Глава 2. Клубная работа

Обучение – не передача знаний,

а общение человека с человеком.

Сухамлинский В. А.

Массовое детское клубное движение началось с 1905 года и связано с именем       С. Т. Шацкого. В детских объединениях, дети занимались под его руководством совместным пением, музыкой, чтением, изданием рукописных журналов, работали в мастерских. На совместных собраниях решались все общие дела и проблемы, было организовано детское самоуправление.

Клуб как специальное объединение школьников разного возраста оптимизирует клубную деятельность и имеет тенденцию к расширению деятельности, её многообразию. Подростки в обществе сверстников чувствуют себя свободно, в общении осознают собственную индивидуальность. В клубе школьники не только отдыхают, получая положительные эмоции, но и вносится дух корпоративности. Укрепляется единство детей, расширяется самостоятельность, тем самым деятельность общешкольного коллектива приобретает коллективообразующий характер.

Коллективообразующей является такая деятельность, которая удовлетворяет следующим условиям:

1) Она нужна самим детям, она увлекает их;

2) Она не возможна без совместного преодоления трудностей, без совместных действий – в одном месте и в одно и тоже время;

3) Она сама требует объединения, сильного сплочения, централизации, достаточно сложной внутренней организации, переплетение интересов, иерархии связей и отношений групп и отдельных лиц и прежде всего отношений ответственной зависимости;

4) Она регулярно повторяется, воспроизводиться, закрепляя при этом и делая привычными коллективные связи и отношения;

5) Она порождает, требует, закрепляет такой обмен мнениями, мыслями настроениями и т.п., который укрепляет коллективные взгляды, отношения, убеждения и коллективное единство взглядов.

Разновозрастный принцип построения групп во второй половине дня дает возможность сохранять и совершенствовать школьные традиции, накапливать опыт, непрерывно развиваться. Сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношения школьников. В таких коллективах непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим. Это в национальном духе народов Кавказа, в духе наших традиций и обычаев. Общность интересов, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся должен быть стабилен, переходы только по разрешению директора школы.

Мы в начале года объявляем конкурс (тендер) учителей – воспитателей, желающих работать во второй половине дня, и каждый ученик имеет возможность пойти в тот клуб, который ему интересен. Клубы многопрофильны, потому что количество детей пробующих себя в разных видах деятельности увеличилось вдвое. Если раньше переходы были часты, то теперь их количество резко уменьшилось. Каждый учитель имеет возможность презентовать свою идею вместе с детьми (бизнес-план), если она проходит внутришкольную экспертизу, заключается контракт на работу.

Действующие объединения клубного типа делятся на подразделения кружковой и микрокружковой формы работы по интересам. Один и тот же учащийся может участвовать в работе дискуссионного клуба, выступать за команду в спортивных состязаниях, разрабатывать свою страничку в Интернете и вести поисково-исследовательские работы. Таких активных учеников в школе человек 100 из 230.

Между клубами имеется тенденция к сближению, проведению совместных мероприятий, сохраняя специфичности своей деятельности.

Если в начале эксперимента мы не разрешали переходы, самоподготовка и посещение кружка или собрание было обязательным, то теперь отказались от этого.

Регуляция обеспечивается созданием новых форм работы, более соответствующим меняющимся интересам учащихся. Где-то он активно и творчески проявляет свои способности, а где-то приобретает необходимые знания и умения в различных сферах жизни. Поэтому самостоятельности и свободы у него становиться больше. Свободное общение с детьми разных возрастов раскрывают в школьнике личные склонности, нравственные чувства и привычки.

Каждый участник клуба выбирает группу (или предмет), имеет перед собой цель: проработать домашнее задание, разобраться в ней, ответить на контрольные вопросы, воспроизводить для себя и для других по частям и целиком, быть готовым по изучаемой теме выступать перед любой аудиторией. В деятельности школьника есть все этапы изучения нового материала от его восприятия и осознания до его практического применения и эффективного и даже творческого преподавания. Индивидуальная деятельность учащегося происходит в коллективе и направлена на то, чтобы обогащать знаниями, информацией всех тех, с кем данный ученик работает, выполняя функции обучающегося и даже воспитывающего других.

Бывая на уроках, обращает на себя внимание то, как педагоги непродуманно комплектуют группы. Если работа парная, то в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Естественно все это снижает эффективность совместной работы.

В зависимости от конкретной ситуации групповая работа в клубе организовывается по-разному. Группы создаются временно (на один день или несколько дней) в зависимости от решаемых задач и поставленной проблемы или бывают постоянными. Постоянные группы создаются на длительный период времени. Их главная задача – обеспечить взаимопомощь, моральную и интеллектуальную взаимную поддержку членов группы для достижения высоких учебных результатов. Каждый участник группы ощущает свою принадлежность к клубу, команде, испытывает чувство защищенности.

Однако работа не всех групп может быть одинаково эффективной и для этого недостаточно собрать людей в одной аудитории. Группа становится эффективной тогда, когда члены ее ощущают необходимость работать вместе и идут на это активно и сознательно. В нашем случае это проходит абсолютно добровольно, потому что школьники чувствуют ответственность за успешность работы всей группы. При помощи воспитателя группа постоянно анализирует свою деятельность, что помогает продвижению вперед, повышает качество работы и постепенно превращает ее в сплоченную команду.

В расчет берется два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе с учетом характера межличностных отношений учащихся.

А.Ю.Уваров выделяет следующие группы:

· псевдогруппы – объединения учащихся, от которых требуют работать вместе, но у которых нет ни желания, ни нужды. Они встречаются, но не стремятся ни работать вместе, ни помогать друг другу.

· Традиционные (обычные) учебные группы – образуются школьники, которые принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. Взаимозависимость здесь невысока. Задачи, как правило, не требуют для своего решения коллективных усилий. Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем работают индивидуально. Достижения оцениваются каждого индивидуально, а коллективная оценка отсутствует.

· Эффективные группы – члены таких групп не только принимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Их работа ориентирована на общую цель – эффективное учение всех.

Общая цель создает дополнительный мотивационный фактор. Школьники чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Они не только обмениваются информацией друг с другом, но и оказывают помощь друг другу. Члены группы осваивают умения, необходимые для успешной совместной работы. Группа анализирует успешность своей деятельности.

«Принцип развития опыта через взаимодействие означает, что образование по своей сути социальный процесс. Взаимодействие реализуется в той мере, в какой отдельные люди составляют социальную группу» (Дьюи, с.352). А.Ю.Уваров приводит шесть теоретически обоснованных и практически проверенных утверждений, описывающих условия, которые необходимо соблюдать, чтобы группа совместно работающих учащихся становилась эффективной группой:

1. Позитивная взаимозависимость.

Члены группы чувствуют, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого условия, преподаватель:

· устанавливает общие (групповые) цели;

· вводит систему наград и поощрений;

· распределяет материал и информацию;

· определяет роли для каждого члена группы.

2. Непосредственное взаимодействие членов группы.

Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться.

Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.

3. Индивидуальная оценка результатов.

Постоянное подчеркивание индивидуальной ответственности и оценивание каждого ученика.

4. Обучение навыкам групповой работы.

Изучение приемов общения, техники руководства, процедуры принятия решения, разрешения конфликтов.

5. Рефлексия.

Предоставляется специальное время и правила для анализа эффективности своей работы, оценка использования навыков групповой работы.

6. Сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся.

Вот примерно как была организованна работа

Состав группы: 25 человек.

Подгруппы по 4-5 человек.

Каждая подгруппа как самостоятельно так и с помощью преподавателей изучает одну из тем.

Затем каждый слушатель подыскивает себе партнера, усвоившего другую тему по карточке. Произведя обмен карточками, т. е. Обучив друг друга по соответствующими понятиями и проконтролировав знания друг друга по соответствующей теме контрольными вопросами, слушатели меняют партнеров. Каждый ученик осваивает все карточки; занятия со своей группой; преподаватели отвечают на возникшие вопросы и проверяют полученные знания. Старшие в группе работают друг с другом и учителем.

Алгоритмы работы в группе по парам:

А. Каждый может объединиться в пару с любым учеником.

Б. Каждая пара берет задание, и каждый из партнеров объясняет задание. Ключевые слова записываются.

В. Работа пары считается оконченной, когда каждый из партнеров усвоил задание.

Г. По окончании работы пара распадается и дети ищут себе партнера по прежнему правилу.

Хорошо усваивается учебный материал вследствие того, что каждый подходит к изучаемому предмету в двойственном качестве; как ученик и как учитель. Этот метод предполагает значительно более активную позицию обучаемого в познавательном процессе, что повышает количество информации, остающейся в долговременной памяти. Жизнеспособность алгоритма доказывается тем, что она:

a) обладает минимальной работоспособностью (потенциально заложена возможность работать каждой паре);

b) любой ученик, отработав в одной паре, имеет возможность перейти в следующую и т. д.;

c) после окончания работы одной пары всегда найдется другая пара, окончившая работу.

Вот как работает преподаватель Шекихачева Л. А.: использую в работе структуру модели интеллекта Гилфорда. В этой модели выделяют несколько первичных участвующих в общении видов мыслительной деятельности:

– когнитивная память (репродукция фактов);

– конвергентное (стимулирование учителем собственных представлений учащихся);

– оценочное мышление учащихся.

Такая форма общения помогает в определении уровня понимания и стиля мышления учащихся, в поддержании устойчивой обратной связи, в контроле степени достижения целей обучения. Поэтому в первый год обучения работаю над развитием у школьников следующих навыков и умений в сфере устной коммуникации:

o внимательно слушать разговорную речь;

o употреблять слова, произношение и вербальные знаки, соответственно ситуации;

o умело пользоваться голосом;

o выделять главные идеи, мысли;

o отличать факты от мнений;

o различать информативные и убеждающие сообщения;

o излагать мысли ясно и точно;

o аргументировать и защищать свою точку зрения;

o строить рассказ логично и последовательно;

o задавать вопросы;

o уметь выражать свои чувства и мысли.

Таким образом, уже в старших классах они могут быстро включаться в процесс обмена мнениями, выделять главное, анализировать и синтезировать предложенный материал, участвовать в обсуждении и вовлекать в работу других.

В начале парной формы работы учителю необходимо учесть, что у ребят нет опыта совместной работы. Поэтому учитель должен научить учащихся этой работе, демонстрируя перед классом этапы этой работы, показывая перечень вопросов, которые нужно задавать друг другу. Потом двое учеников показывают, как они будут работать в паре. Потом они меняются ролями. В первый год очень трудно двигаться, потому что каждый ученик должен двигаться в своем темпе, обусловленном способностями, трудолюбием и интересом к предмету. И они должны придерживаться общего правила для всех: готовиться самым тщательным образом, потому что, если выступающий путается, сбивается, тянет резину, его слушать не будут. Когда более половины ребят класса будут научены работать по этой методике, можно начинать коллективную работу. В работе в парах сменного состава акцент надо делать на устном выполнении задания, потому что это в основном устное общение. И при выполнении письменных работ, заполнении таблиц они его проговаривают.

Примеры приемов использования парной работы:

1. При изучении параграфа, содержащего не очень сложный материал, сначала читаем, разбираем по абзацам, выделяя самые важные мысли (методика Ривина). Потом ученики самостоятельно читают и рассказывают его друг другу. А закрепляют фронтальными вопросами или тестовыми заданиями. При такой форме организации работы обязательно ученики выставляют друг другу оценки. Получается, что все работают со всеми: мальчики – девочки, отстающие – сильные: все перемешивается в единый победный процесс, в единую коллективную работу и, как правило, единицы ребят получают «3», в основном «4» или «5».

2. Выносится определенный перечень вопросов, на которые отвечает учитель, все учащиеся готовятся по этим вопросам к следующему уроку, а отвечают желающие (на любой вопрос). Отличный ответ у доски дает право экзаменовать других учеников. В конце урока (2-3 ребят) выводят единую оценку тому ученику, с кем работали совместно.

То есть в классе все становятся экзаменаторами и экзаменующимися, кроме тех, кто отвечал учителю. Если возникает конфликтная ситуация между учениками, они могут выбрать другого экзаменатора. Если отвечающий не согласен с оценкой, ему дается возможность доработать и ответить учителю на следующем уроке. Внешне класс – улей: все разговаривают, передвигаются по классу, шум и для непосвященного – ералаш. Но уже проверено, ученики спрашивают друг друга строже, чем учитель (обычно применяется при обобщении темы).

3. Работа с терминами (текст на доске или на карточках).

На доске записывается текст, с пропущенными словами, который заполняется карандашом в течение нескольких минут. Затем проверяется правильность заполнения. Дается возможность прочитать несколько раз, закрывается текст, и ученики начинают его рассказывать друг другу. Если ученик не может передать содержание текста – доучивает. Тексты обновляются с изучением новых тем.

4. Методика взаимообмена заданиями.

На уроках биологии и в ГПД применяют методику, которую разработал М.А.Мкртчян. На карточках даются два однотипных задания. Карточки пронумерованы. Ученикам дается время для обработки полученной карточки. Предположим, каждый ученик успешно справился со своей карточкой, значит, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Кольцова обучает Аджиева, заново отвечая на вопросы своей карточки. При этом, если есть необходимость, она дает теоретическое объяснение, отвечая на все вопросы Аджиева. Затем они меняются ролями: теперь в роли обучающего – Аджиев, а обучаемая – Кольцова. Затем они обмениваются карточками и самостоятельно их прорабатывают. Проверив друг у друга, правильность ответов, они расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, а пара распадается. Каждый из них ищет себе нового напарника. Предположим, что в классе 16 человек и все приступают к изучению темы, разбиваясь на пары. Значит, мне нужно заготовить карточку – опросник на 8 групп. Все 8 карточек дается ученикам и делается отметка в таблице учета, против группы ставится *.

 

       Задание Ф.И. ученика К-11 К-12 К-13 К-14 К-15 К-16
Аджиев М. Кольцова А. *          
Бжекшиев Р. Кабардуков Б.   *        
Собакарь В. Афашоков И.       *    
Игнатова А. Михайлова Л.     *      
Макитова М. Геккиева Л.         *  

 

Прорабатывают материал, если возникают затруднения, учитель консультирует. Работу можно делать в тетрадь. После проверки и получения положительного результата (ученики защищают свою работу у учителя) им ставится знак «+». Через некоторое время таблица приобретает следующий вид:

 

       Задание Ф.И. ученика К-11 К-12 К-13 К-14 К-15 К-16
Аджиев М. Кольцова А. +          
Бжекшиев Р. Кабардуков Б.   +        
Собакарь В. Афашоков И.       +    
Игнатова М. Михайлова Л.     +      

 

Из таблицы видно, что пары выполнили полученные задания, а кто-то продолжает работу. Далее ребята, выполнившие работу, обмениваются заданиями. В течение работы таблица заполняется знаками «+», т.к. после каждой выполненной работы против номера карточки ставится знак «+».

Время всей внеурочной работы в среднем 4 часа ежедневно. Минимальный комплекс бытовых мероприятий – обед, прогулка, организация работы библиотек, лабораторий, кабинет информационных технологий, кабинет логопеда, психолога, социального медицинского работника.

Невозможно точно рассчитать время на все виды работ, определить заранее её регламент. Смена состава участников деятельности, смена вида, места характера в значительной мере снимает утомление, повышает эмоциональный тонус и работоспособность.

Чтобы направлять процесс приобщение учащихся к разнообразной деятельности и овладению различными умениями и навыками ведется учет того, чем занят ученик, в какой роли выступает или виды его деятельности (чтение литературы, подготовка доклада, участие в кружке, проведение опыта и т.д.). Такая информация дает зримую картину уровня сформированности познавательных умений и степени активности учащегося. От энергетики общения зависит формирование таких качеств как общительность или замкнутость, активность или пассивность, умение найти свою нишу в коллективе.

Особое значение придавалось на создание условий для занятий любимым делом. Если в 1999 году мы начинали с работы 7 кружков и секций, в 2000-2001 г. их было 15, в 2001-2002 учебном году – 22, а в 2003-2004 учебном году – 25, в 2004 – 2005 учебном году – 27, в 2005 – 2006 учебном году их стало 28.

Образовательное направление характеризуется нарастанием участия мальчиков в этих кружках. Отсюда следует, что при планировании сети предметных кружков надо предусмотреть пути вовлечения в них побольше мальчиков.

Технико-трудовое направление, как и физкультурно-спортивное, ярко выраженное «мальчишеское».

Эстетическое направление характеризуется большой активностью девочек.

Участников кружков и секций часто привлекает вначале не содержание образования, а симпатии друг к другу, форма получения знаний, а уже вслед за этим приходит и увлечение делом. Поэтому переходы детей из кружков считаем делом естественным, соответствующим его склонностям.

Возможность заняться любимым делом после выполнения домашних заданий стимулирует ребят к интенсивной работе, к рациональному использованию времени в своей учебной деятельности, что обеспечивает быструю «вырабатываемость», воспитывает привычку работать быстро, без отвлечений.

Нормы, правила, содержание работы определяется взрослыми и детьми. Мы выдвигаем одно условие, чтобы работа в кружке не была продолжением или отработкой материала урока. Формы и способы действия строго не регулируются и не регламентируются.

Активность детей посещающих группы значительна при проведении общешкольных мероприятий, а в две недели раз проходит какое-либо мероприятие в школе. В течении года мы проводим следующие традиционные праздники:

1. День знаний. (сентябрь)

2. День самоуправления (на день Учителя все функции в школе выполняют ученики 10-11 классов) с большим праздничным концертом. (октябрь)

3. День толерантности (праздник с ролевыми играми, фрагментами спектаклей, с приглашением гостей). (ноябрь)

4. Новый год (декабрь).

5. День любви (с концертом, с вручением валентинок и т. д.). (февраль)

6. 8 марта (праздничный концерт для мам).

7. 9 мая – День Победы.

8. Последний звонок. (май)

По количеству времени, расходуемого во второй половине дня на выполнение домашнего задания, по отношению к ней и по активности на собраниях и кружковой работе учащиеся экспериментальной площадки были распределены нами по четырем группам:

1. Активно-деятельные – 39,2 %

§ Активно-деятельные: равномерно распределяют свое время. Умеют планировать свою деятельность. Ведут дневники систематически. Обладают стремлением к многосторонней деятельности.

2. Рационально-избирательные – 32,8 %

§ Привлекает интерес к какому-либо занятию. Принимает активное участие в мероприятиях, если его интересы совпадают с общественными. Ведет дневник не постоянно.

3. Пассивно-созерцательные – 16,8 %

§ Сильно развита потребность в общении со сверстниками, но отсутствует интерес к разным видам деятельности. Не ведет дневник.

4. Учащиеся эпизодически участвующие во внеурочной деятельности – 11,2 %

§ Выполняют домашнее задание и участвуют в работе пар сменного состава, но избегают работы кружков, собраний. Среди них выделяются: учащиеся с медицинскими противопоказаниями к длительному пребыванию в школе и ученики конфликтующие со сверстниками.

С учетом мнений учащихся, учителей и родителей выявились основные требования к режиму внеурочной деятельности учащихся в течении дня, недели, четверти, года.

Ежедневно.

В школе функционирует не менее 28 кружков по самым различным направлениям. Занятия в клубах после выполнения домашних заданий, чередуется с пребыванием на воздухе, трудом, общественными поручениями. КСО сочетается с индивидуальными, групповыми формами работы.

Соблюдаются основные физиолого-гигиенические требования: своевременный прием пищи, в соответствие содержания деятельности возрастным и индивидуальным особенностям, чистота помещений, их освещенность, и регулярное проветривание, техника безопасности и т. п.

Еженедельно.

Каждую пятницу проводятся «пятничные встречи» - арена для выражения своего мнения. Учащиеся активно участвуют в клубной деятельности. Воспитатель помогает выбрать кружки, чтобы виды деятельности в них отличались по своему содержанию, дополняли друг друга.

Каждую четверть.

Устраиваются смотры результатов клубной деятельности (соревнования, фестивали, отчеты), контроль за посещаемостью, успехами каждого ученика, пропаганда клубной деятельности осуществляется через постоянно выпускаемую газету «Мы», школьные сайты во всемирной сети Интернет (www.elbrusfio.ru/tsc2 и http://s2.eurekanet.ru). По окончании каждой четверти, в каникулярное время работает пришкольный лагерь «Сан-Райз».

Ежегодно.

Планируются основные направления деятельности школы, организовываются временные проектные группы. Один из педсоветов посвящается клубной работе. 19 мая на День школы подводятся итоги и происходит награждение учащихся по различным номинациям (например «Самый смелый», «Самый любознательный», «За храбрость»   и т. д.).

Информационный центр

Возможность использования информационного центра в работе школы строится на том простом и основополагающем факте, что обучение в весьма значительной степени представляет собой обработку информации. Слушание, говорение, чтение, письмо, убеждение кого-либо в чем-то, оценивание, равно как и решение математических задач, запоминание стихов и названий столиц разных стран - всё это примеры внекомпьютерной обработки информации.

Разумеется, обработка информации представляет собой только одну сторону процесса образования. Другая сторона, недооценивавшаяся в традиционном образовании, - это создание нового, что с очевидностью предполагает возможность использования информационного центра в качестве инструмента во всех процессах такого рода. Помимо этого, конечно важны и различные аспекты воспитания - формирование системы ценностей, отношений и т. д.

Информационный центр состоит из двух библиотек (книжный фонд более 30 тысяч экземпляров), компьютерного зала подключенного ко всемирной сети Интернет, медиатеки с проектором и игротеки с развивающими играми. Здесь же учащиеся могут посмотреть видеофильмы и отдохнуть за чашкой чая.

Центр представляет возможность учащимся:

- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

- вовлечь в процесс активного обучения категории детей, характеризующихся различием способностей и стилей учения, включая «тугодумов», с задержками в умственном и физическом развитии, одарённых, детей из семей, занимающих низкое социальное положение;

- осуществить социологический, психологический, интеллектуальный мониторинг на высоком уровне;

- выпускать и тиражировать периодические издания;

- создать свой сайт, пользоваться электронной почтой;

- пройти обучение по сетевым образовательным программам ИОП «Эврика».

Руководит информационным центром совет из семи человек. Руководитель Бытырбекова А. С. преподаёт учащимся и учителям методы работы с прикладными компьютерными программами, гипермедийную грамотность, языки программирования и компьютерную науку. Члены совета участвуют в совместной работе с другими группами и в междисциплинарных проектах, таких как «Перелетные птицы», «Толерантность вокруг нас», «Мемориал» и т. д.

Руководитель информационного центра обеспечивает эффективное включение в обучение и преподавание широкого спектра средств информационного центра, исполняет обязанности советника, консультанта, помощника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: