Особенности и методика освоения детьми младшего дошкольного возраста размеров предметов и величин

Тема «Величины» не изучается в какой-то определенный период учебного времени, а рассматривается в течение всего времени курса обучения математике, органично вплетаясь в изучение других тем. В исследованиях З.Е.Лебедевой, Р.Л.Березиной и др. доказано, что представление о величине надо формировать в комплексе с другими понятиями: число, форма, мера, пространство. Такой подход создает условия для интеграции содержания, способов познания и методических приемов.

Анализ методик по формированию преставлений о величине у детей младшего дошкольного возраста З.А. Михайловой, В.В.Даниловой, Т.И.Ерофеевой, В.П.Новиковой показал их сходность по содержанию и предлагаемых методах.

Способность воспринимать размер предмета начинает формироваться в раннем возрасте в процессе предметных действий. Но относительность величины затрудняет дифференцировку. Познание размеров, с одной стороны, осуществляется на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие зависит от опыта практического оперирования предметами, уровня развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др. Чувственный опыт восприятия и оценки размеров начинает складываться также в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно – тактильными ощущениями.

Ориентировка детей в размерах предметов во многом определяется глазомером – важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов путем их сопоставления. В младшем возрасте дети первоначально прибегают к самому простому, но не всегда результативному приему сравнивать предметы «на глаз». Затем сравнение предметов по длине, ширине, высоте производится практически путем наложения или приложения. Глаз при этом как бы обобщает практическое действие руки.

Дети младшего дошкольного возраста прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Они с трудом овладевают относительностью оценки размера. Если поставить перед ребенком 4 -5 игрушек, постепенно уменьшающихся по размеру, и попросить показать самую большую, то он сделает это правильно. Если затем убрать ее и снова попросить указать на самую большую игрушку, то дети, как правило, отвечают: «Теперь нет большой».

Таким образом, дети младшего дошкольного возраста воспринимают размер предмета недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда детям среди нескольких предметов нужно найти самый высокий или самый длинный, они обычно останавливают свой выбор на самом большом. [Тек]

Затем постепенно дети более дифференцированно подходят к выбору предметов по высоте, длине и ширине, если эти признаки ярко выражены. Когда, например, высота значительно превосходит другие измерения, малыши легко замечают это. У низких же предметов они вообще не различают высоты. Наиболее успешно дошкольники различают в предметах конкретные измерения, когда непосредственно сравнивают два или более предметов, различных по длине, или ширине, или высоте. При этом выделяемый признак должен превосходить по своим размерам остальные, а поскольку длина, как правило, является преобладающей у большинства предметов, то именно выделение длины легче всего удается ребенку. Значительно большее число ошибок делают дети при показе ширины. Допускаемые ими ошибки свидетельствуют о недостаточно четкой дифференциации других измерений: дети часто показывают вместо ширины длину и всю верхнюю плоскость предмета (коробки, стола).

Выделяя то или иное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальцем по длине, разведенными руками показывает ширину). Эти действия обследования важны для более дифференцированного восприятия размеров предметов.

Неумение дифференцированно воспринимать размеры предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров. Чаще всего дети младшего дошкольного возраста по отношению к любым предметам употребляют слова большой – маленький. Но это не означает, что в их словаре отсутствуют более конкретные определения. В отдельных случаях дети с разной степенью успешности употребляют их. Так, о шеи жирафа говорят длинная, о матрешке – толстая. Довольно часто одни определения заменяются другими: вместо тонкая говорят узкая и т.п. Это связано с особенностями восприятия, развития речи, тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размеров. [Тек]

Обучение детей второй младшей группы сравнению предметов по их размерам следует вести постепенно. Прежде всего нужно научить их показывать в плоских предметах длину, сравнивать предметы по длине и давать соответствующие определения их величины (длинный – короткий, длиннее – короче, равные по длине). Почему именно с длины надо начинать? Потому, что длину ребенок выделяет более правильно, чем другие измерения. Далее проводятся занятия, целью которых является: научить выделять в предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины. Следующая задача – научить младших дошкольников показывать в предметах высоту, сравнивать предметы по высоте, отражать выделенные размеры в речи. Дети чаще всего путают ширину с толщиной, широкие предметы называют толстыми, узкие –тонкими, и наоборот, поэтому встает задача научить малышей выделять в них ширину и сравнивать предметы по ширине. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на трех – четырех занятиях.

На практике положительно зарекомендовали себя такие приемы обследования, как показ длины, ширины, высоты (провести пальцем по указанной протяженности, «измерить» разведенными пальцами или руками. Дети узнают, что при показе длины рука движется слева направо вдоль предмета, высота показывается сверху вниз или снизу вверх. Показ обследуемого размера повторяется 2 -3 раза, при этом каждый раз несколько смещается линия движения, чтобы дети не соотнесли данный размер с какой либо одной линией или стороной предмета. Действие всегда нужно сопровождать словом, необходимо называть обследуемые размеры предмета. Первоначально это делает воспитатель. Затем он требует осмысленного употребления слов «длина, ширина, высота» от детей.

Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения размеров: приложению и наложению. При этом нужно объяснить малышам, почему при использовании данных приемов сравниваемые предметы подравниваются с одного края или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте. Практически сравнивая контрастные и одинаковые по размеру предметы, малыши устанавливают отношения «равенства - неравенства». Результаты сравнения отражаются в речи с помощью слов длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте); больше, меньше, одинаковые (равные по размеру) ит.д.Таким образом, во второй младшей группе осваивается лишь попарное сравнение предметов по длине, ширине, высоте, объему в целом.

В дальнейшем (к 4-м годам) дети начинают сопоставлять по размеру несколько предметов (3-4), находят среди них одинаковые по высоте (ширине, длине) и объединяют (группируют). Далее, сравнивая несколько предметов, дети используют один из них как образец. Приемы приложения и наложения применяются ими для составления упорядоченных последовательностей. Затем дети учатся создавать такие последовательности (ряды) по правилу. Методики освоения рядов по правилу и по образцу были предложены психологом Е.В.Проскура.

Для упражнения в сравнении предметов по величине можно давать такие задания: «На столе лежат полоски разной длины. Сравните их. Покажите длинную и короткую», «Покажите полоску такой длины», - детям показывается поочередно образцы разной длины. Воспитатель проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о длине выбранного предмета, объяснить, почему этот предмет они выбрали. Постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок», «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная», «Я показал ширину узкой ленты». При сравнении также необходимо учить детей называть размер сравниваемых предметов: «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной», «Верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней». [Тек]

Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям, например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную – много, на короткую – одного); «Поставим машины в гаражи» (широкие –узкие, высокие –низкие ворота); «Подбери ленточки для бантиков кукле, мишке». Для закрепления, уточнения знаний проводят игры такого типа: «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения), узнают о возможности сравнивать предметы по размеру. Постепенно содержание знаний детей о размерах усложняется.

Психолого – педагогический анализ выявил потенциальные возможности различных видов игр для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста. В играх происходит плавное дозирование и вместе с тем стремительное накопление опыта детей в изучении величины предметов.

Особое значение уделяется формированию математических представлений  у детей с помощью логических игр. [Тек]

Универсальная технология - палочки Кюизенера, которую можно использовать в непосредственно образовательной деятельности,  Комплект цветных счетных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Кюизенер».

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Эффективное применение палочек X. Кюизенера возможно, в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Он состоит из пластмассовых призм 10-ти различных цветов. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубиком. Длина следующих призм-палочек последовательно увеличивается на 10 мм. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта:

· палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью» (2 – розовый цвет, 4 – красный цвет, 8 – бордовый цвет);

· палочки 3, 6, 9 образуют «синюю семью» (3 – голубой цвет, 6 – фиолетовый цвет, 9 – синий цвет);

· «семейство желтых» составляют палочки 5 и 10 (5 – желтый цвет, 10 – оранжевый цвет);

· подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем. Числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и размером. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1, 2, 3, … В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, измерение, мерка и др. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

· формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

· цветом – красные, желтые, синие;

· размером – большие и маленькие;

· толщиной – толстые и тонкие.

Игры с логическими блоками позволяют познакомить детей с размером, толщиной объектов.

Таким образом, исходя из анализа методик освоения величин детьми младшего дошкольного возраста, можно заключить:

1.Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

В младшем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения), узнают о возможности сравнивать предметы по размеру. Постепенно содержание знаний детей о размерах усложняется.

2. Психолого – педагогический анализ выявил потенциальные возможности различных видов игр для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста. В играх происходит плавное дозирование и вместе с тем стремительное накопление опыта детей в изучении величины предметов.

3. При отборе содержания игр для ознакомления с величиной не учитывается использование современных видов игр - с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

Выводы по 1 главе

1.Величина предмета – это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным.

2.Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника.

3.Современные авторы (З.А. Михайлова, В.В.Данилова, Т.И.Ерофеева, В.П.Новикова) выделяют основные  способами познания величины предметов в младшем дошкольном возрасте являются: сравнение («на глаз», способами наложения, приложения), сериация и классификация.

4. Анализ программ позволяет заключить, что в них обозначены задачи по формированию представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста: формирование представлений о размере предмета; развитие умения сравнивать предметы, используя приемы приложения и наложения; усвоение отношений групп предметов по размеру

5.Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

В младшем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения), узнают о возможности сравнивать предметы по размеру. Постепенно содержание знаний детей о размерах усложняется.

6.Психолого – педагогический анализ выявил потенциальные возможности различных видов игр для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста. В играх происходит плавное дозирование и вместе с тем стремительное накопление опыта детей в изучении величины предметов.

7.При отборе содержания игр для ознакомления с величиной слабо учитывается использование современных видов игр - с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: