Прогностический этап

 

Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана-программы эксперимента (“момент напряжения”+“момент озарения”).

 

А) Цели и задачи эксперимента.

 

Целью, как известно, называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу “дерева целей”; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.

В зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут представлять собой следующие разновидности:

а) воссоздание в новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено, забыто и т.д.;

б) модернизация (рационализация, усовершенствование) того, что существует в соответствии с изменившимися требованиями;

в) создание нового - того, что ранее не существовало, что не имеет аналогов, является принципиально новым.

Примеры целей:

Определение влияния проблемного изложения материала на развитие творческих способностей учащихся (цель типа “а”);

Разработка оптимального варианта планирования воспитательной работы в классе дифференцированного обучения (цель типа “б”)

 

Задача – это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. Так, в приложении к обстановке класса, предмета, школы рождаются и формируются задачи экспериментальной работы.

 

Примеры задач:

А. Для проблемного изложения материала раздела физики “Динамика” (9 кл.):

1) определить эффективность усвоения материала с помощью проблемной ситуации;

2) отобрать проблемные ситуации;

3) построить их систему;

4) апробировать их;

5) развить мышление учащихся;

6) дать рекомендации по применению проблемных ситуаций.

 

Б. Для работы классного руководителя в условиях дифференцированного обучения на старшей ступени:

1) проанализировать особенности воспитательной работы;

2) отобрать воспитательные мероприятия;

3) оптимизировать виды и формы воспитательной работы в связи с углубленной учебной деятельностью учащихся;

4) определить содержание воспитания старшеклассников, его направления;

5) выработать принципы составления планов воспитательной работы;

6) дать рекомендации по осуществлению воспитания личности.

 

Б) Гипотезы эксперимента.

 

Гипотезой в науке называют предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в окружающем мире. По Энгельсу, гипотеза является формой развития науки. В педагогическом эксперименте гипотеза - это предложение о возможном пути решения проблем, способе достижения поставленной цели, о тех средствах, с помощью которых может быть достигнут желаемый результат педагогического процесса.

Гипотезы могут иметь описательный, объяснительный характер, но в условиях массового педагогического поиска более всего распространены сравнительные и конструктивные гипотезы. Сравнительная гипотеза содержит предположение о сравнительной эффективности содержания средств, методов и форм организации и управления педагогическим процессом. Конструктивная гипотеза имеет такую структуру: если применять такие-то и такие-то новые или изменить применяемые содержание или методы так-то и так-то, то можно ожидать, что будет обеспечено более сознательное и прочное овладение знаниями и умениями, деятельность детей примет такое-то направление, будут достигнуты такие-то сдвиги в развитии детей. Гипотеза выступает руководящей основой, определяет содержание и характер деятельности участников эксперимента. Она может быть заимствована из арсенала идей педагогики сотрудничества и развития, анализа научных достижений и, наконец, основываться на педагогическом опыте и интуиции экспериментатора. Основная гипотеза, так же как и цель, может сопровождаться дополнительными подгипотезами.

Алгоритма формирования проблемы, темы, цели, задач и гипотез эксперимента не существует: их формулировки возникают в процессе разработки, взаимно связываясь, вытекая друг из друга, дополняя друг друга.

 

Примеры гипотез:

А. Основная: Применение проблемных ситуаций по сравнению с обычным изложением при изучении физики должно значительно эффективнее развивать творческие способности учащихся. Дополнительные:

o изучение физики автоматически не учит ребенка исследованию, творческому мышлению, для этого нужны специальные приемы;

o одной из причин слабого усвоения знаний является недостаточное осознание, ощущение учеником проблемности материала;

o процессу развития творческого подхода к решению задач способствует знакомство с приемами эвристического мышления.

 

Б. Основная: Если построить воспитательную работу на основе оптимального согласования (связи, соответствия) классной и клубной деятельности учащихся, можно получить более высокие результаты, чем при планировании воспитательной работы в отрыве от учебной. Дополнительные:

· клубная деятельность должна быть связана с содержанием учебы;

· работа без домашних заданий приносит эффект при наличии достаточных возможностей участия в клубной работе.

 

В) Составление плана-программы эксперимента.

 

Планирование – это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.

Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план педагогического эксперимента - залог его успешного проведения; он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения.

Разработка плана основывается на общих принципах прогнозирования деятельности с учетом специфики и логики научного исследования.

Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры. Включает: первоначальную формулировку проблемы, темы, целей и задач, гипотезы исследования, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента.

При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы:

· в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;

· какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий;

· как будут отслеживаться выбранные параметры;

· какие методы получения и обработки информации будут применяться;

· как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от всей совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);

· какое время потребуется для проведения эксперимента;

· какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;

· как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

 

В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента.

В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.

План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном позиционном виде с указанием сроков и исполнителей:

o вопросы согласования эксперимента;

o подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента;

o подготовка методического обеспечения;

o подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов;

o проведение при необходимости разведывательного эксперимента.

Практический этап в плане отражается указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т.д.).

Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа, связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций.

Наконец, можно указать и предвидимое внедрение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: