Дистанционное обучение в средней школе

ВВЕДЕНИЕ

Что такое дистанционное образование?

Это образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий и средств. Считается, что возможность получать высшее образование на расстоянии впервые появилась в 1836 году, когда в Великобритании был основан Лондонский Университет. Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Лондонским Университетом. С 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Это привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой. Правда, родоначальником ДО считают Исаака Питмана. В 1840 он, посредством почтовых отправлений, начал обучать стенографии студентов в Англии.

Так или иначе, со временем “обучение по почте” обрело популярность во многих странах. Некоторые издатели почуяли новую нишу и принялись активно её осваивать. Например, в Пенсильвании (США) ежедневная газета «Колъери Инжиниэ» начала публиковать учебные материалы, направленные на улучшение техники горных разработок и предотвращение несчастных случаев на рудниках.

В 1892 г. Вильям Рейни Харпер учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в университете Чикаго (University of Chicago) и начал экспериментировать с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии. За это его стали называть «отцом обучения по почте». В наше время дистанционное образование распространилось повсеместно. Австралия, Китай, Африка, Россия, Новая Зеландия – ни кто не остался обиженным.

Принято считать, что история дистанционного образования делится на три периода по организации и средствам передачи информации.

Первый период – написанный от руки и печатный материал.

Второй период – появление радио- и телекурсов. При этом, печатная продукция продолжала превалировать. Начало второго периода ассоциируют с появлением Открытого университета (Великобритания, 1969 год). Именно там была разработана первая комплексная программа, объединяющая в себе доступные тогда способы передачи учебной информации. Студенты и преподаватели контактировали между собой посредством переписки и коротких очных консультаций.

Третий период – активное использование информационных и коммуникационных технологий, двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном (видео- или аудиографические конференции), так и в асинхронном режиме (электронная почта, интернет или телеконференции).

Новый век – новые технологии. С приходом интернета многое изменилось, в частности, сфера дистанционного образования получила пакет новых возможностей. Теперь у нас есть Skype, командные онлайн-приложения типа Teamer.ru, ICQ и прочее. Сейчас дистанционное образование входит в четвёртый период своего развития, который ознаменуется новыми технологиями и методиками.

Кому нужно дистанционное образование?

В первую очередь оно может пригодиться людям с ограниченными физическими возможностями, желающим получить высшее образование. Кроме того, ДО будет незаменимо для желающих получить второе высшее образование, не отрываясь от основного места работы. И, конечно же, оно не заменимо для желающего развиваться гражданина Мира, который постоянно находится в разъездах. Ведь сейчас, для получения дистанционного образования, достаточно иметь ноутбук, подключение к интернету и голову на плечах.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Нетрудно догадаться, что чем больше страна, тем сильнее её население ощущает потребность в дистанционном образовании. Сказываются большие расстояния и локализация учебных заведений в крупных городах. То что “широка страна моя родная” знает каждый школьник и легко понять, что для такой страны как Россия д истанционное образование имеет особое значение.

Считается, что система дистанционного образования развивалась в России в два этапа. Первый этап пришёлся на 20-е – 90-е годы прошлого века. Выражался он в заочной форме образования, которую тогда практиковал едва ли не каждый ВУЗ. Студенты самостоятельно изучали заданный объём дисциплин и, в назначенный срок, приезжали на сдачу сессии.

В начале 90-х годов прошлого века, прорыв в системе информационных технологий позволил заочной форме образования перейти в качественно новый формат обмена информацией. Так начался второй этап развития дистанционного образования в России – эпоха web’а.

В 1995 г. Была принята «Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России», а через 4 года началось внедрение государственной программы информатизации образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает в основном развитие современных информационных технологий в сфере образования, позволяющих качественно улучшить доступность и повысить эффективность образовательных процессов.

В настоящее время, развитие дистанционного образования в России идет по двум направлениям. Первое, по сути своей, является калькированием концепции и технологий зарубежного “open” (“открытого”) образования (в основном, перенимается опыт США и Западной Европы). А второе направление исходит изнутри и связанно с концепцией дистанционного образования в России, разработанной Министерством общего и профессионального образования РФ. Причём, в основе второго направления лежит расчет на творческие силы российской высшей школы и на ее научный потенциал.

Сейчас дистанционное образование в России усиленно развивается. Время экспериментов ещё не прошло – появляются новые технологии, методы, программы и инструменты.

Дистанционное обучение в средней школе

27 августа 2005 г., вступил в силу приказ, подписанный министром образования и науки РФ А. Фурсенко, «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Этот документ устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) учебными заведениями при реализации программ обучения. Значит, согласно данному приказу, все образовательные учреждения России получили право использовать дистанционные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования, а также для текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Но одно дело иметь права на использование технологий, и совсем другое – получить эти технологии. Увы, в этом Минобрнауки РФ образовательным учреждениям не помогло. Пока нет единых проектов внедрения дистанционного обучения в школах или колледжах, которые исходили бы от государства, несмотря на осознанную необходимость внедрить ДО в этих сферах. Возможно, проблема связана с тем, что реализовать такие проекты очень непросто и нужно решить ряд методических, технологических и иных проблем.

Первая сложность — методологическая. При составлении онлайновых курсов необходимо учитывать специфику представления информации в Интернете. Здесь речь идет не только о том, что на экране текст воспринимается иначе, чем в книге, но и о полном преобразовании материала с помощью новых инструментов и механизмов. При дистанционной форме обучения предполагается, что ученик не сидит в классе, окруженный сверстниками, и не воспринимает материал со слов преподавателя. Поэтому очень многие существующие курсы и программы должны быть полностью адаптированы к электронному виду, с тем, чтобы мотивировать пользователя на получение новых знаний самостоятельно, без принуждения со стороны преподавателя. Но в этом есть и положительные моменты: современные технологии позволяют активно применять аудиовизуальные способы подачи информации, которые с успехом можно внедрять в процесс дистанционного обучения.

Еще одна проблема методического характера связана со способами оценки знаний, полученных учащимися. При дистанционной форме обучения успеваемость ученика чаще всего оценивается автоматически, с использованием различных тестов и опросов. Отсюда вытекает технологическая проблема: система ДО должна быть построена на такой программной платформе, которая обеспечивала бы максимальные гибкость и универсальность в представлении информации. Речь идет о том, что разные предметы могут требовать разных способов представления и наличия совершенно разных систем тестирования. Например, если для проверки знаний по истории достаточно тестов с вариантами ответов, то для контроля успеваемости по языковым предметам могут понадобиться, например, диктанты, а для точных наук — механизмы распознавания формул и изображений.

Однако существуют предметы, в первую очередь гуманитарные, где одних лишь тестов недостаточно и необходима оценка знаний преподавателем. Его задача не только оценивать знания, но и консультировать учеников в процессе изучения материала, создавая атмосферу, психологически близкую к очному обучению.

Следовательно, возникает еще одна проблема — кадровая. Прежде всего, необходимо обучить преподавателей работе с системой дистанционного обучения. Причем не только технически, но и психологически, чтобы подготовить их к некой обезличенной форме взаимодействия с учениками. Каждый педагог должен регулярно находиться в онлайновом режиме, чтобы консультировать своих подопечных и общаться с ними. Кроме того, ДО помогает решить еще одну важную проблему: в любом классе есть середнячки, отстающие и отличники, и, значит, обучаясь дистанционно, каждый из них будет следовать собственному графику. Поэтому преподаватель должен постоянно быть в курсе дел своих учеников

Теперь о технической стороне задачи, т.е. о наличии компьютеров, серверов и каналов связи. Если поставка оборудования и ПО в учебные заведения может быть обеспечена быстро (неважно, самим ли учреждением или государством), то наличие компьютера с выходом в Интернет у тех, на кого рассчитано дистанционное обучение, действительно бывает большой проблемой. Согласно печальной статистике, большинство семей, где есть дети с ограниченными возможностями, — неполные или малообеспеченные. Значит, дети, которые были бы рады учиться, но физически не могут ходить в школу, не имеют дома нужной техники по вполне понятным финансовым причинам. К тому же обычного компьютера бывает недостаточно, приходится устанавливать дополнительное техническое оснащение и программное обеспечение, учитывающие всевозможные ограничения (плохое зрение, нарушенную координацию движений и многие другие проблемы со здоровьем).

Впрочем, несмотря на все сложности, предпринимаются попытки внедрить технологии дистанционного образования в учебный процесс в средней школе, причем во многих регионах России. Проекты разного масштаба, ориентированные, прежде всего, на детей с ограниченными возможностями, реализуются на уровне управлений образования отдельных городов и субъектов РФ, но, как правило, при поддержке местных коммерческих структур и бизнесменов-меценатов. Такие программы действуют, например, в Томске, Красноярске, Калининградской области, Муроме, Сергиевом Посаде. В Москве, как и следовало ожидать, есть варианты платного и бесплатного дистанционного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: