Направление деятельности педагога-психолога: психодиагностика

Психодиагностика – это деятельность, направленная на оценку различных психологических феноменов, свойств личности, психических состояний и процессов, которая реализуется специалистом с помощью психодиагностических методов и методик.

Процесс образования, как профессиональная деятельность коллектива преподавателей и руководителей школьной организации, всегда имеет определенные цели. Для того, чтобы оценить результативность работы, необходимо не меньше раза в год сверять полученные результаты с тем, что было запланировано. В педагогическом процессе результатом оказываются изменение уровня овладения компетентностями учениками, а также те эффекты в психологическом развитии, которые возникли при реализации педагогами своих обучающих и развивающих программ.

Психодиагностика оказывается важной составляющей мониторинга эффективности образовательной деятельности школы. По ее результатам и сравнительному анализу динамики психологического развития каждого ученика делается вывод о причинах достижений и неудач ученика, педагога, руководителя подразделения школы. На основании психодиагностики проводится коррекция целей, образовательных технологий, системы отношений педагогов и учеников; а также определяются ученики, которым требуется индивидуальный подход в процессе обучения и дополнительные развивающие занятия у психолога.

Психодиагностика учеников, родителей, педагогов помогает и самому психологу увидеть успехи и неудачи в организации собственной деятельности. Есть и еще одна важная задача психодиагностики – с ее помощью психолог проводит исследования различных проблем образовательного процесса в школе, а также исследование психологических феноменов, с которыми он столкнулся в своей работе. Исследовательская позиция психолога в образовании позволяет ему более глубоко видеть психологические причины процессов, которые протекают в образовательной среде; понимать причины тех негативных эффектов в психологическом здоровье учеников, на которые жалуются учителя и родители. И, наконец, умение проводить исследования в образовательной среде, находить "проблемные зоны" образовательного процесса побуждает школьного психолога обобщать опыт – собственный и своих коллег – педагогов, и делиться им на профессиональных конференциях с другими психологами и педагогами. Исследовательская деятельность психолога образования помогает ему сохранить собственное профессиональное здоровье, способствует профессиональному саморазвитию – важной ценности каждого профессионального психолога.

В качестве примеров деятельности школьного психолога можно привести исследование синдрома эмоционального "выгорания" учителей; изучение причин низкой мотивации обучения у подростков; изучение факторов и причин социальной адаптации у пятиклассников, только перешедших из начальной в основную школу.

Качественные и количественные психодиагностические методы. Принципом разделения методов психологической диагностики на качественные и количественные является тип данных, получаемых в результате их использования.

К количественным методам относят те, в результате которых получают данные, которые могут быть представлены в виде чисел (числовых шкал). К ним относят: опросные методы, тесты, психофизиологические методы, проективные тесты.

К качественным методам относят те методы, в результате которых получают данные, представленные в виде текстов, содержащих выводы о качественном своеобразии испытуемых. К таким методам можно отнести: структурированное, полуструктурированное феноменологическое интервью, контент-анализ, метод обосновывающей теории, метод матриц, Q-методология, нарративный анализ, дискурсивный анализ, кейс-study; групповые методы – групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, брэйнсторминг, дельфи-группы, группы модификации поведения, методы экспертной оценки, метод анализа продуктов деятельности, структурированное наблюдение.

Тесты (в переводе с английского – "испытание", "проверка", "проба") – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (затем интерпретируемых как качественные) индивидуально-психологических различий. По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности. На рисунке представлено задание из теста оценки когнитивного стиля личности. Необходимо найти изображение кошки, идентичное образцу. Правильный ответ только один. В ходе выполнения задания испытуемого просят размышлять вслух. Оценивается то, какие стратегии анализа изображений выбирает испытуемый.

Самые известные тесты интеллекта:

– прогрессивные матрицы Равена,

– тест Р. Амтхауэра,

– тест Векслера (взрослый и детский),

– ШТУР, АСТУР,

– шкалы Стенфорд-Бине,

– культурно-свободный тест Кеттела,

– тест вербального интеллекта Айзенка.

Опросники – это такая группа психодиагностических методик, и которой задания представлены в виде вопросов или утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. Примерами личностных опросников могут быть: Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), методика измерения самооценки Т. Дембо – С. Рубинштейна, методика исследования самоотношения (МИС) Столина, методика оценки уровня субъективного контроля (УСК) Бажина, Эткинда, методика исследования смысло-жизненных ориентаций личности (СЖО) Д. Леонтьева, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF), опросник ценностей Рокича и др.

Проективные тесты – группа методик, предназначенных для диагностики личности. В основе тестов лежит идея о том, что человек, используя различные символы, выражает этим не до конца осознаваемые личностные переживания и свойства. Также признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. Защитный механизм проекции – выражение неосознаваемых переживаний в символах и смысловом завершении бессмысленных стимулов – был рассмотрен в классическом психоанализе. Примеры наиболее известных проективных методик: "Рисунок человека", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи", тест- фильм Р. Жиля, тематический апперцептивный тест (ТАТ), диагностика агрессивности – тест Руки и др.

Один из ведущих качественных методов психодиагностики – полу структурированное интервью. Целью его является "достижение точного и значимого описания мира повседневных переживаний в их максимальном приближении к тому, как они проживаются и описываются конкретным человеком применительно к конкретной ситуации». Уточняющие вопросы, перефразирования и обобщения, используемые интервьюером, направлены на то, чтобы побудить человека описывать его переживания по поводу разных жизненных ситуаций. При проведении интервью необходимо ориентироваться не на подтверждение теоретической гипотезы исследования, а на фокусирование на подробностях жизненной истории человека, можно сказать – "воссоздании его жизненного мира в тексте".

Интервьюер поддерживает диалог такими вопросами, как "На что это было похоже?" или "Что вы чувствовали, когда эго произошло?", также подключая вопросы самого информанта. Одна из самых сложных задач, стоящих перед исследователем, использующим метод интервью, является задача интерпретации огромных массивов информации, получаемой в процессе интервью. Спектр используемых средств анализа информации варьируется от контент-анализа до постпозитивистских герменевтических процедур толкования.

Каждому психологу, работающему в области психодиагностики, необходимо знать и соблюдать важнейшие профессионально-этические принципы

1. Принцип личной ответственности за проводимую работу.

2. Принцип профессиональной тайны (нераспространения научных психодиагностических методик).

3. Принцип конфиденциальности (соблюдения тайны полученной психологической информации от посторонних).

4. Принцип научной обоснованности (применяемые методики должны соответствовать требованиям надежности, валидности, дифференцированности и точности результатов).

5. Принцип объективности (интерпретация результатов и выводы должны делаться в строгом соответствии полученным показателям).

6. Принцип обеспечения суверенных прав личности, который включает:

а) добровольность участия в психологическом обследовании (кроме особых случаев в судебной и медицинской практике);

б) психопрофилактическое изложение результатов (осторожность и деликатность, адекватность и доступность языка, готовность использовать эквивалентную методику);

в) предупреждение о вероятности выдачи такой информации о себе, которую человек сам не осознает;

г) право знать результаты обследования (при тестировании детей родители также имеют это право).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: