Основные положения диссертации изложены в следующих

публикациях:

    Монографии:

    1. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: история становления и общественная деятельность (конец ХIХ – начало ХХ вв.). – Краснодар: изд-во «КубГТУ», 2004. – 156 с.

    2. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике конца ХIХ в. – начала 30-х гг. ХХ в. – Краснодар: «Издательский Дом – Юг», 2010. – 352 с.

Коллективные монографии:

3. Емтыль З.Я. Адыгское просветительство / Емтыль З.Я. // История Адыгеи с древнейших времен до начала ХХ в.: в 2 т. / Адыг. респ. ин-т гуманитар. исслед. им. Т.М. Керашева. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2009. – Т.1. – С. 347–356. 

4. Емтыль З.Я. Распространение образования в Адыгее (вторая половина ХIХ– начало ХХ в.) // Там же. – С.335–346.

Брошюры:

5. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция. Начало ХХ века. Становление исторических взглядов. – Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1999. – 46 с.

Статьи, опубликованные в реферируемых изданиях ВАК:

6. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция и проблемы развития национального образования в начале ХХ в. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2010. – №5(37). Ч.2. С.63–70.

7. Емтыль З.Я. Мусульманская система образования в адыгских национальных автономиях в 1920-х годах (К истории мусульманской интеллигенции) // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – №3. – С.19-22.

8. Емтыль З.Я. Советская власть и мусульманское духовенство Северного Кавказа в 1920-е – начале 1930-х гг.// Вестник российского университета дружбы народов. Серия: история России. – 2010. – №1. – С.155–161.

9 Емтыль З.Я. Политический курс советской власти в отношении старой интеллигенции (1917–20-е гг. ХХ в.) // Теория и практика общественного развития. – 2010. – №4. – С.234–238.

10. Емтыль З.Я. Практика привлечения адыгской интеллигенции на сторону советской власти в 20-е гг. ХХ в.: трудности и противоречия // Теория и практика общественного развития. – 2010. – №3. – С.202–205.

11. Емтыль З.Я. Развитие мусульманского образования у адыгов в исторической динамике первой трети ХХ века. (К истории мусульманской интеллигенции) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2010. – №3. – С.42–47.

12. Емтыль З.Я. Теоретические аспекты исследования истории адыгской интеллигенции 1917–1920-х гг. ХХ в. // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №3. – С.35–41.

Статьи:

13. Адыгская интеллигенция и проблемы создания письменности // Диалоги с прошлым. – Майкоп, 2010. – Вып.6. – С. 21–27.

14. Емтыль З.Я. Вопросы социально-политической истории горцев Северо-Западного Кавказа в трудах адыгской интеллигенции начала ХХ века // Вопросы теории и методологии истории. Сборник научных трудов. – Майкоп, 2006. – Вып.5. – С.76–90.

15. Емтыль З.Я. Культурно- просветительская деятельность адыгской интеллигенции в конце ХIХ – начале ХХ вв. // Неделя науки МГТИ (Материалы научно-практической конференции). – Вып.3. – Майкоп, 1998. – С.38–46.

16. Емтыль З.Я. Некоторые проблемы национальной психологии в трудах адыгских просветителей (конец ХIХ – начало ХХ вв.) // Вопросы теории и методологии истории. – Майкоп,1997. – С.127–134.

17. Емтыль З.Я. Общественно-политическая деятельность адыгской интеллигенции. (Начало ХХ века) // Труды Кубанского государственного технологического университета. – Т. ХVII. Серия: Гуманитарные науки. – Вып.2. – Краснодар, 2003. – С.41–54.

18. Емтыль З.Я. Политика Российской империи в области образования горцев Северного Кавказа во второй половине ХIХ – начале ХХ века // Научный вестник Южного федерального округа. – 2008. – №3 (7). – С.11–14.

 

 

        

 

 


 

[1] Фонды: 17 (Центральный комитет КПСС (ЦК КПСС) (1898–1991)); 62 (Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б) (1922–1934); 65 (Юго-Восточное бюро ЦК РКП(б) (1921–1924)); 76(Дзержинский Феликс Эдмундович (1877–1926)); 85 (Орджоникидзе Григорий Константинович (1886–1937)).

[2] Фонды: а–296 Отдел по просвещению национальных меньшинств наркомата просвещения РСФСР; комитет по просвещению национальных меньшинств РСФСР (КОМНАЦ) наркомата просвещения РСФСР (1918-1934); р–1235 (ВЦИК), р–1318 (Наркомат по делам национальностей РСФСР, представительства Наркомнацца РСФСР в договорных и автономных республиках и их представительства при Наркомнаце РСФСР), а–1565 (Главное управление профессионального образования (главпрофобр) наркомата просвещения РСФСР.1920–1930.)

[3] Фонд: 7 (Северокавказский крайком ВКП(б)).

[4] Фонд: р–1485 (Краевой исполнительный комитет Юго-Востока России).

[5] Фонды: 252 (Войсковое хозяйственное правление Кубанского казачьего войска (1870–1888), 260 (Управление начальника Черноморской береговой линии (1839–1865), 261 (Канцелярия начальника Черноморской кордонной линии, Черноморского казачьего войска (1794–1864), 427 (Попечитель Кавказского учебного округа (1839–1917), 449 (Кубанское областное правление (1870–1917), 454 (Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана кубанского казачьего войска (1860–1917), 460 (Кубанский областно статистический комитет (1870–1916)), 470 (Директор народных училищ Кубанской области), 711 (Управление атамана Екатеринодарского отдела (1888–1917)), 742 (Управление атамана Майкопского отдела (1898–1915)), 774 (Канцелярия помошника Кубанской области по управлению горцами (1862–1870)), 799 (Документальные материалы, собранные профессором Сиотоковым к работе: «История борьбы магометанства и христианства в ХIХ веке за свое влияние на Западном Кавказе»),

 102 (Кубано-Черноморский областной отдел управления), р–158 (Кубано-Черноморский областной революционный комитет), р–1542 (Кубанская Законодательная рада).

[6] Фонды: 1 (Кубано-Черноморский обком РКП(б) (1920–1924 гг.))

[7] Фонды: р–1 (Адыгейский (черкесский) исполком Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и горских депутатов), р–21 (Адыгейский областной отдел народного образования. Министерство народного образования РА), р–281 (Адыгейский областной отдел по изучению истории Октябрьской революции и Коммунистической партии) р–327 (Материалы второго Съезда трудящихся горцев. Выступления делегатов второго съезда трудящихся горцев); р–328 (Горская секция при областном отделе управления Кубано-Черноморского революционного комитета), р–466 (Исполком горского отдельного Совета рабочих и крестьянских депутатов), р–480 (Майкопский механико-строительный техникум), р–629 (Адыгейское педагогическое училище им. Андрухаева), р–1114 (Коллекция воспоминаний участников установления Советской власти, гражданской войны и социалистического строительства в Адыгее).

[8] Фонды: 1 (Фольклорный), 2 (исторический).

[9] Фонды: р–1 (Гражданский исполнительный комитет Нальчикского округа Терской области (1916–1918 гг.); р–2. (Исполнительный комитет Кабардино-Балкарского областного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов); р–4. (Государственная комиссия Кабардино-Балкарской АССР); р–16 (Отдел народного образования исполнительного комитета Кабардино-Балкарской республики областного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов); И–16 (Управление нальчикского округа терской области); р–70. (Баксанский исполнительный комитет окружных советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов);р–134 (Отдел труда исполнительного комитета Кабардино-Балкарского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов); р–155 (Отдел юстиции Кабардино-Балкарского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов); 151 (Кабардино-Балкарское областное статистическое бюро); 187 (Кабардино-Балкарский ордена «Знак почета» институт истории, филологии, экономики при Совмине Кабардино-Балкарской АССР); р–201 (Революционный комитет Нальчикского округа Терской области); р–264 (Нальчикский исполнительный комитет окружных советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов); р–376 (Революционный комитет Кабардинской автономной области; р–197 «Правитель» Кабарды).

[10] Фонды:1 (Кабардино-Балкарский обком КПСС); 25 (Комиссия истории партии).

[11] Материалы дореволюционного периода; Материалы Советского периода.

[12] Культурное строительство в Адыгее (1922–1937 гг): сборник документов и материалов. – Майкоп, 1958; Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918–1941 гг.). Сборник документов и материалов. – Т.1.– Нальчик, 1980; Культурное строительство в РСФСР. 1917–1927. –Т.1. –Ч.1. Документы и материалы. 1917–1920. – М., 1983; Культурное строительство в РСФСР.1917–1927. – Т.1. – Ч.2. Документы и материалы. 1920–1927. – М., 1984; Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы (1917–1977). – Т.2.– Ч.1. Документы и материалы 1928–1941. – М., 1985; Культурное строительство в Кабардино-Балкарии. 1918–1941 гг.: Сборник документов и материалов. – Т.2. – Нальчик, 1985. Культурное строительство в СССР. 1917–1927: Документы и материалы. – М., 1989 и др.

[13] Положение о кавказских воспитанниках в высших учебных заведениях Российской империи (ноябрь 1868 г.) // ГАКК. Ф.454. Оп.1. Д.808. Л.15; Совершенно доверительный Циркуляр Канцелярии наместника Его Императорского Величества на Кавказе от 18 октября 1913 г. // ЦДНИ КБР. Ф.25. Оп.1. Д.27. Л.67; Обращение СНК ко всем трудящимся мусульманам России и Востока (20 ноября 1917 г.) // Декреты Советской власти. – М.,1957. – Т.1. – С.113–115; Декларация прав народов России // Там же. – С.39–41; Обращение народного комиссара по просвещению А.В. Луначарского ко всем учащим (15 ноября 1917 г.) // Культурное строительство в РСФСР 1917–1927. – Т.1. – Ч.1. Документы и материалы. 1917–1920. – С.73–76 и др.

 

[14] Восьмой съезд РКП (б). Программа партии // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1969). – М., 1970. – Т.2. 1917–1924. – С.83-87; Десятый съезд РКП(б) // Там же. – С.204-266; Двенадцатый съезд РКП (б) // Там же. – С.403-485; Шестнадцатая конференция ВКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1969). – М., 1970. – Т.4. – С.200-253.

[15] Обращение Особого Комитета Горцев Северного Кавказа, созданного из представителей горской северокавказской интеллигенции г.Петрограда (1917 г.) // ЦДНИ КБР. Ф.25. Оп.1. Д.36. Л.143; Программа Кабардинской революционной партии «Свободная Кабарда» // ЦГА КБР. Ф.р–197. Оп.1. Д.38. Л.31-32; Обращение Кубанского областного Горского Комитета к горцам Кубанской Области // ГАКК. Ф.799. Оп.1. Д.11. Л.239. и др.

[16] Об открытии школ среди горского населения // ГАКК. Ф.454. Оп.4. Д.149. Л.2-15; Об открытии аулах Кубанской области школ «Медресе» // ГАКК. Ф.454. Оп.1. Д.5718. Л.2-25; Протокол Первого свободного общегорского съезда представителей, аулов Кубанской области и Черноморской губернии, состоявшегося в ауле Хакуринохабльском Майкопского отдела, Кубанской области,10–17 августа 1917 года // ГАКК. Ф.788. Оп.1. Д.11. Л.240–241; Протокол №1 заседания Областного съезда эфендиев, учителей и представителей обществ населенных пунктов и горских аулов черкесской (Адыгейской) Автобласти, состоявшегося в ауле Хатукай // РГАСПИ. Ф.17. Оп.84. Д.537. Л.3,4; Перспективный план Адыгейского областного отдела народного образования, относительно нужд контингента приема в ВУЗы, рабфаки и техникумы на пятилетие (1927–1931 гг.) // ГУНАРА. Ф.р–21. Оп.1. Д.60. Л.27–28.)

[17] Ставропольские губернские ведомости. – Ставрополь-Кавказский, 1850–1916; Вестник Европы. – СПб., 1891–1916; Вокруг света. – М.,1895–1916; Кубанские областные ведомости. – Екатеринодар, 1871–1914; Кубанский сборник. – Екатеринодар,1883–1916; Кубань. – Екатеринодар, 1883–1906; Русский вестник. – М.,1901–1906; Новая заря. – Екатеринодар, 1906–1911; Кубанский край. – Екатеринодар, 1906–1916; Мусульманин. – Париж,1908–1912; Кубанский казачий листок. – Екатеринодар, 1911-1913; Майкопское эхо. – Майкоп, 1911–1916; Мусульманская газета. – СПб., 1912–1914; Известия Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б). – Ростов н/Д, 1920–1922; Революция и горец. – Ростов н/Д.,1928–1933 и др.

[18] Журнал министерства Народного просвещения. – СПб., 1834–1913; Живописное обозрение. – СПб., 1882–1902; Известия Общества любителей изучения Кубанской области. – Екатеринодар, 1899–1926; Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1881–1929; Бюллетень Северо-Кавказского краевого отдела народного образования. – Ростов н/Д., 1926–1927; Вопросы просвещения на Северном Кавказе. – Ростов н/Д., 1926–1930; Революция и культура. – М., 1928–1933; Просвещение национальностей. – М., 1929–1935; Бюллетень Северо-Кавказского краевого отдела народного образования. – Ростов н/Д., 1930–1932.

[19] Диманштейн С. Антирелигиозная работа на Востоке // Революция и культура. – 1929. – №9–10. –С.65–69; Мещериков В. Проблема сельской интеллигенции // Там же. – 1928. – №23–24. – С.35–41; Сегаль А. Интеллигенция в реконструктивный период // Там же. –1929. – № 22. – С.41–44.

 

[20] Шарданов Б. Забытый народ // Кубань. – Екатеринодар, 1906. – №76; Его же. Черкесы. (Забываемый народ) // Кубань. – 1906. – №117; Хатакокор Д.-Г. Положение черкесов в Турции // Мусульманин. – 1908. – С.3; Его же. Турция для турок // Там же. – 1908. – №2. – С.31–32; Ечерух М. Роль кавказских горцев в политической и общественной жизни Турции // Там же. – 1910. – №6. – С.113–117; Ахметуко Ю. О национальном чувстве // Там же. – 1910. – № 13. – С.286-288; Его же. Шариат и прогресс // Там же. – 1910. – №22. – С.326; П.Кабардей. Духовно-религиозные нужды мусульман Терской и Кубанской областей // Новая Русь. – СПб., 1910. – №109; Ахметуко Ю.К. О привлечении черкесов к воинской повинности // Там же. – 1911. – №4.– С.1-3; Хатакокор Д-Г. Мухаджирский вопрос // Там же. – 1911. – №2. – С.64–66; Сиюхов С. Большой юбилей и черкесы // Кубанский казачий листок. – Екатеринодар,1912. – 25 июля. – №198; Его же. Что дает горцам казна // Кубанский казачий листок. – Екатеринодар,1913. – 9 ноября. – №559; Цей И. Что нужно //Архив АРИГИ. Ф.1. П.122. Д.39; Его же. В сумерках //Архив АРИГИ. Ф.1. П. 124. Д.42; Сиюхов С. Воскресение из мертвых //Сефербий Сиюхов – адыгский просветитель. – Майкоп, 1991. – С.120-124; Цей И. Пятидесятилетняя административная опека (с Кубани) // Цей И.С. Избранные произведения. – Майкоп, 2000. – С.631–633 и др.

[21] Ахметуко Ю.К. К нашим единоверцам и землякам // Мусульманин. – Париж,1910. –№4. – С.88–100; Его же. О боге, о вере, о религии // Мусульманин. – 1910. – №7; Его же. О нашем духовенстве // Там же. – 1910.–№17–18. – С.222-223; Цей И. Обездоленные // Цей И.С. Избранные произведения. – С.638–640;Его же. В сумерках // Там же. – С.640–641; Его же. Что нужно? // Там же. – С.641–643; Его же. О наших муллах // Там же. – С.643-646; Кабардей (Коцев П.) Народное образование в Кабарде // Кошев М.А. Люди события факты истории народов Северного Кавказа. – Майкоп, 1999. – С.137–138; Сиюхов С. О назревшем вопросе // Кубанские областные ведомости. – Екатеринодар, 1911. –№177; Его же. Всеобщее образование и черкесы // Кубанский казачий листок. – Екатеринодар, 1912. – №193; Его же. Народ без языка // Там же. – 1912. – №199; Его же. Причины неуспеха русской школы среди кубанских горцев // Майкопское эхо. – 1915. – №№282, 283, 284; Его же. Русские мусульмане и начальное образование // Майкопское эхо. – 1915. – №№292,293, 294, 295; Дымов А.Г. Воспитание характера (Щэнгъасэ). – Вып.1,2. – Баксан,1918; Сиюхов С. Просвещение Адыгейской области // Черкесская правда. – Майкоп, 1922. – 18 октября. – №2; Его же. Русский язык в русской школе / С.Сиюхов, З. Троицкая, Е. Урываева. – Ростов н/Д, 1927 и др. роицкаяк в русской школе / С.Сиюхов, Здного образования в Адыгейской области в 1924 го и черкесынал "

[22] Шемгохов А. Очерк быта темиргоевцев // СМОМПК. – Тифлис, 1901. – Вып.ХХIХ; Довлеет-Гирей С. Бжедугские памятники в местечке Горячий Ключ Кубанской области // Известия ОЛИКО. – Екатеринодар,1904. – Вып.4; Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа // Кавказский сборник. – Тифлис,1910. – Т.ХХХ. – С.1–50; Довлеет –Гирей С. Жизнь черкесов-переселенцев в Турции // Известия ОЛИКО. – Екатеринодар,1912. – Вып.5; Сиюхов С. Этнографические наброски // Кубанский казачий листок. –1913. – №454; Кудашев Н. Исторические сведения о кабардинском народе. – Киев,1913; Цагов Н. Мусульманская история. Баксан,1336 (1918) (на каб. языке); Сиюхов С. Черкесы-Адыге // Известия ОЛИКО. – Краснодар, 1922. – Вып.VII; Его же. Адыгея (Адыгейская автономная область): Историко-этнографический и культурно-экономический очерк / С.Сиюхов, У.Алиев, Б.Городецкий. – Ростов н/Д, 1927; Хуажев М., Цей Д. Мос и Гошевнай Шовгеновы. Материалы к биографии. – Краснодар, 1927; Ашхамаф Д. Из истории черкесских алфавитов // Революция и горец. – 1929. – №11–12. – С.47–49; Сиюхов С. Коранованные палачи. К 50-летию покорения Западного Кавказа // Сфербий Сиюхов-адыгский просветитель. – С.93–95 и др.

[23] Тамбиев П. О нарте Айдемиркане // СМОМПК. – Тифлис, 1886. – Вып.5. – С.113–118; Кашежев Т. Переседление Кабарды Тамбиева // Там же. – 1891. – Вып.12; Его же. Крымцы в Кабарде // Там же; Сказание о братьях Ешаноковых // Там же; Ахметуко Ю.К. Черкесские рассказы. – М.,1896. – Т.1; Тамбиев П. Ешов Батыныко //СМОМПК. – 1896. – Вып.21; Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев // Этнографическое обозрение. – М., 1892. – Кн.15; Ечерух И. За правдою // Мусульманин. – 1910. – №3. – С.76–80; Тамби- ев П. Поиски жены //СМОМПК. – 1915. – Вып.44. – Отд.4; Его же. Адыгские тексты // Там же. – 1915. – Вып.44. – С.1–14 и др.

[24] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987; Мининков Н.Д. Методология истории.– Ростов н/Д, 2004; Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования. – М., 2005; Сидорцов В.Н. Методологические проблемы истории. – Минск, 2006; Шеуджен Э.А. Научная деятельность: организация и методология исследования. – Майкоп, 2006; Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. – М., 2008 и др.

[25] Шеуджен Э.А. Историография. Вопросы теории и методологии. Курс лекций. – Майкоп, 2005. – С.150.

[26] Хаджетлаще М.-Б. От редактора // Мусульманин. – Париж, 1908. – №1. – С.2; Цей И. Горе-интеллигент // Мусульманская газета. – СПб., 1913. – №18. – 25 мая; Сиюхов С. Преступное равнодушие // Мусульманская газета. – СПб., 1914. 7февраля. – №5; Его же. Забытый долг // Кубанская школа. – Екатеринодар, 1915. –№9; Его же. Время не ждет // Майкопское эхо. – Майкоп, 1915. – №257; Его же. Культ «желудка» // Там же. – №265 и др.

[27]Зак Л.М. Великий Октябрь и интеллигенция (некоторые аспекты историографии проблемы) // Интеллигенция и революция: сб. статей. – М., 1985. – С.124,132.

[28]Федюкин С.А.Привлечение буржуазной интеллигенции к социалистическому строительству. – М.,1960; Ерман Л.К. Состав интеллигенции в России в конце ХIХ и начале ХХ в.// История СССР. – 1963. – №1. – С.161–173; Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине ХIХ века. М., 1971; Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. – М., 1972; Соскин В.Л. В.И. Ленин, революция, интеллигенция. – Новосибирск, 1973; Красильников С.А., Соскин В.Л. Октябрь и политические позиции сибирской интеллигенции (к историографии проблемы) // Партийные организации Сибири и Дальнего Востока в период октябрьской революции и гражданской войны (1917–1922 гг.). – Новосибирск, 1978; Ушаков А.В. Демократическая интеллигенция периода трех революций в России. – М., 1985 и др. 

[29]Зак Л.М. Проблема формирования советской интеллигенции в современной исторической литературе // История СССР. – 1968. – №2. – С.148–156; Федюкин С.А. Октябрь и интеллигенция (некоторые методологические аспекты проблемы) // Интеллигенция и революция: сб. статей. – М.,1985. – С.20–33; Ермаков В.Т. Интеллигенция России в ХХ столетии (к постановке проблемы «Интеллигенция как феномен исторического изучения») // Интеллигенция России: уроки истории и современность: Межвуз. сб. науч. трудов. – Иваново, 1996. – С.16–24; Меметов В.С. Интеллигенция России: уроки истории и современность (Попытка историографического анализа проблемы) / В.С. Меметов, А.А. Данилов // Там же. – С.3–15; Главацкий М.Е. История интеллигенции России как исследовательская проблема: Историографические этюды. – Екатеринбург, 2003 и др.

[30] В работе отмечается, что в отечественной историографии сложился достаточно широкий круг исследовательских проблем: способы и каналы формирования интеллигенции, ее мировоззренческие принципы и идейные предпочтения, структура интеллигенции, участие интеллигенции в революционно-демократическом движении во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.; интеллигенция и революция, интеллигенция и власть, политика советской власти в отношении буржуазной интеллигенции, формирование социалистической интеллигенции и ее отдельных профессиональных групп, историография истории интеллигенции

[31] Эфендиев А.-К. И. Формирование советской интеллигенции в Дагестане (1920–1940). – Махачкала, 1962; Бекижев М.М. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа (1917–1941 гг.) – Черкесск, 1978; Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. – М., 1988 и др.

[32] Раенко-Туранский Я.Н. Адыгее до и после Октября. – Ростов н/Д, 1927; Очерки истории Адыгеи. – Т.1. – Майкоп, 1957; История Кабардино-Балкарской АССР. – Т.1. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. – М., 1967; История Кабардино-Балкарской АССР. – Т.2. С Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. – М., 1967; Очерки истории Адыгеи. – Т.2. Советский период. – Майкоп, 1981; История народов Северного Кавказа (конец ХVIII–1917 г.) – М.,1988; Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. – Краснодар, 1996; История Адыгеи с древнейших времен до начала ХХ в. – Т.1. – Майкоп, 2009. и др.

[33] Алиев У. Октябрь и национальная культура на Северном Кавказе // Революция и горец. – 1927. – №10-11. – С.18-21; Гугов Р.Х. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии в первые годы социалистической реконструкции народного хозяйства СССР (1926–1929) // Ученые записки КБНИИ. – 1959. – Т.ХV. – С.109–138; Налоев З.М. О восточном культурном канале // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в ХIХ – начале ХХ вв. – Нальчик, 1976. – С.145-165; Его же. Этюды по истории культуры адыгов. – Нальчик, 1985; Его же. Адаб баксанского культурного движения. – Нальчик,1991; Меретуков М.А. Русско-адыгские культурные связи (вторая половина ХIХ – начало ХХ в) // Проблемы истории и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. – Краснодар, 1991. – С.17–27; Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине ХIХ – начале ХХ века.– Нальчик, 1996; Мамсиров Б.Х. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы ХХ века. – Нальчик, 2004 и др.

[34] Кумыков Т.Х. Этапы и особенности развития общественно-политической мысли Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи в ХIХ начале ХХ в. // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в ХIХ – начле ХХ вв. – Нальчик, 1976. – С.11–39; Касумов А.Х. К вопросу о взглядах общественно – политических деятелей на роль ислама в истории адыгов ХIХ – начала ХХ века // Там же. – С.251–262; Саблиров М.З. Передовая общественная мысль адыгов и национально-освободительная борьба (конец ХIХ – начало ХХ в.) // Национально – освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблема махаджирства. – Нальчик,1994. – С.171-180 и др.

[35] Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики в ХIХ веке // Фольклор адыгов в записях и публикациях ХIХ – начала ХХ века. – Нальчик,1979. – С.13–39; Схаляхо А А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. – Майкоп, 1988. – С.5–71 и др.

[36] Краснов М. Историческая записка о Ставропольской гимназии. – Ставрополь-Кавказский, 1887; Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (ХIХ – начало ХХ в.) – Майкоп, 1957; Мамсиров Х.Б. Советская власть и мусульманская система образования в 20-е гг. ХХ в. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2004. – №3. – С.32–39; Емтыль З.Я. Политика Российской империи в области образования горцев Северного Кавказа во второй половине ХIХ – начале ХХ века // Научный вестник Южного федерального округа. – 2008. – №3 (7). – С.11–14;

[37] Хатанов А. Из истории адыгейских алфавитов // Ученые записки АНИИ. – Языкознание. – Краснодар. – Майкоп, 1966. – С.193–200; Исаев М.И. Языковое строительство в СССР (процесс создания письменности народов СССР). – М.,1979; Зекох У. Краткая история адыгейской письменности // Вопросы адыгейского языкознания. – Вып.III. – Майкоп, 1983. –С.88–95; Хуако З.Ю.От письменности – к книжной культуре. – Майкоп, 2008 и др. 

[38] Тресков И. Адыгские просветители и писатели ХIХ – начала ХХ века // Очерки истории кабардинской литературы. – Нальчик,1968; Саблиров М.З. Адыгские деятели культуры и вопросы просвещения народа // Общественно – политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в ХIХ – начала ХХ века. – Нальчик, 1976. – С.277–285; Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. – Нальчик, 1978; Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители ХIХ – начала ХХ века. – Нальчик, 1993; Емтыль З.Я. Адыгское просветительство // История Адыгеи с древнейших времен до начала ХХ в. В 2-х томах. – Т.1. – Майкоп, 2009. – С.347–356 и др.

[39] Кубов Ч.Ч. Деятельность КПСС по созданию и укреплению советской национальной государственности адыгейского народа // Сборник статей по истории Адыгеи – Ч.1. Советский период. – Майкоп, 1967. – С.33- 57; Улигов У.А. Социалистическая революция и Гражданская война в Кабарде и Балкарии и создание национальной государственности кабардинского и балкарского народов (1917–1937). – Нальчик, 1979; Боров А.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы / А.Х. Боров, Х.М. Думанов, В.Х. Кажаров. – Нальчик,1999; Кармов А.Х. Дипломатия Горской (Северо-Кавказской) республики в 1918 – нач.1919 гг. // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНИ РАН. – Нальчик, 2002. – Вып.9. – С.3–19 и др.

[40] Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: история становления и общественная деятельность (конец ХIХ – начало ХХ вв.). – Краснодар, 2004.

[41] Кумыков Т.Х. Начало формирования национальной учительской интеллигенции // Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине ХIХ – начале ХХ века. – Нальчик,1996. – С.282–304; Емтыль З.Я. Культурно- просветительская деятельность адыгской интеллигенции в конце ХIХ – начале ХХ вв. // Неделя науки МГТИ (Материалы научно-практической конференции). – Вып.3. – Майкоп,1998. – С.38–46; Она же. Общественно-политическая деятельность адыгской интеллигенции. (Начало ХХ века) //Труды Кубанского государственного технологического университета. – Т.ХVII. – Серия: Гуманитарные науки. – Вып.2. – Краснодар,2003. – С.41–54; Бузаров А.К. Духовно-арабистская интеллигенция адыгов // Благодарение. – 1996. – №4. – С.6–7; Бичиева И.С. Светское и духовное образование как факторы формирования кабардинской интеллигенции (конец ХIХ – начало ХХ века) // Исторический вестник. – Нальчик,2006. – Вып.IV. – С.512–525 и др.

[42] Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция (конец ХIХ – начало ХХ вв.). Дисс…канд. истор. наук. – Майкоп, 1999; Бичиева И.С. Кабардинская интеллигенция в конце ХIХ – начале ХХ вв. Дисс…канд. истор. наук. – Нальчик, 2006.

[43] Налоев З.М. О восточном культурном канале // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в ХIХ – начале ХХ века. – Нальчик,1976. – С.154–165.

[44] Налоев З.М. Адаб баксанского культурного движения. – Нальчик,1991; Бузаров А.К. Духовно – арабистская интеллигенция адыгов // Благодарение. – 1996. – №4. – С.5–6; Бичиева И.С. Светское и духовное образование как факторы формирования кабардинской интеллигенции (конец ХIХ – начало ХХ века) // Исторический вестник. – Нальчик, 2006. – Вып.IV. – С.512–525; Базиева Г.Д. Восточный культурный канал в художественном пространстве Кабардино-Балкарии // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2008. – №1. – С.6–11.

[45] Чащарина О.М. Вопросы формирования национально-технической интеллигенции на Северном Кавказе // Северный Кавказ: выбор пути национального развития. – Майкоп,1994. – С.190.

[46] Очерки истории Адыгеи. – Т.1. – Майкоп, 1957. – С.454; Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. – Майкоп, 1988. – С.64.

[47] Кумыков Т.Х. Этапы и особенности развития общественно-политической мысли Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи в ХIХ – начале ХХ века // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в ХIХ – начале ХХ века. – Нальчик, 1976. – С.14.

[48] Крикунов В.П. Революционные разночинцы на Северном Кавказе. – Нальчик, 1958. – С.99.

[49] Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители ХIХ – начала ХХ века. – Нальчик, 1993. – С.88.

[50] Красильников С.А., Соскин В.Л. Октябрь и политические позиции сибирской интеллигенции (к историографии проблемы) // Партийные организации Сибири и Дальнего Востока в период октябрьской революции и гражданской войны (1917–1922 гг.). – Новосибирск, 1978. – С.21; Ушаков А.В. Русская интеллигенция периода буржуазно-демократических революций (профессиональная и политическая структура). – С.53.

[51] Кошев М.А.Штрихи в северокавказском политическом процессе 1917 года // Кошев М.А. Люди, события, факты истории народов Северного Кавказа в очерках, иллюстрациях и документах (конец ХIХ – ХХ век). – Майкоп, 1999; Боров А.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы / А.Х. Боров, Х.М. Думанов, В.Х. Кажаров. – Нальчик, 1999; Бгажноков Б.Х. Новые страницы истории Кабардино-Балкарии в 20 – 30-х гг. / Б.Х. Бгажноков, А.Х. Мукожев // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНИ РАН. – Нальчик, 2002. – Вып.9. – С.243–250 и др.

[52] Адыгейская Советская поэзия. Доклад на первом съезде писателей и ашугов Адыгеи // Архив АРИГИ.

[53] ГУНАРА. Ф. р-1. Оп..1 Д.229. Л.6.

[54] Сиюхов С. На новый год // Сефербий Сиюхов – адыгский просветитель. – С.102.

[55] Дзуев Г.К. Кровавое лето 1928-го. – С.24; ЦДНИ КБР. Ф.1. Оп.1. Д.80. Л.47.

[56] РГАСПИ. Ф.17.оп.84. Д.537. Л.3,4.

[57]Среди наиболее успешных проектов азбуки для адыгского народа следует, в первую очередь, упомянуть «Азбуку», разработанную Н.Цаговым и С.Нагучевым на арабской графической основе и изданную в Стамбуле в рамках широкой программы просветительских мероприятий, организованных Черкесским благотворительным обществом в Турции. Она имела ряд несомненных достоинств. Помимо букварного материала, в данной работе были представлены тексты дидактического назначения на нижнечеркесском и кабардинском языках, что было особенно важно в контексте существовавшей у адыгов языковой ситуации. «Азбука» Н.Цагова и С.Нагучева стала своеобразным универсальным учебным пособием. На основе данной азбуки Черкесским благотворительным обществом было составлено восемь учебников для преподавания светских дисциплин. Они стали достаточно широко использоваться в работе адыгских новометодных медресе.

 

[58] Однако прошло всего одно десятилетие, как латинизированная основа письменности, по мнению властей, перестала способствовать дальнейшему развитию культуры адыгского народа и сближению ее с революционной культурой «великого русского народа». В 1936 г. кабардинский, а в 1938 г. адыгейский языки были переведены на русскую графическую основу письма.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: