Рис. 3. Организационная структура ЕАИС ФТС России.
Организация передачи таможенной информации в ЕАИС ФТС России регламентируется положениями соответствующих отраслевых руководящих документов.
С точки зрения транспортной системы компоненты участвующие в процессах таможенного оформления и контроля, расположенные в РТУ, таможнях и таможенных постах в настоящее время формируют файлы, содержащие платежные документы, статистическую информацию, архивы, которые передаются в соответствующие головные организации и обратно.
Характер обмена информацией – асинхронный, то есть прикладная система формирует файл (электронный документ, ЭД), выкладывает его в директорию для отправки через транспортную систему и продолжает работу. Таким образом, подтверждения о доставке информации в тот же момент не требуется.
В ФТС России нет единой транспортной системы передачи информации. Используется многоуровневая схема передачи информации, в соответствии с которой выполняется передача электронной информации по каналам связи между таможенными органами.
|
|
Циркулирующая в ЕАИС ФТС России информация по источнику ее формирования подразделяется на:
-информацию, подготовленную при помощи специальных программных комплексов, реализующих информационные таможенные технологии
-информацию, сформированную стандартными средствами общего пользования (текстовые редакторы, электронные таблицы и др.)
-прочую информацию, оформленную в виде файлов, с неопределенными средствами ее подготовки (например, дистрибутивы программ)
С другой стороны циркулирующую в ЕАИС ФТС России информацию, можно разделить на следующие категории:
-исходные данные для загрузки и формирования баз данных таможенной информации
-нормативно-справочная информация
-оперативная информация таможенных органов
-служебная переписка таможенных органов
-регламентная отчетная информация таможенных органов
-транзитная информация, проходящая через ГНИВЦ ФТС России
В части сроков передачи информации в ЕАИС ФТС России, и в соответствии с требованиями существующих нормативных документов и установленными регламентами может, использоваться следующая классификация:
оперативная информация (данные мониторинга таможенного оформления). Оперативная информация должна быть доставлена в минимально возможные сроки. К данной категории относятся также различные сообщения в контуре оперативного управления таможенной деятельностью (например, ориентировки), а также служебные и технологические потоки данных, связанные к контролем функционирования автоматизированных систем, входящих в состав ЕАИС ФТС России;
|
|
регламентная информация (отчеты таможенных органов в соответствии с ежегодными приказами ФТС России о введении форм статистической отчетности). Отличительной особенностью данной категории является периодический характер формирования и необходимость получения необходимых данных к определенному нормативными документами сроку;
информация, используемая для формирования официальных статистических отчетов, бюллетеней и сборников. Информация данной категории должна быть максимально достоверной и полной, при этом на оперативность ее формирования не накладывается настолько же жестких ограничений, как в предыдущих категориях;
нормативно-справочная информация, которая должна вступать в действие одновременно во всех таможенных органах в установленное время.
Максимальные объемы передачи сообщений приходятся на Центральное таможенное управление (почти 35% общего объема) и Северо-Западное таможенное управление (почти 18% общего объема). Каждое из остальных 5 региональных таможенных управлений имеют трафик меньше чем 10% от общего объема. В целом отмечается ежегодный прирост объемов передаваемых данных на 10-15%. При этом максимальный объем сообщений составляет информация, передаваемая в адрес ГНИВЦ ФТС России.
Для передачи большей части указанных данных используются канальные ресурсы ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России (ВИТС ФТС России).
Основными критериями оценки функционирующей ЕАИС являются:
-формирование достоверной таможенной статистики
-полное взимание всех таможенных сборов в бюджет
-улучшение эффективности работы, связанной с осуществлением таможенных операций и управления, путем оптимизации таможенных технологий
-решение задач таможенной службы в оперативном режиме
-достигаемое ускорение процесса таможенного оформления и контроля
-сокращение временных и финансовых затрат на информационно-поисковые, расчетные и аналитические работы
-адекватная отчетность по финансовым операциям таможенных органов (контроль начисления и взимания таможенных платежей)
-обеспечение соответствующего уровня защиты системы и соответственно ограничение доступности данных, включая полный аудит использования (попытки использования) информационных ресурсов системы
-минимизация времени стабилизации системы при изменении нормативно-правовой базы
-полное резервирования критичных компонентов системы: аппаратной части, программного обеспечения, коммуникаций и целостности данных.