М.Глинка «Патриотическая песня». П.Чайковский – Шестая симфония 1-я часть, «Сентиментальный вальс», «Итальянское каприччио» и другие произведения.
«Нотные Портреты»: используются по желанию педагога в зависимости от темы, цели и задач урока.
Тема второго полугодия: «В чем сила музыки».
Фрагменты из музыкального материала:
Песни: «Баллада о солдате» В.Соловьев-Седой, М.Матусовский. «Ты слышишь, море» А.Зацепин, М.Пляцковский и др.
Произведения русских композиторов XIX-XX веков.
П.Чайковский «Я ли в поле да не травушка была» (стихи И.Сурикова). С.Рахманинов «Весенние воды» (Стихи Ф.Тютчева) и другие произведения (оперы, симфоническая музыка). «Нотные Портреты»: по желанию педагога могут быть использованы любые, это зависит от темы, цели и задач урока.
Седьмой класс
Тема первого полугодия: « Музыкальный образ».
Фрагменты из музыкального материала: «Островок» С.Рахманинов, К.Бальмонт. С.Рахманинов, Ф.Тютчев «Весенние воды».
|
|
«Нотные Портреты»: Ф.Тютчев, К.Бальмонт и др.
Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия».
Понятие «драматургии» связано с развитием музыки. Многие песни из «Нотных Портретов» имеют свободную форму и подчиняются развитию – драматургии стиха и всего сюжета «Нотного Портрета». Поэтому они могут быть использованы в этом аспекте как примеры следования музыкальной драматургии за развитием содержания стихов.
Восьмой класс
Первая четверть: « Что значит современность в музыке?».
В этой теме «Нотные Портреты» могут быть развернуты весьма оригинально, т.к. музыка предлагает современное «прочтение» стихов, созданных в разные исторические эпохи.
Вторая четверть: «Музыка серьезная» и «Музыка легкая».
Песенные стихи в «Нотных Портретах» могут быть причислены к разным направлениям – это решается в каждом конкретном случае. Песня может быть и «легкой» и «серьезной».
Третья четверть: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».
В этой теме использование различных «Нотных Портретов» также может вывести на серьезные размышления в зависимости от выбора песни.
Четвертая четверть: «Великие наши «современники».
В программе рассматриваются три великих композитора – Л.Бетховен, М.Мусоргский, С.Прокофьев – как любимые композиторы нашей эпохи (ХХ-ХХI в.в.) и поэтому наши «современники». Такой подход может быть и к любым поэтам, в которых школьники видят своих «современников». Так осуществляется тематическая связь программы по музыке с «Нотными Портретами».
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
|
|
Программа, написанная коллективом авторов под руководством и редакцией Б.М.Неменского.
В отличие от программ по литературе и музыке в данной программе происходит обращение к произведениям, созданным практически во все эпохи человеческой цивилизации: от древнего мира до наших дней. Поэтому введение на уроках «Нотных портретов» возможно в связи с обращением к общечеловеческим темам: человек, общество, природа и различным аспектам их раскрытия. При этом следует отметить, что каждый педагог при творческом подходе, учитывая общую тему года, тему четверти, тему урока, зрительный ряд, может определить «Нотные портреты» в музыкальном ряду урока. Безусловно, наиболее яркие связи обнаруживаются при обращении к образу человека и природы.
Пятый класс
Общая тема: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
«Нотные Портреты» выбираются соответственно теме урока (песни о деревенском быте, народных художниках, шитье, вязании и т.д.)
Шестой класс
Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека».
Тема 1. «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».
Отметим некоторые произведения зрительного ряда:
А.Фонвизин «Портрет Д.Зеркаловой», Борисов-Мусатов «Куст орешника», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Микеланджело «Восстающий раб». М.Врубель «Автопортрет, 1904г.», В.Серов «Портрет балерины Т.Карсавиной», А.Матисс «Женщина с распущенными волосами», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Ж.Гудон «Статуя Вольтера». Ф.Малявин «Две бабы», А.Архипов «Девушка с кувшином», А.Рябушкин «Московская девушка», В.Серов «Портрет Л.Гиршман».
«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом - содержанием картин, общим настроением.
Тема 3: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве».
- Образ человека – главная тема в искусстве.
- Портрет в скульптуре.
- Портрет в живописи.
- Великие портретисты.
«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом – содержанием картин, общим настроением.
Седьмой класс
Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни людей».
Тема 1. «Поэзия повседневности и видение мира»
- Изображение фигуры человека.
- Поэзия повседневной жизни в истории искусств.
- Сюжет и содержание в картине.
- Умение видеть жизнь вокруг себя.
Тема 2. «Великие темы жизни».
- Библейские темы в изобразительном искусстве
«Нотные портреты» подбираются в соответствии с изобразительным рядом - содержанием картин, общим настроением.
Восьмой класс
Общая тема: «Архитектура и дизайн в жизни человека».
«Нотные Портреты» подбираются в соответствии с архитектурой зданий, фрагментов зданий. Например: М.Волошин и др.
Девятый класс
Общая тема: «Изображение в синтетических искусствах».
Тема 1. «Эволюция изобразительного искусства»
- Синтетические искусства и изображения»»
- Роль и место изображения в синтетическом искусстве.
- Театр и экран – две грани изобразительного искусства.
- Фотопортрет.
- Натюрморт и пейзаж как объект съёмки
- Событийная, репортажная съёмка.
Тема 2. «Азбука экранного искусства».
- Сценарий в кино.
Тема 3. «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание экранного искусства».
- Кино – синтетическое искусство. Драматургическая роль звука в фильме.
Тема 4. «Фильм – искусство и технология».
- Звук в любительском видеофильме.
«Нотные Портреты» могут служить основой литературно-музыкального сценария, выполнять определенную роль в драматургии фильма. Например: И.Северянин и др.
|
|