Особенности развития дизайна в СССР в 1960 – 1980 гг

В 1960-х гг. в советском дизайне сложилось два направления. Первое их них можно условно назвать художественным конструированием. Это направление пыталось опираться в основном на науку, на инженерию и было связано с деятельностью специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) и Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). На СХКБ были возложены задачи разработки проектов изделий всех видов промышленности. Они должны были согласно правительственному замыслу обновить всю продукцию промышленности. Они были первыми государственными организациями дизайнерского проектирования.

Непривычное для художников требования коммерции и неспособность справиться с ними по-дизайнерски надолго сохранили традицию украшательства промышленных изделий, с той только разницей, что теперь в украшательстве утвердился «дизайнерский функциональный стиль». В связи с нехваткой специалистов в области дизайна был поставлен вопрос о создании учебно-экспериментального центра – «Сенежской». Здесь сложилось второе направление советского дизайна – художественное проектирование, которое опиралось на  изобразительное искусство, на художественную культуру в целом.

Оба направления – и художественное конструирование, и художественное проектирование – назывались дизайном, ибо их все же связывала общая направленность на несение эстетического начала в предметную среду. И то и другое направление пыталось ассимилировать опыт современного западного дизайна, но результаты деятельности обоих были незначительными. Качество потребительских изделий осталось низким, эстетического преобразования городской среды так и не произошло. Если результаты развития советского дизайна оценивать по критериям дизайна западного, то пришлось бы сказать, что он потерпел полный крах.

В нашей стране воссоздание дизайна в конце 1950-х – в 1960-е гг. совпало с периодом быстрого повышения материального уровня потребителя, резкого возрастания темпов жилищного строительства при одновременном значительном отстаивании производства бытовых изделий. Главная задача состояла в быстром увеличении количества выпускаемых изделий. Ситуация первичного спроса на бытовые изделия явно повлияла на отношение к деятельности дизайнера и на понимание того, что является основным в этой профессии. Именно дизайнер может и должен помочь учесть при разработке изделия массового потребления не только интересы производства и просто функционально-технологические потребительские свойства, но и включенность вещи в конкретную культурную ситуацию. Оказалось что спрос и оценка потребителем изделия зависит от многих условий: от принадлежности к определенной социально-профессиональной группе, от степени престижности изделий, от новизны их формы и т.д. Все это входит в компетенцию именно дизайнера, и никто, кроме него, в сфере проектирования и производства изделий не может решать эти задачи.

Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне.

На рубеже 20 и 21 века актуальной стала глобальная проблема экологии, которая заинтересовала представителей всех классов. Многие люди решились избрать путь создания образа и дизайна дома в рамках защиты окружающей среды, очистив свое жилое пространство от всякого рода искусственных "загрязнителей". Экостиль предусматривает использование материалов, созданных не человеком, а природой.

Благодаря теплым, нежным тонам и необычайным фактурам естественных материалов создается простая, но необычайно уютная и умиротворяющая обстановка. Определение «экологического дизайна» требует постоянных дополнений и уточнений. Про использование минимума материалов и сбережение ресурсов понятно, и с этим никто не спорит. Экологический дизайн находит баланс между комфортом сиюминутным и долговременным. Всего в жизни должно быть ни много, ни мало — достаточно. Особенно ресурсов: временных, энергетических, эмоциональных. Их нехватка приводит к замедлению роста, избыток — к интоксикации. Потребление экологических продуктов с пометкой green не приведет мир к гармонии. Когда на кассах супермаркетов предлагают бумажные пакеты вместо полиэтиленовых (якобы средства от продажи этих специальных пакетов идут на поддержание экологии) — это не выход. Чтобы произвести «зеленые» пакеты, а потом их утилизировать, тоже нужны дополнительные средства. Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Современные философы, социологи, экологи, культурологи считают, что мы живем в эпоху смены цивилизаций: индустриальная цивилизация сменяется новой, которая получила название «постиндустриальная эра», «информационная цивилизация», «экологическая цивилизация», «ноосфера». Преодоление кризиса, связанного с экологическими, демографическими и военными проблемами, возможно только при условии изменения нашего мышления, пересмотра приоритетов и ценностей.

Искусство XX века и дизайн.

XX столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных истин» Нового времени. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили поддержкой человеку. Теперь он сам должен был защищать их в кошмаре мировых войн и тоталитарных режимов. Изобразительное искусство стало сферой, где в начале века наиболее наглядно проявился разрыв с традицией, художественный поиск и новаторство. Чтобы составить о них представление, остановимся на характеристике некоторых из новых направлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: