Запад против остального мира

По отношению к другим цивилизациям Запад нахо­дится сейчас на вершине своего могущества. Вторая сверхдержава — в прошлом его оппонент — исчезла с политической карты мира. Военный конфликт между за­падными странами немыслим, военная мощь Запада не имеет равных. Если не считать Японии, у Запада нет эко­номических соперников. Он главенствует в политической сфере, в сфере безопасности, а совместно с Японией — и в сфере экономики. Мировые политические проблемы и проблемы безопасности эффективно разрешаются под ру­ководством США, Великобритании и Франции, мировые экономические проблемы — под руководством США, Германии и Японии. Все эти страны имеют самые тесные отношения друг с другом, не допуская в свой круг стра­ны поменьше, почти все страны незападного мира. Реше­ния, принятые Советом Безопасности ООН или Между­народным валютным фондом и отражающие интересы Запада, подаются мировой общественности как соответ­ствующие насущным нуждам мирового сообщества. Само выражение «мировое сообщество» превратилось в эвфе­мизм, заменивший выражение «свободный мир». Оно призвано придать общемировую легитимность действи­ям, отражающим интересы США и других западных стран. При посредстве МВФ и других международных экономических организаций Запад реализует свои эконо­мические интересы и навязывает другим странам эконо­мическую политику по собственному усмотрению. В не­западных странах МВФ, несомненно, пользуется под­держкой министров финансов и кое-кого еще, но подавляющее большинство населения имеет о нем самое нелестное мнение. Запад доминирует в Совете Безопас­ности ООН. По сути дела, Запад использует междуна-


ГЛАВА 18. ИДЕОЛОГИ НОВОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


397


родные организации, военную мощь и финансовые ресур­сы для того, чтобы править миром, утверждая свое пре­восходство, защищая западные интересы и утверждая западные политические и экономические ценности.

Так, по крайней мере, видят сегодняшний мир неза­падные страны, и в их взгляде есть значительная доля истины.

От автора. Хантингтон восхваляет Запад, победив­ший в «холодной войне» СССР. Этот текст, по сути, Гимн победителя над СССР.

Различия в масштабах власти и борьба за военную, экономическую и политическую власть являются, таким образом, одним из источников конфликта между Западом и другими цивилизациями. Другой источник конфлик­та — различия в культуре, в базовых ценностях и верова­ниях. Но на глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые прису­щи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, японской, индуистской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от госу­дарства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию про­тив «империализма прав человека» и способствуют укре­плению исконных ценностей собственной культуры.

От автора. А в этих словах уже четко выражена тревога ряда проблемных вопросов. А надолго ли это дос­тигнутое в 1991 году мировое господство? Почему после распада СССР не все подняли руки вверх и кое-кто еще сопротивляется? Неужели культура может быть источ­ником сопротивления мировому господству Запада? Что делать с базовыми ценностями и верованиями других ци­вилизаций, сопротивляющихся Новому Мировому Поряд­ку? Как усилить пропаганду своих идей по преодолению сопротивления мировому господству?


398


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


Cудя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между «Западом и осталь­ным миром», как выразился К. Махбубани, и реакция незападных цивилизаций на западную мощь и ценности.

Такого рода реакция, как правило, принимает одну из трех форм или же их сочетание.

Во-первых, и это самый крайний вариант, незападные страны могут последовать примеру Северной Кореи или Бирмы и взять курс на изоляцию — оградить свои стра­ны от западного проникновения и разложения и, в сущ­ности, устраниться от участия в жизни мирового сообще­ства, где доминирует Запад. Но за такую политику при­ходится платить слишком высокую цену, и лишь немногие страны приняли ее в полном объеме.

Вторая возможность — попробовать примкнуть к За­паду и принять его ценности и институты. На языке тео­рии международных отношений это называется «вско­чить на подножку поезда».

Третья возможность — попытаться создать противо­вес Западу, развивая экономическую и военную мощь и сотрудничая с другими незападными странами против Запада. Одновременно можно сохранять исконные на­циональные ценности и институты — иными словами, модернизироваться, но не вестернизироваться.

От автора. Хантингтон пытается определить фор­мы возможного сопротивления мировому господству Запа­да, победившего в «холодной войне» СССР. Определение форм сопротивления необходимо для того, чтобы пода­вить сопротивление Новому Мировому Порядку.







Расколотые страны

В будущем, когда принадлежность к определенной ци­вилизации станет основой самоидентификации людей,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: