Согласно информации, изложенной в «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова,[14] «коллоквиум – это разговор, беседа преподавателя с учащимися, имеющая целью выяснить познания учащегося; род экзамена. Собеседование, – исходя из того же источника – беседа на научные, политические и т.п. темы[15]». Поскольку одно определение практически повторяет другое, в дальнейшем мы не будем разграничивать эти понятия, считая их синонимами.
Долгое время форма собеседования применялась в обучении преимущественно вузовского звена. Ее использовали в случаях проверки знаний во время приёмных испытаний либо в качестве вспомогательного вида контроля в ходе учебного процесса.
В музыкальной школе данная форма контроля существует сравнительно недавно. Первые коллоквиумы появились в рамках проведения технического зачета или академического концерта по специальности. Учащиеся должны были ответить на ряд дополнительных вопросов по музыкально-теоретическим предметам до или после проигрывания основной программы. Подобная практика продолжается до сих пор.
|
|
Наиболее уместно применение собеседования в условиях итогового урока по музыкальной литературе. В последние годы данная форма контроля знаний всё чаще используется преподавателями. При этом русскоязычных работ, посвящённых разработкам основных положений коллоквиума и методическому обоснованию, в настоящее время не существует. Поэтому мы считаем необходимым начать с выяснения определения.
Допустим, что коллоквиум – это такая форма контроля знания учащихся, которая предполагает краткий (устный) опрос по определённому и заранее оговоренному кругу вопросов. Предвидятся возражения. «Это слишком легко!» - скажут многие. Тогда, возможно, коллоквиум – это непринуждённая и свободная беседа по поводу любой из пройденных тем курса. «Это нереально!» – воскликнут другие. От первого постулата нужно оттолкнуться, ко второму необходимо стремиться – вот наша позиция. Несмотря на всю сложность поставленной задачи, на трудности, возникающие при подготовке якобы «непринужденной беседы», попытки приблизиться к её выполнению дадут, по нашему глубокому убеждению, гораздо больший результат, чем любой правильно «разгаданный» тест. Таким образом, мы предполагаем, что коллоквиум является универсальной и всеобъемлющей формой контроля знаний, как в рамках предмета «специальность», так и на занятиях теоретического цикла, в частности, музыкальной литературы. Именно на подобном собеседовании учащиеся начинают не только анализировать музыку, но и сопоставлять произведения разных композиторов, соотносить факты их жизни и творчества, и, самое главное, – учащиеся приобретают навыки грамотного построения словесной речи.
|
|
Конечно, подготовкак такому уроку требует от преподавателя серьёзной предварительной работы, да и сам ход урока часто оставляет желать лучшего. Безусловно, педагогу намного проще собрать злосчастные листочки с выстраданными ответами, проверить их и поставить оценки. Гораздо больше времени и сил требует устный опрос, беседа с учащимся. Приходится слушать косноязычные ответы, зачастую изобилующие неправильными ударениями в произнесении слов (из опыта собственной работы), более того, и конечный результат радует педагога далеко не всегда. И всё-таки, мы убеждены – стоит пробовать, в любом случае это будет движение вперёд.
В рамках данного раздела мы определим необходимые условия организации коллоквиума как формы контроля знаний учащихся. Большая часть изложенных принципов является итогом многолетней практики автора, основанной на опыте работы с учащимися различных отделений детской музыкальной школы.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на три основных направления, в рамках которых и происходит подготовка и организация коллоквиума. Все направления представляют собой сложный комплекс педагогических, методических, организационных, культурных элементов, и каждый из них – неотъемлемая часть единого образовательного пространства коллоквиума. Первый, основной компонент, который должен учитывать педагог, избравший коллоквиум формой контроля знаний, – это предварительный, или подготовительный этап, подразумевающий тщательное продумывание занятия задолго до его реализации. Второй, не менее важный – это сам процесс, ход урока, который может смодулировать заранее составленный план в новую, не предполагаемую сферу. Третий, заключительный, этап – это подведение итогов и оценка результатов проведённого коллоквиума. Рассмотрение каждого из обозначенных направлений – подготовительного, процессуального и оценочного – составляет, соответственно, три последующих подраздела.
1. Подготовительный этап коллоквиума
На подготовительном этапе необходимо, на наш взгляд, учитывать, в первую очередь, следующие факторы: грамотный выбор темы, определение основного круга вопросов, отнесенность к той или иной форме занятия (типология), а также технические параметры и возможности.
Тема
Начиная подготовку к коллоквиуму, в первую очередь необходимо определить тему. Выбранная тема должна быть объявлена учащимся заранее. Количество возможных вариантов не ограничено. Это может быть и изучение монографических исследований («Жизнь и творчество М.И. Глинки»), и приуроченность к юбилейным датам («400 лет опере», «Моцарт. 250 лет со дня рождения», «Шостакович. 100-летний юбилей»), и обобщающие разделы («Русская опера», «Развитие жанра симфонии»), и связанные со смежными видами искусств («Музыкальное прочтение Пушкина», «Передвижники и творчество М.П.Мусоргского») и многие другие. Важно помнить, что не стоит считать итоговый урок итоговым в прямом смысле слова, то есть включать максимальное количество материала за все годы обучения. В нашем понимании «итоговый» – это возможность для учащихся показать накопленные навыки в умении рассуждать и размышлять, разговаривать и общаться. Не стоит забывать, что стремление устроить собеседование по всему курсу, в конечном итоге может привести всё к тем же 64 вопросам и неминуемой зубрёжке. Иначе говоря, тема итогового занятия может быть локальной, выбранной свободно, исходя из ситуации в классе и, возможно, доступности материала.
В нашей практике одна из интереснейших тем возникла после совместного посещения преподавателя с учащимися премьерного показа оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в Саратовском академическом театре оперы и балета. Данная постановка запомнилась саратовцам новаторским подходом, парадоксальным режиссерским решением. В дальнейшем, в ходе коллоквиума вместо традиционного обсуждения особенностей стиля и творчества композитора, завязалась бурная полемика и желание разгадать режиссерский замысел (не без участия преподавателя, разумеется). В результате появился свежий взгляд на пройденный материал, знакомые персонажи обрели новые черты. В процессе дискуссии ребята даже проявили инициативу представить другой вариант постановок ранее изученных опер («Иван Сусанин», «Борис Годунов») в современной трактовке. Более того, впоследствии учащиеся самостоятельно посещали и другие спектакли оперного театра и ещё долго следили за творчеством «знакомого» режиссёра.
|
|
Вопросы
После определения темы необходимо определить основной круг вопросов, на которые учащиеся должны будут обратить внимание в процессе предварительной домашней подготовки.
Могут быть использованы вопросы следующих направлений:
· Требующие точных знаний программного материала
· Рассчитанные на эрудицию учащихся
· Предполагающие возможность размышления и обсуждения
· Раскрывающие музыкальную эрудицию
Знание учащимися текущего материала программы может быть выявлено с помощью вопросов следующего типа: в каком году состоялась премьера оперы Глинки «Иван Сусанин», определите ее жанр; перечислите основные произведения Мусоргского; назовите тональность Первой симфонии Чайковского и т.д. Проверить общую эрудицию учащихся можно на примере следующих заданий: назовите современников композитора; что вы знаете о музыкальном конкурсе им. П.И. Чайковского; перечислите оркестровые группы, из которых состоит биг-бенд и т.д. Перечислим несколько вопросов-размышлений: что вы слышите особенного в музыке Моцарта; о каких способностях, качествах и чертах характера композитора говорят указанные факты и высказывания; что вам понравилось в данном произведении и т.д. Выбор музыкальных фрагментов для определения на слух знакомых тем может быть свободным и соответствовать уровню знаний всей группы в целом или каждого учащегося в частности.
|
|
Форма
После того, как педагог сформулировал тему и дал домашнее задание учащимся в виде ряда вопросов, необходимо продумать, в какой форме будет проведен предстоящий коллоквиум.
Назовем основные виды уроков, которые можно использовать на коллоквиуме. К наиболее универсальным и часто используемым можно отнести следующие:
Урок – исследование. Его структура очевидна: отталкиваясь от заявленной темы, используя полученные знания, в ходе размышлений необходимо разобраться в сущности темы и постараться максимально ее раскрыть.
В качестве объекта исследования можно выбрать не только творчество отдельных композиторов, обзор стилей, жанров, направлений, но и дать одномоментный срез. Например, один год (допустим, 1917) в истории страны и жизни композиторов (И.Стравинского, С.Рахманинова, С.Прокофьева): их отклик на события, отношение, результат.
Урок – игра. Совершенно точно можно опровергнуть тот факт, что игры не всегда уместны, если речь идет об итоговом, контрольном уроке. Но ведь перед нами всё же дети – только чуть повзрослевшие, но такие же азартные, не любящие проигрывать и готовые перечитать больше литературы, дабы обыграть соперников. «Игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости»… самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации»[16].
Давно и прочно вошли в нашу жизнь «Что? Где? Когда?» и «КВМ» («Клуб весёлых музыкантов»), но появилось и много различных вариаций. К наиболее удачным можно отнести «Ток-шоу», с заранее определёнными ведущими (задают тему, регулируют процесс выступлений), «гостями в студии» (представляют различные точки зрения на вопрос обсуждения), «зрителями в зале» (которые вовсе не являются пассивными слушателями, а задают вопросы «в прямом эфире», поддерживая и помогая аргументировать основные версии). В заключении можно устроить «разбор полётов» с участием «главного редактора» – преподавателя. И это лишь один из огромного числа возможных вариантов игровых занятий.
Также в ходе урока в качестве вспомогательной можно использовать форму теста. Не менее интересно провести устный блиц-опрос. Это логично сделать либо в начале урока в качестве «разминки», либо в конце, давая тем самым шанс «отстающим» учащимся проявить себя и догнать своих товарищей. Здесь могут пригодиться вопросы, предназначенные для тестирования. Четыре выпуска «Тестов по музыкальной литературе» Г.Ф. Калининой и две части «Рабочих тетрадей» Н.В. Пановой являются прекрасной основой для подбора материала практически по любой теме урока.
Учитывая, что урок искусства нередко строится в соответствии с законами драматургии того или иного жанра, то по форме занятие может быть импровизацией, экспромтом, вариациями или сонатным аллегро. Исходя из этого, в последнее десятилетие появились самые различные модели занятий с интересным драматургическим решением.