Идеология британской империи от Джона Ди до Сесила Родса

И

дея создания Британской империи часто соединя­лась с идеей о ее предызбранности и о необходимости потому обеспечить доминирование Британской нацио­нальной империи над всеми другими и над миром в це­лом. Поэтому британская имперская идеология является весьма поучительным объектом для анализа в рамках по­нимания истории возникновения Новой Британской им­перии.

Это связано еще и с тем, что именно в Англии госу­дарственное освоение колоний наиболее активно сочета­лось с частной инициативой. Здесь получила свое наи­большее развитие и система организации навигации и торговли с вновь осваиваемыми территориями через по­средство частных компаний. Несмотря на активную под­держку государства, частный характер этих компаний по­зволял им вести свою деятельность более свободно и на­пористо, не будучи связанными дипломатическим этикетом. Помимо этого государство избавляло себя и от дополнительных расходов, и от коммерческого риска. По­добного рода компании существовали и в Голландии, но именно в Англии их деятельность приобрела системный характер. В течение XVI века такие компании были соз­даны англичанами практически по всем направлениям начинавшейся мировой торговли. Московская компания (Muscovy Company) с 1555 года вела торговлю с Росси­ей и была ответственна за поиски Северо-Восточного морского пути в Китай. Катайская компания с 1577 года


366


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


занималась непосредственно торговлей с Китаем (Cathay Company, Катай — старое английское название Пекина). Компания английских торговцев (Company of English Merchants) исследовала торговые пути вокруг Китая. Но­вая турецкая компания (New Turkey Company) действо­вала на Среднем Востоке, в Персидском заливе и на за­падных подступах к Индии. Виргинская компания зани­малась торговлей с Северной Америкой. С 1562 года существовала Африканская компания. Примечательно, что по мере освоения англичанами новых территорий на первых этапах их колонизации частные компании иногда получали и право административного управления на но­вых землях. Таким образом, с формально-юридической точки зрения такого рода колонии принадлежали не го­сударству, а управлялись частным образом, без участия каких бы то ни было институтов публичной власти. Эта практика существовала в Великобритании достаточно долго. Один из последних примеров такого рода относит­ся к рубежу XIX—XX веков, когда частная компания Се­сила Родса получила от британского правительства хар­тию на управление территориями на юге Африки, в рай­оне рек Замбези и Лимпопо. По имени Родса эти земли получили название Северной и Южной Родезии (нынеш­ние Замбия и Зимбабве). В истории оформления британ­ской имперской идеологии центральное место принадле­жит Джону Ди (1527—1608) — известному английскому мыслителю, географу и математику. Джон Ди долгое вре­мя был доверенным лицом английской королевы Елиза­веты I (1558—1603). С одной стороны, он готовил для нее астрологические прогнозы, а с другой стороны, был непосредственно вовлечен в тайную внешнюю политику Елизаветы как в отношениях с Францией, так и в начав­шейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Ди подписывал псевдонимом «007». Именно Джону Ди принадлежит по­явление самого термина «Британская империя» и разра­ботка концепции прав Англии на колониальные завоева­ния и доминирование в мире. В 1577—1578 годах он раз­рабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и ее колоний. Также Ди


ГЛАВА 18. ИДЕОЛОГИ НОВОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


367


подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времен сотворения мира и может стать всеобщей монархией. Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции «гражданина ми­ра», о космополитизме в рамках империи. А это приводи­ло к воспитанию имперского чувства и у самих англичан. Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контек­сте общего мистического единства мира. В поисках сим­волических «ключей» к пониманию этого единства и пре­ломлению его в том числе в реальной мировой политике Ди написал, может быть, свой самый известный трактат «Иероглифическая монада». Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи — Герардом Мерка-тором и Абрахамом Ортелиусом. Все это сделало Ди кон­сультантом британских навигационных проектов. Он был привлечен к составлению маршрута первого английского кругосветного плавания, совершенного Фрэнсисом Дрейком в 1577—1580 годах. Также Джон Ди был одним из главных разработчиков так называемого Северо-За­падного пути — прохода из Англии в Тихий океан вдоль северного побережья Канады. Ди готовил описание Грен­ландии и Канады для экспедиций Мартина Фробишера в 1570-е годы, пытавшегося (впрочем, неудачно) пройти этим путем. Идею Северо-Западного пути Ди неодно­кратно обсуждал и с самой королевой Елизаветой I, и с ее ведущими сановниками, в частности с госсекретарем Фрэнсисом Уолсингэмом. Помимо практических выгод Ди подчеркивал и мистическое значение присоединения к Британской империи территорий Нового Света (глав­ным образом Гренландии и Америки), рассматривая их как новую землю обетованную, как достигнутые «острова блаженных» из средневековых мифов. Истоки идей о своего рода «Америке духа», позднее распространившие-


368


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


ся в пуританских кругах, во многом берут свое начало в работах Джона Ди. Важный акцент делал Ди и на том, что первым завоевателем островов вокруг Гренландии ле­генды называли еще короля Артура и его рыцарей Круг­лого стола, странствовавших по миру в поисках Святого Грааля. А поскольку Артур был английским королем, то именно Англии и принадлежит право распоряжения Но­вым Светом. Одновременно с этим Ди разрабатывал и Северо-Восточный путь — дорогу в Китай через Север­ный Ледовитый океан и связанные с этим торговые кон­такты англичан с Россией. В 1570—1580-е годы он взаи­модействовал с Московской компанией (Muscovy Compa­ny), специально учрежденной англичанами в 1555 году для торговли с Россией, и готовил по ее заказу морские карты и возможные пути навигации. Встречался Ди и с Ричардом Ли, который позднее, в 1600 году, стал офици­альным посланником Елизаветы I в России на перегово­рах с делегацией царя Бориса Годунова. На них Ли, впрочем безуспешно, пытался убедить царя разрешить англичанам торговлю с Персией через Россию.

Идеи Ди о Британской империи и ее предызбранно-сти к глобальному доминированию не остались в забве­нии и были восприняты уже на новом переломном этапе развития Великобритании — в конце XIX — начале XX века, когда англичане приступили к масштабным завоева­ниям и колониальному строительству в Индии и Африке. Наиболее ярким выразителем британских имперских идей в этот период стал предприниматель и политик Се­сил Родс. «Я утверждаю, — писал он, — что мы — лучшая нация в мире, и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества».

Сесил Родс (1853—1902) — крупный английский предприниматель и политик, разработчик и активный пропагандист имперской идеологии и концепции гло­бальной империи наиболее сильной державы для поддер­жания мира. В 1877 году Родс намечал следующие прак­тические шаги для своего плана: «Распространение бри­танского владычества во всем мире, колонизация британцами всех тех стран, где условия существования благоприятствуют их энергии, труду и предприимчиво-


ГЛАВА 18. ИДЕОЛОГИ НОВОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


369


сти, и особенно заселение колонистами всей Африки, Святой Земли, долины Евфрата, островов Кипр и Кан-дия, всей Южной Америки, островов Тихого океана, все­го Малайского архипелага, береговой полосы Китая и Японии и возвращение Соединенных Штатов Америки в Британскую империю». В молодости Родс уехал из Анг­лии в Южную Африку и, начав работать на алмазных приисках, добился большого успеха.

В 1887 году к Натаниэлю Ротшильду обратился Сесил Родс и попросил у него в кредит миллион фунтов стер­лингов — и получил могущественного покровителя — финансиста н политика. В марте 1888 года в Южной Аф­рике появилась мощная компания «Де Бирс», одним из руководителей которой был Родс. В состав руководства компании с самого начала вошел представитель Рот­шильдов.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: