Взаимосвязь социально-общественных институтов

         

Очень важно, чтобы педагоги еще до начала работы объяснили родителям цели и задачи необходимости реализации программы по полоролевому поведению. Для эффективной реализации родителям следует беседовать с ребенком на конкретные темы, быть активным участником педагогического процесса.(26;15)

 

 

2.2.Практическое изучение уровня сформированности полоролевого поведения.

  При изучении уровня сформированности половых ролей я использовала метод беседы. Обобщив и систематизировав ответы детей можно представить их в виде диаграммы.

 

При осуществлении наблюдения я выяснила, что девочки первыми идут мыть руки, первыми садятся за стол. Играют в различные игры соответствующие полу. Мальчики играют с машинками, в строительные игры, любят различные игры, направленные на развитие логики: домино, шашки, шахматы. Девочки играют в основном с куклами, мягкими игрушками, чаще рисуют, просят почитать книгу, основными сюжетно-ролевыми играми являются «Дочки- матери», «Магазин», «Парикмахерская».     С помощью беседы мне удалось определить уровень сформированости половых ролей. Дети подготовительной к школе группы имеют следующий уровень сформированности половых ролей:

Низкий уровень-13,5%

Средний уровень-79,5%

Высокий уровень-7%

   В результате трехнедельного наблюдения, я выяснила, что мальчики на прогулке играют большими группами в подвижные игры, в то время как девочки осуществляют игровую деятельность небольшими группами 2-4 человека, в большинстве случаев это игры малой подвижности, игры с предметами или с природным материалом

 

 

2.3. Работа с родителями для реализации преемственности целей и задач воспитания в ДОУ и сем

Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной, когда родители становятся активным помощниками и единомышленниками.

Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Педагогам дошкольного учреждения необходимо это учитывать самим и пристальное внимание уделять работе с родителями. По некоторым вопросам необходимо достичь понимания: например, нельзя требовать от девочки ласки, внимания к членам семьи, если мать груба, постоянно кричит на мужа. Так и сын, отец которого устраняется от домашних обязанностей и воспитания детей, груб по отношению к жене и окружающим, может, став взрослым перенять эти черты. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии.    Поэтому педагогам следует заинтересовать родителей перспективам нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, знакомить с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформлять информацию в «Уголке для родителей», организовывать выставки детских работ, просмотры тематических видеофильмов.(20;29)

        

 

2.4. Преемственность в работе ДОУ и школы по осуществлению    программы воспитания.

      Проблема состоит в том, что нарушена непрерывность педагогического процесса между дошкольным и начальным образованием. Хотя, по признанию ученых практиков, именно этот возрастной период является наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащий фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков. Программа начальной школы не продолжает образовательную программу дошкольного учреждения. Существует разрыв в методах формах организации педагогического процесса. Содержание обучения в начальной школе,

ориентируется, прежде всего, на формирование определенного объема знаний, умений и навыков. Не прослеживается процесс полноценного развития личности ребенка, раскрытия его особенных, уникальных способностей; полностью отсутствует дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Решить проблему преемственности возможно, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому, по мнению И.П.Шелухиной, прежде всего, необходимо пересмотреть и разработать:

 

 

- общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;

- общие принципы построения программ и методик;

- общие принципы подготовки кадров. (26;16)

 

 

Заключение.

 

  В результате исследования проблемы полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что на современная педагогика не учитывает пол как значимую характеристику личности ребенка. В современных лицензированных программах отсутствует дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, в результате чего воспитывается усредненное существо, в характеристике которого отсутствуют мужские и женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. По-прежнему в практике не востребованы исследования педагогов, психологов и физиологов о половых различиях.

В процессе работы я выделила объект исследования, которым явился процесс формирования полоролевых представлений у дошкольников. Наличие объекта позволило выделить предмет исследования - психолого-педагогиеские условия для формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте. Моей основной целью было изучение процесса формирования полоролевых представлений дошкольников. В качестве гипотезы я выдвинула предположение о том, что при целенаправленной работе всего педагогического коллектива ДОУ, а также создании предметно- пространственной среды полоролевые представления у дошкольников будут сформированы, адекватны и соответствовать возрасту. Для осуществлении цели я определила ряд задач, среди которых на первых этапах работы я изучала различную литературу по данному вопросу. Затем я разработала план исследовательской деятельности. При прохождении практики в дошкольном подразделении «Радуга» я изучала состояние данной проблемы на практике. Далее с помощью различных методик я изучала уровень сформированости половых ролей, а также наблюдала за повседневным поведением мальчиков и девочек в условиях ДОУ. Основными методами моей работы являются: изучение литературы по данном вопросу, наблюдение за поведением мальчиков и девочек в естественных условиях, а также проведение различных игровых обучающих ситуаций, занятий с целью формирования у детей полоспецифичных различий в сознании и поведении.

Подводя итог данного исследования, возможно, утверждать, что в практической деятельности пол не является значимой характеристикой ребенка. Вопросу формирования половых ролей уделяется минимальное внимание в практике. Результаты научных исследователей педагогов, психологов и физиологов остаются невостребованными в практической стороне педагогического процесса.

 

Литература.

 

1. Абаева Т.Ю. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам - важное условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе: Аврорев. Дис. Канд. пед. наук Ташкент, 1979,26с.

2. Адчер Д. Хрестоматия по возрастной психологии с.217-227

3. Апокрифы древних христиан. – М.,1989.с.262.

4. Аркин Е.А., Что должны знать родители по половому воспитанию Родителям о воспитании. – М., 1957. с.283-309.

5. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. – М.: Искусство, 1994. т.2. 510с.

6. Блонский П.П. Ведение в дошкольную педагогику. – М., 1989. с.13.

7. Буслаев Ф. О литературе. Исследования. Статьи. – М., 1990. с. 200.

8. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцаний и умозрения. М;1994.415с

9. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера: Собр. Соч.: в 6т. – М., 1983, т.5. с.153-165.

10. Дармоделкин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики\\Соц-политич. Журнал. 1994. №9-10. с.43-54.

11. Домострой \ Сост., вступ.ст. пер. и комммент. В.В.Колесова.- М.,Сов. Россия, 1990. 304с.

12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 128с.

13. Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя»\\ Обществ. Науки. 1995. №3. с. 161-174.

14. Коменский Я.А. Великая дидактика Педагогическая хрестоматия Под. Ред. Н.Н.Завьялова. – М., 1988. с.22.

15. Кон И.С. Психология половых различий Вопросы психологии. 1981. № 2. с.53.

16. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великого русского народа в 16 и 17 столетиях. – М.: Республика, 1992. – 301с.

17. Кампанелла Т. Город солнца- М: Худ.лит-ра.1971

18.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 3-е изд. – М.: изд-во МГУ, 1972.- 575с.

19. Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе 10-11вв.: этапы истории Этнографические обозрение, 1994. №5.

20. Репина Т.А. Групп д.\сада и процесс социализации мальчиков и девочек\\Дошк.воспитание.1984.№4.с.28-30.

21. Розанов В.В. Личность и творчество В.Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей; Антология. - Спб:1995.Кн.-1.-512с.

22. Розанов В.В. Т.1 Религия и культура. - М.: Правда,1990-с.243-244

23. Рубинштейн М.М. Вопрос о совместном обучении.

24. Руссо Ж.Ж. Изб. пед. труды т.1 с.546

25.  Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь 1998 с.146-186

26. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. С.12-16

 

 

Приложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: