IV. Раскрытие темы урока

Уч-ль: Сейчас каждая группа расскажет нам об одном из периодов жизни Александра Невского

1. Детство и юношество князя (I группа)

Ученик: Его власы до стройных плеч,

              Как прядь златая упадали,

              Уста любовию дышали

              И мудростью звучала речь.

              Высокой доблестью украшен

              И сердцем истинный герой –

              Врагам средь битв был грозно страшен,

              Вне битв – отрадой был святой.

              Всегда в сознанье долга строгом,

              Он правду всей душою чтил –

              И чувства сердца разделил

              Между Отчизною и Богом…

Ученик: Александр родился в 1220 (19) году. Большую часть детства провел в Переяславле. Подолгу жил в Новгороде у отца князя Ярослава Всеволодовича. Уже с трех лет его оторвали от матери – княгини Феодосии – и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос и превратился в ловкого, сильного отрока, который всем сердцем любил слово Божие.

    Уже с 1228 года юный князь начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Феодором, а с шестнадцати лет самостоятельно. Новгородцы восхищались своим князем – красивым, высоким, сильным, уже с юных лет проявлявшим государственную мудрость.

Уч-ль: Сейчас вам нужно выполнить задание: за 3 минуты каждая группа должна написать как можно больше слов, относящихся к данному периоду жизни Александра Невского.

Проверка выполнения задания.

 Раздается звук трубы. На слайде появляется I часть текста на листочках. Ученики быстро заполняют его.

2. Александр полководец (II группа)

Уч-ль:   Шведский лагерь был уж близко -

              У Ижоры и Невы.

              Он раскинул величаво

              Свои яркие шатры.

    О чем пойдет речь дальше? Верно, сейчас вторая группа расскажет нам о Невской битве и других военных победах князя.

Ученик: В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил зять шведского короля – Биргер. Он написал князю послание с такими словами: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Александр с войском, помолившись в Софийском соборе выступил навстречу врагу со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде…Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!»

Описание сражения со шведами сопровождается показом фрагмента из фильма «Александр. Невская битва»

Ученик: Рано утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю и внезапно напало на врага.

    Полки Александра с криком

    Устремились на шведский стан.

    Вспорхнули первые стрелы,

    Враг битвы не ожидал.

    Шведы искали оружие,

    Рыцари без доспехов…

    И русская конница смело

    Достигла первых успехов.

Уч-ль: С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени прозвание – Невский.

Ледовое побоище

Уч-ль: Прошло время, и в 1242 году на наши земли снова двинулись враги с запада - немецкие рыцари-крестоносцы.

    Знаменитое Ледовое побоище произошло 5 апреля на льду Чудского озера. Немцы наступали клином – свиньей. Русские воины ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его. Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться лед.

Ученик:      Уже смешались люди, кони,
              Мечи, секиры, топоры,
              А князь по-прежнему спокойно,
              Следил за битвою с горы.
              И только выждав, чтоб ливонцы,
              Смешав ряды, втянулись в бой,
              Он, полыхнув мечом на солнце,
              Повел дружину за собой.
              Подняв мечи из русской стали,
              Нагнув копейные древки,
              Из леса с криком вылетали
              Новогородские полки.
              По льду летели с лязгом, с громом,
              К мохнатым гривам наклонясь;
              И первым на коне огромном
              В немецкий строй врубился князь.
              И, отступая перед князем,
              Бросая копья и щиты,
              С коней валились немцы наземь,
              Воздев железные персты.

  Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов с изображением хода сражения
Уч-ль: Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича как великого полководца Руси.

    А теперь вы работаете в парах - выполняем задание на карточках «Найди третье лишнее слово».

Нева                       немцы             апрель              меч

Чудское озеро       шведы             июль                 копье

Волга                     французы        декабрь             ружье

Самопроверка по слайду

Уч-ль: Сейчас вы увидите фрагменты из фильмов. Определите, какие сражения в них показаны.

Ответы учащихся (Невская битва и Ледовое побоище)

 Раздается звук трубы. На слайде появляется следующая часть текста. Учащиеся заполняют ее на карточках.





















V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над раскрытием темы урока:

3. Александр – мудрый правитель (III группа)

Уч-ль: Но был еще один враг – коварный и сильный, с которым воевать у Руси не было сил.

              Дымит кострами в чистом поле
              И требует десятой доли
              Всего от каждого двора –
              Мехов, казны и серебра…
              В морозной снежной мгле кострами                                                              Чадит Батыева орда…

Ребята, вы догадались, о чем сейчас пойдет речь? Верно, о набегах татар.

Уч-ль: Татары совершали постоянные набеги на русские земли, опустошали наши поля, сжигали дома, проливали кровь русских людей, а живых угоняли в плен и превращали в рабов. Стон и плачь разносились по всей Руси. Но князь Александр понимал, что татар не одолеть, и придерживался такой политики, что с татарами лучше иметь худой мир, чем добрую ссору. Не все понимали этого тогда и упрекали Александра в бездействии.

    Не раз приходилось ему, победителю немцев и шведов, идти на поклон татарам. Но ради спасения русской земли, ради своего народа князь был готов принести любую жертву, кроме одной – предательства своей веры. Не раз папа римский предлагал ему свою помощь против татар, требуя взамен сменить нашу веру православную на католическую, но, глубоко верующий князь Александр, всегда с гневом отвергал ее.

    После восстания русских людей против татарского ига, пришлось князю ехать в Орду на поклон хану, чтобы предотвратить новую войну. Он понимал, что весь гнев хана ему придется взять на себя, и что живым оттуда он может не вернуться. Но любовь к своему народу, глубокая вера в Бога и смирение перед Его волей дали ему силы на этот подвиг. И там, в Орде, князь совершил еще один подвиг веры.

Разыгрывание сценки

Ведущий: У Батыя был обычай: приезжавших не сразу допускали к хану, но отправляли волхвам для поклонения. Александру Невскому тоже предстояло исполнить эти обряды, но благочестивый князь наотрез отказался.

Волхвы: Недостойный, поклонись и принеси жертву нашим богам.

Князь: Я – христианин, и мне не подобает кланяться твари!

Волхвы: Смерть, смерть ему!

Ведущий: Волхвы побежали доложить хану обо всем.

Волхвы: Хан, он назвал наших богов тварями. Смерть, смерть ему!

Хан: Приведите его ко мне!

Князь: (Демонстрация изображения Александра Невского) Царь, я поклонюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но бездушной твари кланяться не стану.

Хан (пристально глядя на князя): Правду говорили мне, что нет князя, равного этому.

Ведущий: И почтил хан князя многими дарами и отпустил на Русь с великой честью.

Уч-ль: Благодаря мудрому правлению великого князя Александра, Русь сохраняла себя, свою веру, свои традиции.

Исследовательская работа над раскрытием понимания христианского смирения как проявления глубокой веры в Бога.

Уч-ль: Ребята, вы видите на доске логическую цепочку, в которой не хватает одного звена. Нам нужно определить это звено на конкретном примере из жизни Александра Невского.

Вера в Бога   на Бога     смирение

     Скажите, когда великий князь Александр решил ехать в Орду, чтобы спасти свой народ, он верил, что все в жизни посылается человеку от Бога во благо?

     В этом проявилась его . (вера)

     А он надеялся, что Бог не оставит его и поможет ему?

     Ему помогла на Бога. (надежда)

     Он исполнил все, что было нужно?

     Значит, он показал свое . (смирение)

     Так, какое же недостающее слово нам нужно вставить? (надежда)

     К чему всегда приводит человека истинная вера в Бога? (к смирению)

Раздается звук трубы. Появляется слайд с третьей частью текста, и ученики заполняют его.

4. Святой князь Александр Невский (IV группа)

Ученик: Из Орды князь возвращался на Русь совсем больным, во что бы то ни стало, стремясь вернуться домой. Но доехал только до города Горобца. Там он окончательно слег и почувствовал приближение смерти.

Просмотр фрагмента фильма «Тесные врата» о кончине князя

Стихотворение (звучит грустная музыка, на слайде изображение картины Г.Семирадского «Кончина князя Александра Невского»)

Ученик: Тихо лампада пред образом Спаса горит;

              Тихо игумен пред ним на молитве стоит;

              Тихо бояре стоят по углам;

              Тих и недвижен, лежит, головой к образам

              Князь Александр, черной схимой покрыт…                                       Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!
              Слышится в келье порой лишь болящего бред.
              Тихо лампада пред образом Спаса горит…
              Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…
              Словно как свет над его просиял головой-
              Чудной лицо озарилось красой,
              Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
              Сердце ощупал его и чело-
              И, зарыдав, возгласил: “Наше Солнце зашло!”

Ученик: Прошло много лет. И вот в 1724 году из Владимира в Санкт- Петербург были торжественно перенесены мощи святого князя Александра Невского и положены в монастыре, посвященному ему.

(Демонстрация изображения Александро-Невской Лавры)

Уч-ль: Прочитайте текст последнего слайда и ответьте: «О чем можно просить в молитве святого князя?» и «Для чего мы это просим?» (Мужества, ясного разума, крепости, сил и - смирения, чтобы и мы смогли сохранить и благоукрасить Россию.)

 (Демонстрация изображения иконы святого князя Александра Невского)

Уч-ль: Каким изображен на иконе святой князь Александр Невский? (мужественным воином, великим полководцем, защитником Отечества)

    Почему он держит в руках крест и меч? (крест – святость, меч – воин)

            Кто еще из святых изображен с мячом и крестом? (св. князь Владимир, святой богатырь Илья Муромец)

    Верно, эти святые были воинами.

Раздается звук трубы. На слайде - последняя часть текста. После заполнения – самопроверка по полному тексту на слайде.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: