовых коммуникаций, ICANN обладает реальной вла­стью над ключевыми ресурсами Интернета. «Тот, кто контролирует раут-серверы, может заблокировать или от­фильтровать любую информацию», — считает Кулен».

Многие страны не хотят мириться с доминирующей позицией США и зависимостью ICANN от Белого дома. На конференции с альтернативной моделью управления «всемирной паутиной» выступили ЕС, Россия, Индия, Китай, Бразилия. Но США упорно противодействуют любым попыткам ограничить их монополию.

В конце 1998 года Комитет начальников штабов ВС США издал документ «ДОКТРИНА ПРОВЕДЕНИЯ ИН­ФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ» (JOINT DOCTRIN OF INFORMATION OPERATION).

В нем впервые официально подтверждается факт под­готовки американцев к проведению НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ. Ранее представители Пентагона всегда подчеркивали оборонительную направ­ленность мероприятий США в информационной сфере.

Новым документом предусматривается возможность проведения наступательных информационных операций не только в военное, но и в мирное время. При этом представители США, комментируя эти положения, ут-


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


225


верждают, что использование НАСТУПАТЕЛЬНОГО ИН­ФОРМАЦИОННОГО ОРУЖИЯ будет проводиться при пол­ном соблюдении соответствующих международных норм и договоров.

По нашему мнению, именно эта доктрина явилась ос­новой для проведения наступательных информационных операций в ходе так называемых «цветных революций».

***

Можно проследить эволюцию взглядов военного ру­ководства США на становление понятия «информацион­ные операции». При этом следует выделить два периода их возникновения, становления и развития.

В первом периоде (1947—1985 гг.) два этапа: на пер­вом этапе (1947—1973 гг.) зародились основополагающие подходы к будущим информационным операциям.

Содержанием второго этапа (1973—1985 г.) явилось комплексное изучение опыта информационных состав­ляющих боевых действий в ходе локальных войн и воо­руженных конфликтов.

Второй период.

Первый этап (1985 г. — декабрь 1992 г.) — использо­вание новейших информационных технологий, психоло­гических операций, радиоэлектронной борьбы на страте­гическом, оперативном и тактическом уровнях (Панама, война в Персидском заливе).

Второй этап (декабрь 1992 г. — февраль 1996 г.) ха­рактеризуется активной теоретической разработкой при большом разнообразии подходов единой концепции ин­формационной борьбы в масштабе вооруженных сил, а также соответствующих видовых концепций в сухопут­ных войсках, ВВС и ВМС.

Третий этап (февраль 1996 г. — октябрь 1998 г.) — за­вершение разработки теоретических основ информацион­ной борьбы, подготовка и проведение информационных операций. В эти годы со всей очевидностью проявилась ограниченность применяемых форм и методов информа­ционной борьбы, что потребовало продолжить дальней­шую разработку ее теории, в том числе применительно к


226


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


мирному времени, а также во всем диапазоне военных действий и в так называемых военных операциях, отлич­ных от войны.

Четвертый этап (октябрь 1998 г. — по настоящее вре­мя) — утверждение взгляда на информационную борьбу как стратегическое средство достижения целей нацио­нальной военной стратегии и стратегии национальной безопасности США посредством проведения информаци­онных операций.

Рассматривая проблему информационного противо­борства только в масштабах вооруженных сил США, сле­дует подчеркнуть, что теория информационной борьбы под влиянием комплекса объективных и субъективных факторов прошла сложный эволюционный путь — от воcприятия ее как вспомогательного средства, применяе­мого при решении боевых задач на тактическом уровне, до придания ей глобальной функции управления воору­женными конфликтами на стратегическом уровне.

Анализ материалов американской доктрины позволил выявить, что военно-политическое руководство США различает информационные операции в широком и узком (военном) смысле слова. Так, понимаемые в широком смысле информационные операции — это форма борьбы, представляющая собой использование специальных (по­литических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и за­щиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

По взглядам американского военного руководства, ин­формационные операции в узком понимании, то есть в ходе военных действий, предполагают применение сово­купности методов воздействия на информационные ре­сурсы и системы противника при защите собственных информационных ресурсов и систем в целях захвата ин­формационного превосходства, доминирования в инфор­мационном пространстве. В этом случае они носят назва­ние информационной борьбы.

Таким образом, понятие «информационная борьба» (Information warfare), по взглядам американского военно-


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


227


го руководства, включает в себя комплексное применение сил и средств информационных операций и вооруженной борьбы в угрожаемый период и при ведении боевых дей­ствий.

***

США создают мощнейшие центры глобального ин­формационного воздействия на мировую информацион­но-психологическую среду.

C 1 октября 1999 года в соответствии с Законом 1998 года о реформировании и структурной перестройке орга­низаций, занимающихся вопросами международной по­литики, Информационное агентство Соединенных Шта­тов (ЮСИА) действует в составе государственного де­партамента.

ЮСИА было создано в 1953 году в качестве самостоя­тельного федерального агентства в составе исполнитель­ной ветви власти и действует главным образом за рубе­жом через посольства США.

Директор и руководство агентства назначаются прези­дентом США. Штат сотрудников в его штаб-квартире в Вашингтоне насчитывает более 4200 человек. Еще не­сколько тысяч сотрудников находятся в 142 странах мира.

Его задача состоит в разъяснении и пропаганде поли­тики США среди общественности иностранных госу­дарств, а также в развитии связей между американскими и зарубежными институтами посредством целого ряда программ по обменам в сфере образования и культуры.

ЮСИА занимается и информационным противодейст­вием. Одна из трех задач ЮСИА — ПРЕСЕЧЕНИЕ ПОПЫ­ТОК ИСКАЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ И ЦЕЛЕЙ США.

С момента своего основания информация ЮСИА ад­ресуется ТОЛЬКО ЗАРУБЕЖНОЙ АУДИТОРИИ, так как конгрессом США законодательно ЗАПРЕЩЕНО информа­ционно воздействовать на население США.

Таким образом, осуществляется мощное информаци­онное негативное воздействие на зарубежные страны при защите собственной информационной среды.


228


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


В структуре ЮСИА насчитывается до 20 подразделе­ний. Из них надо особо отметить: Бюро программ; про­грамму «Радиодосье ЮСИА» (USIA Wireless File, еже­дневно до 18 тыс. слов на английском, испанском и фран­цузском языках в 126 пунктов мира); периодику ЮСИА (несколько крупных изданий; играет значительно меньшую роль, нежели электронные СМИ агентства); те­левизионную и кинослужбу; Бюро по делам образования и культуры (организация и контроль за деятельностью американских библиотек, курсов обучения английскому языку и др.); Бюро по общественным связям; Управление координатора по вопросам общественной информации; Бюро по вопросам управления (кадровая политика, раз­витие техники, информационное обеспечение аппарата); Консультативный комитет по культурной собственности; Совет по зарубежным стипендиям (грантам); пять регио­нальных отделов: Африканский, Европейский, Восточной Азии и Тихого океана, Латинской Америки и отдел Се­верной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии.

Деятельность информационного центра в той или иной стране распадается на две ветви. Обслуживание прессы, издание бюллетеней, продвижение информации и иллюстраций из США, а также статей и комментариев американских авторов в местную прессу, видеосюже­тов — в местное телевидение, рукописей американских авторов — в местные издательства. Эта деятельность на­ходится в ведении специального штатного сотрудника агентства, прикомандированного к посольству США в должности «информационного атташе» или же пресс-ат­таше, а с октября 1999 года включаемого в штатное рас­писание американских посольств.

Контроль за деятельностью культурных центров, биб­лиотек и видеотек, читален, курсов английского языка, за демонстрацией фильмов, организацией выступлений аме­риканских лекторов, проведением двунациональных сим­позиумов, организацией выставок, обеспечением амери­канскими пособиями местных школ, колледжей и универ­ситетов осуществляет атташе по культурным вопросам.

Интерактивные программы всемирной телевизионной службы ЮСИА «Worldnet», созданной в 1983 году, после


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


229


реорганизации 1999 года находятся в ведении Бюро меж­дународного вещания госдепартамента. «Уорлднет» свя­зывает США с более чем ста городами в 80 странах мира. Ее подразделение — «Евронет» — имеет достаточно раз­ветвленную сеть.

Заместитель государственного секретаря по вопросам публичной (общественной) дипломатии осуществляет те­перь надзор за деятельностью Бюро по вопросам образо­вания и культуры, Управления координатора по вопро­сам международной информации и Бюро по обществен­ным связям.

В 2005 году госсекретарь США Кондолиза Райс объя­вила о выдвижении кандидатуры советника президента США, 48-летней Карен Хьюз, на должность заместителя госсекретаря по публичной дипломатии, отвечающего в американской администрации за внешнеполитическую пропаганду и продвижение позитивного имиджа США в зарубежных странах.

Сейчас К. Хьюз, считающаяся главным «пиарщиком» команды Джорджа Буша, отвечает за информационную деятельность и программы культурных обменов госде­партамента за рубежом, за радио- и телевещание на зару­бежные страны.

По линии госдепартамента США в проекте федераль­ного бюджета на 2006 год администрация Буша запраши­вает $328 млн. на деятельность по взаимодействию, ин­формированию и влиянию на зарубежную обществен­ность, а также $430 млн. на программы культурных и образовательных обменов с зарубежными странами. На иновещание бюджетный запрос составляет еще $641 млн.

Весной 2002 года «Радио СВОБОДА» (директор — Джеффри Тримбл) начал специальное вещание на Север­ный Кавказ. Передачи ведутся на чеченском, аварском, черкесском и русском языках. Решение о начале чечен­ского вещания принято конгрессом США, который фи­нансирует работу радиостанции давно. События 11 сен­тября и последующие позитивные сдвиги в российско-американских отношениях никак не повлияли на мнение конгресса США. Это вещание — прямое вмешательство во внутренние дела России. Передачи ведутся явно тен-


230


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


денциозно, в них фактически оправдывается диверсион­ная деятельность боевиков и критикуется федеральный центр.

В апреле 1994 года Законом о международном веща­нии единое руководство теле- и радиовещанием США на зарубежные страны поручено осуществлять Совету управляющих по вопросам вещания, утвержденному этим же актом. В состав Совета, ФОРМИРУЕМОГО НА ДВУХ­ПАРТИЙНОЙ ОСНОВЕ, входят директор ЮСИА, а также восемь других членов, назначаемых президентом США с согласия сената.

Очевидно, что политическая элита США создала мощные «информационные кулаки» для эффективного информационного воздействия на психику населения всех стран мира. Американцами прекрасно отработаны технологии проведения стратегических информационных операций по воздействию на мировую информационно-психологическую среду. В качестве примера можно при­вести отличную дезинформационную операцию «ПРО­БЛЕМА 2000 ГОДА», которая проводилась в течение не­скольких лет. А 21 января 2003 года президент США Дж. Буш подписал директиву о создании в аппарате Бе­лого дома Управления глобальных коммуникаций (УМГ) для борьбы с антиамериканскими настроениями в мире (это структура ведения информационной войны).

Весной 2005 года в госдепартаменте США создано но­вое специальное управление, которое так и называется «Управление трансформацией политических режимов». Это специальное подразделение для ведения геополити­ческого информационного противоборства (по осуществ­лению «демократических» переворотов в других стра­нах). Инфраструктура информационных стратегических наступательных операций США по свержению действую­щей власти — это сеть фондов и благотворительных ор­ганизаций.

В США их более двух тысяч — от гигантов калибра Фонда Форда с годовым бюджетом грантов более полу­миллиарда долларов до скромных жертвователей масшта­ба Фонда Дж.-М. Каплана, располагающих всего десят­ком миллионов. По типу корпораций, вкладывающих в


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


231


них деньги, фонды бывают производственные и финансо­во-инвестиционные, по политориентации — либеральные и консервативные.

Лидерами в финансировании правозащитных органи­заций в России, СНГ и Восточной Европе являются част­ные Фонд Форда и институт «Открытое общество» Джорджа Сороса, а также государственный Националь­ный фонд за демократию (НФД), играющий в этом деле ведущую роль, который возглавляет Мадлен Олбрайт.

НФД был создан в 1983 году президентом Рональдом Рейганом и конгрессом США с годовым бюджетом 30 млн. долларов. Свою миссию фонд формулирует так: «Способствовать становлению и развитию демократии и свободы во всем мире». В совет директоров НФД входят 25 членов, назначаемых конгрессом США. Среди них видные конгрессмены, крупнейшие бизнесмены и быв­шие высокопоставленные чиновники (Р. Холбрук, У. Кларк). Фонд ежегодно получает средства, специально выделяемые для него конгрессом (проект бюджета на 2006 год — 80 млн. долларов), и предоставляет гранты на поддержку выступающих за демократию групп в Африке, Азии, Восточной Европе, Латинской Америке, на Ближ­нем Востоке и в странах бывшего Советского Союза.

НФД под видом опеки демократии умело проталкива­ет геополитические интересы США, не считаясь с нацио­нальными интересами стран — объектов опеки.

Что касается Фонда Форда, то он является, пожалуй, крупнейшей благотворительной организацией в США. Фонд основал в 30-е годы автомобильный магнат Генри Форд. Первоначально он был наиболее политизирован­ной организацией подобного рода. Его президентом в 1952—1954 годах был Ричард Биссель, занявший после ухода из фонда пост замдиректора ЦРУ. Сменивший его Джон Макклой был до назначения в фонд президентом Всемирного банка и замминистра обороны США. Имен­но Макклой создал в штате Фонда Форда особый отдел для совместных операций с ЦРУ.

Совет попечителей Фонда Форда, состоящий из 14 че­ловек, теперь представлен исключительно президентами крупнейших корпораций, университетов и известными


232


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


юристами. В 1989 году совет принял решение о поддерж­ке правозащитных организаций в СССР, Польше, Венг­рии (позже — в Чехословакии), чтобы ускорить процесс демократизации и экономического реформирования этих государств. На эти цели в 1989—1994 годах было направ­лено около 30 млн. долларов. Таким образом, фонд при­нял активное участие в ведении информационной войны против СССР.

В последнее время Фонд Форда финансировал 21 рос­сийскую правозащитную организацию на общую сумму примерно 5 млн. долларов в год. Самые крупные гранты получило историко-правозащитное общество «Мемори­ал». Именно это общество на американские деньги пыта­ется всячески очернить историю России, тем самым под­рывая духовный потенциал геополитического конкурента США. Именно это общество обратилось в феврале 2005 года с письмом к Президенту России В. Путину с требо­ванием начать переговоры с А. Масхадовым. Это после Бесланской трагедии...

***

В документе Комитета начальников штабов вооружен­ных сил США «Единая перспектива-2010», определив­шем основные направления развития оперативно-страте­гических концепций применения вооруженных сил в XXI веке, подчеркивалось, что главной чертой вооруженной борьбы будет перенос акцента в сферу информационного противоборства и достижение информационного господ­ства станет обязательным условием победы над любым противником.

Сложившаяся к началу XXI века система информаци­онных операций американской армии позволила сущест­венно расширить спектр решаемых задач во всех фазах военных действий. Модульная система комплектования сил и средств информационных операций дала возмож­ность оперативно реагировать на изменения военной и социально-политической обстановки, рост потребностей в соответствующих специалистах.


ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА


233


Операции вооруженных сил США на территории бывшей Югославии стали экспериментом по моделирова­нию создания новых государств, который включал в себя:

! изменение действующего законодательства;

! перегруппировку политических сил;

! формирование новых институтов власти;

! навязывание бывшим конфликтующим сторонам своей модели реформирования вооруженных сил;

! контроль над демографическими процессами, изме­нение курса внешней политики государств и т.д.

По сути, американцы с помощью информационных операций осуществили акции по смене существующих политических режимов на проамериканские режимы.

Эту работу обеспечивало большое количество государ­ственных и неправительственных организаций США и НАТО, координировавших проведение информационных операций.

В настоящее время США по сравнению с другими странами обладают значительным преимуществом в об­ласти разработки и использования информационных, те­лекоммуникационных технологий, а также различного рода радиоэлектронных систем. Основываясь на сложив­шейся практике информационных операций, американ­ское военно-политическое руководство стремится всяче­ски закрепить за США доминирующую роль не только в политической, экономической и военной сферах, но и в мировой информационной инфраструктуре.







































ГЛАВА 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: