Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана-программы эксперимента (“момент напряжения”+“момент озарения”).
А) Цели и задачи эксперимента.
Целью, как известно, называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу “дерева целей”; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.
В зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут представлять собой следующие разновидности:
а) воссоздание в новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено, забыто и т.д.;
б) модернизация (рационализация, усовершенствование) того, что существует в соответствии с изменившимися требованиями;
|
|
в) создание нового - того, что ранее не существовало, что не имеет аналогов, является принципиально новым.
Примеры целей:
Определение влияния проблемного изложения материала на развитие творческих способностей учащихся (цель типа “а”);
Разработка оптимального варианта планирования воспитательной работы в классе дифференцированного обучения (цель типа “б”)
Задача – это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. Так, в приложении к обстановке класса, предмета, школы рождаются и формируются задачи экспериментальной работы.
Примеры задач:
А. Для проблемного изложения материала раздела физики “Динамика” (9 кл.):
1) определить эффективность усвоения материала с помощью проблемной ситуации;
2) отобрать проблемные ситуации;
3) построить их систему;
4) апробировать их;
5) развить мышление учащихся;
6) дать рекомендации по применению проблемных ситуаций.
Б. Для работы классного руководителя в условиях дифференцированного обучения на старшей ступени:
1) проанализировать особенности воспитательной работы;
2) отобрать воспитательные мероприятия;
3) оптимизировать виды и формы воспитательной работы в связи с углубленной учебной деятельностью учащихся;
4) определить содержание воспитания старшеклассников, его направления;
5) выработать принципы составления планов воспитательной работы;
6) дать рекомендации по осуществлению воспитания личности.
|
|
Б) Гипотезы эксперимента.
Гипотезой в науке называют предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в окружающем мире. По Энгельсу, гипотеза является формой развития науки. В педагогическом эксперименте гипотеза - это предложение о возможном пути решения проблем, способе достижения поставленной цели, о тех средствах, с помощью которых может быть достигнут желаемый результат педагогического процесса.
Гипотезы могут иметь описательный, объяснительный характер, но в условиях массового педагогического поиска более всего распространены сравнительные и конструктивные гипотезы. Сравнительная гипотеза содержит предположение о сравнительной эффективности содержания средств, методов и форм организации и управления педагогическим процессом. Конструктивная гипотеза имеет такую структуру: если применять такие-то и такие-то новые или изменить применяемые содержание или методы так-то и так-то, то можно ожидать, что будет обеспечено более сознательное и прочное овладение знаниями и умениями, деятельность детей примет такое-то направление, будут достигнуты такие-то сдвиги в развитии детей. Гипотеза выступает руководящей основой, определяет содержание и характер деятельности участников эксперимента. Она может быть заимствована из арсенала идей педагогики сотрудничества и развития, анализа научных достижений и, наконец, основываться на педагогическом опыте и интуиции экспериментатора. Основная гипотеза, так же как и цель, может сопровождаться дополнительными подгипотезами.
Алгоритма формирования проблемы, темы, цели, задач и гипотез эксперимента не существует: их формулировки возникают в процессе разработки, взаимно связываясь, вытекая друг из друга, дополняя друг друга.
Примеры гипотез:
А. Основная: Применение проблемных ситуаций по сравнению с обычным изложением при изучении физики должно значительно эффективнее развивать творческие способности учащихся. Дополнительные:
o изучение физики автоматически не учит ребенка исследованию, творческому мышлению, для этого нужны специальные приемы;
o одной из причин слабого усвоения знаний является недостаточное осознание, ощущение учеником проблемности материала;
o процессу развития творческого подхода к решению задач способствует знакомство с приемами эвристического мышления.
Б. Основная: Если построить воспитательную работу на основе оптимального согласования (связи, соответствия) классной и клубной деятельности учащихся, можно получить более высокие результаты, чем при планировании воспитательной работы в отрыве от учебной. Дополнительные:
· клубная деятельность должна быть связана с содержанием учебы;
· работа без домашних заданий приносит эффект при наличии достаточных возможностей участия в клубной работе.
В) Составление плана-программы эксперимента.
Планирование – это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.
Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план педагогического эксперимента - залог его успешного проведения; он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения.
Разработка плана основывается на общих принципах прогнозирования деятельности с учетом специфики и логики научного исследования.
|
|
Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры. Включает: первоначальную формулировку проблемы, темы, целей и задач, гипотезы исследования, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента.
При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы:
· в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;
· какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий;
· как будут отслеживаться выбранные параметры;
· какие методы получения и обработки информации будут применяться;
· как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от всей совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);
· какое время потребуется для проведения эксперимента;
· какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;
· как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.
В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента.
В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.
План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном позиционном виде с указанием сроков и исполнителей:
o вопросы согласования эксперимента;
o подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента;
o подготовка методического обеспечения;
o подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов;
|
|
o проведение при необходимости разведывательного эксперимента.
Практический этап в плане отражается указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т.д.).
Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа, связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций.
Наконец, можно указать и предвидимое внедрение.