Легенда о шахматной доске

 

Шахматы – одна из самых древних игр. Первое напоминание о них в индии относится к VI веку. Говорят, что индусский царь Шерам был восхищен этой игрой и решил наградить ее изобретателя.

Мудрец, его звали Сета, удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.

- Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

-Простое пшеничное зерно? – изумился царь.

-Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую – 8, за пятую – 16, за шестую – 32…

- Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше предыдущей. Но знай, что твоя просьба недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.

Каково же было удивление царя, когда придворные математики доложили ему, что он не может выполнить желание мудреца:

 - не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желать непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.

 С изумлением внимал царь словам старца.

 - Назови мне это чудовищное число, - сказал он в раздумье.

- Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать!

(18 446 744 073 709 551 615 зерен) [6]

 

Обозначение чисел римскими цифрами

 

Единицы Десятки Сотни Тысячи
1 I 2 II 3 III 4 IV 5 V 6 VI 7 VII 8 VIII 9 IX 10 X 20 XX 30 XXX 40 XL 50 L 60 LX 70 LXX 80 LXXX 90 XC 100 C 200 CC 300 CCC 400 CD 500 D 600 DC 700 DCC 800 DCCC 900 CM 1000 M 2000 MM 3000 MMM

О чем могут рассказать числительные

 

По-видимому, число 4 когда-то играло особую роль. Специалисты полагают, что в глубокой древности оно служило своеобразным рубежом, отделяющим числа, у которых уже имелись собственные названия (один, два, три, четыре), от безликого и безымянного множества чисел, скрывавшихся под понятием «много». Вероятно, у наших далеких предков «много» обозначало любое количество больше четырех. Посмотрите, какие окончания у существительных в сочетании с древнейшими числительными: две коровы, три коровы, четыре коровы. Но, уже начиная с пяти и далее, существительные меняют окончания: пять коров, шесть коров.

Особняком в ряду числительных стоят и «сорок». Оно явно не похоже на слова, обозначающие названия десятков: «двадцать», «тридцать», «пятьдесят». По всей видимости, слово «сорок» дошло до нас как память о бытовавшей в старину системе счисления с основанием сорок. Теперь о ней напоминает лишь русское устаревшее числительное «сорок сороков»: срок сороков церквей, сорок сороков всяких небылиц. [6]

 

Первые учебники

 

Папирус Райнда, названный так по имени своего первого владельца. Он был найден в 1858 году., расшифрован и издан в 1870 году. Рукопись представляет собой узкую (33 см) и длинную (5,25 м) полосу папируса, содержащую 84 задачи. Этот папирус переписал писец Ахмес около 1650 года до н.э., автор оригинала неизвестен, установлено, что текст создавался во второй половине XIX века.до н.э.

Московский папирус – его в декабре 1888 года приобрел в Луксоре русский египтолог В.С.Голенищев. Этот свиток длиной 5,44 м и шириной 8 см включает 25 задач. Он был переписан неким учеником между 1800 и 1600 гг. до н.э.

 «Кожаный свиток египетской математики», с большим трудом распрямленный в 1927 году и во многом проливший свет на арифметические знания египтян, датируется XIX - XVIII вв. до н.э. [6]

 

Реформы календаря

 

«День и ночь – сутки прочь»,  «Зима и лето - года нету»… С незапамятных времен люди подметили, что важнейшие отрезки времени – год и сутки – определяются различными природными процессами. Однако в том, что год не измеряется целым числом суток, они разобрались далеко не сразу. Но ведь если измерять год целым количеством суток, то постепенно набегут  (или убегут) «лишние» секунды, минуты, часы, которые со временем составят дни, недели, месяцы. Так оно и произошло.

В 46 г. н.э. Юлий Цезарь поставил перед учеными задачу избавиться от ошибок в календаре. По предложению александрийского астронома Созигена он ввел такую систему: каждый четвертый год должен быть на одни сутки больше, чем обычный год, состоящий из 365 суток. (Впоследствии длинными, или високосными, стали считать годы, номер которых делится на 4) В честь Юлия Цезаря этот календарь стали называть юлианским. Но и он был не безупречен – средняя длина юлианского года больше истинной на 11 минут 14 секунд.

Следующую реформу календаря в Европе предпринял Папа Римский Григорий XIII в 1582 году, когда расхождение между истинным и юлианским годом составило 10 дней. Он осуществил проект, предложенный итальянским врачом и математиком Луиджи Лилио. Этот календарь, которым пользуются сейчас и в России, стали называть григорианским.

В григорианском календаре сохраняется чередование простых и високосных лет, но оно дополняется правилом: если номер года оканчивается двумя нулями, а число сотен не делится на 4, то этот год – простой (годы 1700, 1800, 1900 – простые, а 2000 – високосный). По григорианскому календарю средняя длина года составляет 365 суток 5 часов 49 минут 12 секунд, что на 26 секунд больше истинной. Такая точность вполне приемлема,  ведь ошибка в 1 сутки при данной системе набежит примерно за 3300 лет. [6]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: