Глава 3 Практический опыт и рекомендации по вопросу работы с детьми с ОНР посредством театрализованной деятельности

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с ОИР, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Однако неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечеткая дефференцированноcть словаря, нарушение умственного строя речи, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, несформированность эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с нарушением речи. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Все эти факторы должны учитываться при организации игр.

В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И как показывает практическое наблюдение, особая роль принадлежит театрализованным играм.

Цель работы воспитателя с детьми с ОНР посредством театрализованной деятельности, прежде всего, заключается в том, чтобы сформировать качественную сторону речевой деятельности ребенка. Через театрализованную деятельность возможно:

1.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения.

2.Автоматизацировать поставленные звуки в спонтанной речи, сформировать просодическую сторону речи (интонационная выразительность, плавность, темп, ритм).

3. Продолжать представление о воспитывать гуманные чувства. Формировать честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, посредством многих специальных упражнений помочь детям снять напряженность, зажатость, помочь научиться владеть своим телом.

4.Создать творческую коммуникативную среду, в которой проявляется общественная сущность человека, формировать его эмоциональную и волевую культуры.

5.Показать детям, что театральный спектакль является моделью творческого общения, а само общение выступает как творчество.

Тематика театрализованных игр очень разнообразная, например: наш детский сад, семья; времена года; труд людей и т.д. При выборе игр необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, предложенную учителем-логопедом, индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью тематики для группы в целом.

В дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не, только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ­ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля. Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки практико-ориентированной педагогической технологии.

Специальное обследование речи детей с ОНР, состояние общей и речевой моторики, дополненное данными психоневрологического осмотра, а так же длительное динамическое наблюдение позволяют выбрать результативные формы работы с детьми,

Наблюдение за детьми имеющими нарушения речи группы оздоровительной направленности Детского сада № 42 в течение нескольких лет и использование авторской технологии показали следующее:

-появление комплекса компонентов общепознавательного развития; желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать, умение планировать простейшую деятельность, адекватное отношение к неудачам, стремление преодолевать трудности, расширение кругозора;

- развитие личной моторики проявляется в умении детей выполнять задания все более возрастающей трудности в процессе театрализованной деятельности (кукловождение, пальчиковый театр, изготовление атрибутов);

-повышение адекватности невербальных решений; так если в начале работы дети реагируют только на персональное обращение, то впоследствии они хорошо понимают обращение ко всей группе, даже если они невербального плана;

- развитие речевой активности; к концу первого года обучения высказываются по собственной инициативе, демонстрируя высокую речевую активность, умение отвечать на вопросы, умение строить предложения, стремление к правильному произношению звуков, более высокое развитие фонематического слуха;

- формирование монологических умений; в начале работы с группой 30% детей дают односложные, несвязные ответы, 20% содержательные, но грамматически неоформленные высказывания с частыми повторами; в ходе работы по программе 73% детей приобретают способность к связному, развитому повествованию.

- повышение устойчивости внимания; выражается в устойчивом росте увлеченности детей театрализацией, которую они демонстрируют в ходе индивидуальных и групповых занятий;

- наличие благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в группе, что является одновременно и результатом работы и необходимым условием для позитивного развития ребенка; особенно показательным является здесь положительное, доверительное отношение детей к взрослым, которые находятся рядом, дружественные отношения детей друг к другу.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия.

Необходимо иметь ввиду, что дети сразу не могут в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимых в творческих играх. Воспитатель должен показать детям действия персонажей, имитируя ролевые движения. Дать детям почувствовать интонации построенные на контрастах. Особое внимание при этом уделять анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различать их цвета, формы, величины. Постепенно творческая активность детей возрастает. В игровой форме необходимо уточнять с детьми определенные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. В этом большую помощь оказывает музыкальный руководитель, где помощью логоритмики подбираются звуковые образы (звукоподражание) развиваем слуховое восприятие, темп, речевое дыхание. С помощью потешек, скороговорок, стихотворений уточняется звук в словах, фразах.

Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. При различном интонировании слов (громко, быстро, медленно, радостно, грустно) у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность плавность речи.

Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя, как обращается к 12 месяцам падчерица и мачехина дочка. Упражнения проводили так: говорили за какой-нибудь персонаж (девочка, медведь), а дети угадывали сказку. Далее они сами с помощью интонации загадывали друг другу подобные загадки. В повседневной жизни, в общении, игре мы упражняли детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (радостно, угрюмо, приветливо, доброжелательно, небрежно), «до свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу), «возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать).

Приведем еще примеры театрализованных игр положительно влияющих на детей с ОНР.

В игре «Море волнуется» изображая героя, позу, автор работы просил объяснить, почему они выбрали именно эту позу. Дети очень любят игру «Магнитофон», она развивает слуховое восприятие.

В игре «Иллюстрации ценным является то, что дети легче запоминают и воспроизводят тексты в движении «Кисонька-Мурысонька» и т.д.

Впервые, когда была организована с детьми игра «Интервью» были сложности. У детей были односложные ответы, дети были скованны, отворачивались от микрофона. Но на протяжении года, часто включалась эта игра на занятиях, в совместных и самостоятельных играх Дети стали более уверенными, ответы и вопросы правильно сформулированы. Сценические задания начинались с жеста, он помогает снять зажатость, напряженность у ребенка, ведь он представляет не себя, а какой-либо сюжет или персонаж. Жестом необходимо показать состояние человека «я замерз», «очень горячо», «мне очень больно».

Если до занятия «Пантомимой» двигательная сфера у детей характеризовалась плохой координацией, то благодаря проделанной работе движения стали менее суетливы, действия более организованны. Пантомима предлагалась детям с помощью пластических поз, жестов, мимики, представить ситуации «я вышивала и уколола палец», «я мыл посуду и случайно разбил тарелку». Плавно и красиво дети стали изображать «распускающийся цветок» и ловко «прыгающую лягушку».

Куклы-бибабо помогают снять у детей напряжение, зажатость. Большое и

разностороннее влияние театрализованных игр позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети во время игр чувствуют себя свободно, раскованно.

Теневой театр, помогает детям развивать не только зрительное восприятие, но и воображение.

На заключительных заданиях предлагалось разыграть сценки, включающие определенные действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого участника «семейный обед в воскресный день», «собираемся с родителями в театр», «играем в футбол», «утро». Каждый ребенок заранее решает, что он будет делать, используются уже знакомые ему образные средства. Далее параллельно с играми автор работы ставил небольшие спектакли «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» которые помогали детям в автоматизации звуков, появилась интонационная выразительность речи.

Музыка используемая в театрализованных играх, которая подчеркивает характер героев, помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности. У некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче образа. Дети начинают чувствовать ответственность за успех спектакля.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итоги:

- общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня речевого развития детей;

- III уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразовой речью, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Дети с ОНР III уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является формирование у детей с ОНР связной речи.)

- связная речь - совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи. Это ­связная речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь в дошкольном возрасте являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы Творческое начало глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей детей, поэтому игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, проявляются общественные чувства (дружбы, товарищества).

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков.

Завершая работу можно дать рекомендации по практическому применению театрализованных к детям с ОНР:

- прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по театрализованным играм, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

- почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полностью расслабиться;

- длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

- в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие, что следующая встреча с героями состоится в другой раз;

- места для занятия должно быть много. На полу необходим больших размеров ковер;

- театрализованные игры можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;

- именно от педагога зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Педагог должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений;

- необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. на их ошибках

Таким образом цель работы достигнута и задачи выполнены.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду. М: ТЦ «Сфера», 2003 год - 128 с.

2. Л.В. Артемова Театрализованные игры дошкольников. М., 1991 год – 58 с.

3. В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001 год.

4. Т.В. Волосовец Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Институт общегуманитарных исследований, 2002 год – 256 с.

5. Т.В. Волосовец Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. М: «Владос», 2004 год -232 с.

6. В. П. Глухов Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: «Аркти», 2002 год – 144 с.

7. Т.Н. Доронова Играем в театр. М.: Просвещение, 2004 год – 127 с.

8. Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 год - 340 с.

9. Запорожец А. В. "Некоторые психологические моменты детской игры"//Дефектология N 10 1965 год страница 72-79.

10. В.В., Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). - М.: Гном и Д, 2000 год – 2001 год

11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /под редакцией Ю.Ф. Гаркуша - М.: Секачев В.Ю., 2000 год.

12. А. Н. Леонтьев Психологические основы дошкольной игры//Избранные психологические произведения 1 том страницы 303 - 323 М. 1983 год.

13. А.Р. Лурия Язык и сознание /под редакцией Е.Д. Хомской, 1998 год  – 270 с.

14. М.Д. Маханева Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001 год - 128 с.

15. Основы логопедической работы с детьми /под редакцией Г.В. Чиркиной, М., 2002 год – 4 с.

16. С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии М., 2002 год – 540 с.

17. А.В. Текучев Методика русского языка в средней школе. М., 1986 год – 63 с.

18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников М: «Владос», 2003 год – 160 с.

19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000 год

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: