Уч-ль: Скажите, что в жизни святого благоверного князя Александра Невского достойно восхищения? (Военные победы, мудрость, жертвенная любовь к своему народу, его личное благочестие)
За что мы должны быть благодарны святому князю? (Он сохранил нашу веру, нашу землю от врагов, принес себя в жертву за спасение Отечества)
Что помогало ему переносить все испытания в жизни:
- богатство?
- княжеская власть?
- вера в Бога?
Конечно, вера в Бога, надежда на милость Божию и смирение перед Его волей никогда не оставляли его в жизни. В них святой Александр Невский черпал силы для выполнения своей великой миссии – быть защитником своей веры и своего Отечества.
Скажите, а нам есть чему поучиться у Александра Невского?
Закончите мою мысль: У Александра Невского мы должны учиться …
VIII. Домашнее задание: исследовать тему о почитании святого князя Александра Невского
Тема урока: Святые заступники Руси: смиренный чудотворец преподобный Сергий Радонежский и радостный старец преподобный Серафим Саровский
Цель: раскрыть смысл заповедей Божиих о христианском смирении как проявлении глубокой веры в Бога и христианской радости как состоянии святости
Задачи:
Образовательная: показать проявление христианской радости и смирения на конкретных примерах из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Развивающая: развивать навыки коллективной работы, умение аргументировать и творчески представлять подобранный материал по теме урока.
Воспитательная: обогащать духовный миручащихся путем приобщения их к православным традициям русского народа, содействовать в ходе урока формированию нравственных качеств – милосердия и всепрощения.
Тип и вид урока: урок - портретс элементамиисследования,
урок по систематизации и обобщению знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский
Формы организации: индивидуально-фронтальная, групповая
Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, презентации учащихся по теме урока, записи церковных песнопений, костюмы для сценки, плакаты для самостоятельной работы, кассеты с записью музыкальных фрагментов и литературно- музыкальной композиции, диски с записью фильмов о Троице-Сергиевой Лавре и Дивеево, иллюстрации с изображением святых, карточки с заданиями «Подбери подходящее по смыслу слово»
План урока:
I. Оргмомент
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
III. Актуализация знаний учащихся (задание «Составь логические пары»)
IV. Раскрытие темы урока:
1. Житие преп. Сергия Радонежского
2. Исследовательская работа над раскрытием смысла христианского смирения
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы над раскрытием темы урока:
3. Житие преп. Серафима Саровского
4. Работа над проблемным вопросом
5. Исследовательская работа над раскрытием понятия «святость»
VII. Итог урока (самостоятельная работа над текстом). Рефлексия
VIII. Домашнее задание
Подготовительная работа к уроку: подготовка группами представлений жизни святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского (сообщения, стихотворения, презентации, инсценирование), разучивание стихотворения о святости
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
Уч-ль: С детства мы слышим слова «святой», «святость», но всегда ли задумываемся над тем, что они означают.
Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Святой – это угодник Божий, избранный Самим Богом для молитвенного предстательства за свой народ, за всех людей, живущих на земле.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью удивительных святых, и на примерах их благочестивой жизни постараемся раскрыть смысл христианского смирения и христианской радости.