Глава 2. Формирование представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста

Методика констатирующего эксперимента

 

Исходя из теоретических данных, цели, задач и гипотезы исследования нами была намечена следующая цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе эксперимента.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить критерии и показатели, уровни сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.

2. Изучить уровни сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать практическую деятельность педагогов по формированию представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.

4. Разработать педагогическую технологию формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы выявить уровень сформированности представлений о величине в младшем дошкольном возрасте, нами были выделены критерии и показатели освоения величины в младшем дошкольном возрасте на основе теории и технологии математического развития З.А.Михайловой, А.А.Столяра, М.Н.Полякова, Е.А.Носовой. [Тек]

Таблица 1.

Критерии. Показатели.

Полнота (дифференцированность,

объем представлений и умений)

Непосредственное сравнение «на глаз» двух предметов по длине (ширине, высоте).
Непосредственное сравнение 2 предметов способом наложения по длине (ширине, высоте).
  Непосредственное сравнение 2 предметов способом приложения по длине (ширине, высоте).

Доказательность.

Умение отражать в речи результаты сравнения: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине, шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте).
Умение отвечать на вопрос: «Почему ты так думаешь?»

Действенность.

Умение при сравнении 2 групп предметов использовать прием наложения.
Умение при сравнении 2 групп предметов использовать прием приложения.
Умение выстроить сериационный ряд по размеру предмета, классификация.

 

    Таблица 2.

Характеристика уровней.

Показатели. Уровни.
Непосредственное сравнение «на глаз» двух предметов по длине (ширине, высоте). Высокий:Может выбрать «на глаз» самый длинный (широкий, высокий) предмет и самый короткий (узкий, низкий). Отвечает на вопрос: «Почему ты так думаешь?» Средний: Может выбрать «на глаз» самый длинный (широкий, высокий) предмет и самый короткий (узкий, низкий). Но не отвечает на вопрос: «Почему ты так думаешь?» Низкий:Не может выбрать «на глаз» самый длинный (широкий, высокий) предмет и самый короткий (узкий, низкий). Не отвечает на вопрос: «Почему ты так думаешь?». Отвечает наугад.
Непосредственное сравнение 2 предметов способом наложения по длине (ширине, высоте). Высокий:при сравнении двух предметов пользуется приемом наложения самостоятельно  Средний:при сравнении двух предметов пользуется приемом наложения с помощью взрослого. Низкий: при сравнении двух предметов приемом наложения не пользуется, не проявляет интерес к сравнению.
Непосредственное сравнение 2 предметов способом приложения по длине (ширине, высоте). Высокий:при сравнении двух предметов пользуется приемом приложения самостоятельно  Средний:при сравнении двух предметов пользуется приемом приложения с помощью взрослого. Низкий: при сравнении двух предметов приемом приложения не пользуется, не проявляет интерес к сравнению.
Умение отражать в речи результаты сравнения: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине, выше, ниже, одинаковые (равные по высоте). Высокий:при сравнении предметов использует в речи слова: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); шире, уже, одинаковые (равные по ширине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте). Средний:при сравнении предметов использует в речи слова длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); шире, уже, одинаковые (равные по ширине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте). с помощью взрослого. Низкий:при сравнении предметов не использует в речи слова длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте,    не проявляет интерес к сравнению.
Умение при сравнении 2 групп предметов использовать прием наложения. Высокий:при сравнении двух групп предметов пользуется приемом наложения самостоятельно  Средний:при сравнении двух групп предметов пользуется приемом наложения с помощью взрослого. Низкий: при сравнении двух групп предметов приемом наложения не пользуется, не проявляет интерес к сравнению.
Умение при сравнении 2 групп предметов использовать прием приложения. Высокий:при сравнении двух групп предметов пользуется приемом приложения самостоятельно  Средний:при сравнении двух групп предметов пользуется приемом приложения с помощью взрослого. Низкий: при сравнении двух групп предметов приемом приложения не пользуется, не проявляет интерес к сравнению.
Умение выстроить сериационный ряд по размеру предмета.   Высокий:выстраивает сериационный ряд самостоятельно, называет самый большой и самый маленький предмет. Средний:выстраивает сериационный ряд с помощью взрослого, называет самый большой и самый маленький предмет. Низкий:не выстраивает сериационный ряд, не проявляет интерес.

Диагностические задания,разработанные В.П.Новиковой.

Первая серия эксперимента.

Задание 1.

Цель: определитьумение детей сравнивать «на глаз» два предмета по длине.

Материал: 2 ленты разной длины.

Ход задания: Выбрать « на глаз » самую длинную, самую короткую.

Задание 2.

Цель: определитьумение детей сравнивать «на глаз» два предмета по ширине.

Материал: широкая и узкая бумажные полоски одинаковой длины синего цвета (река и ручеек), а также игрушечные лодочка и кораблик.

Ход задания: Поставить кораблик на широкую полоску, а лодочку – на узкую. Вопросы:

-На какой полоске стоит кораблик? Лодочка?

-Можно ли поставить кораблик на узкую полоску?

-Если нельзя, то почему?

Задание 3.

Цель: определитьумение детей сравнивать «на глаз» два предмета по высоте.

Материал: сделанные из конструктора 2 игрушечных домика (высокий и низкий), 2 елочки (разные по высоте).

Ход задания: Детям предлагается рядом с высоким домом поставить высокую елку, а рядом с низким – низкую.

Задаются вопросы:

-Какие по высоте дома? Елки?

-Какой дом выше? Какой ниже?

-Какая елка выше? Какая ниже?

Вторая серия эксперимента.

Задание 4.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по длине, установить умение использовать прием наложения.

Материал: 2 ленты: длинная и короткая.

Ход задания: Детям предлагается найти длинную и короткую ленту.

Задаются вопросы: какая лента длинная? Какая короткая? Какая лента длиннее? Какая короче? Как ты узнал?

Задание 5.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по ширине, установить умение использовать прием наложения.

Материал: 2 ленты: широкая и узкая.

Ход задания: Детям предлагается найти широкую и узкую ленты.

Задаются вопросы: какая лента широкая? Какая узкая? Какая лента шире? Какая уже? Как ты узнал?

Третья серия эксперимента.

Задание 6.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по длине, установить умение использовать прием приложения.

Материал: детали конструктора типа «Лего», а также игрушки: медвежонок и зайчонок.

Ход задания: Детям предлагается сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания мы просим ребенка на длинную дорожку поставить медвежонка, а на короткую – зайчонка. Задаются вопросы: по какой дорожке идет медвежонок? А по какой зайчонок? А как проверить: какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине?

Задание 7.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по ширине, установить умение использовать прием приложения.

Материал: домик с вырезанной дверью и две двери разного размера: шире и уже, фигурки зайчиков.

Ход задания: Ребенку предлагается домик и две двери. Игровая ситуация: в домике живут зайчики. Зайчики гуляют по лесу и весело прыгают. Но вдруг появляется волк. Испугались зайчики и спрятались в свои домики. Они просят спасти их от волка – закрыть двери так, чтобы он не смог проникнуть в дом.

Затем ребенок отвечает на вопросы:

-Почему ты выбрал эту дверь?

-Почему другая дверь не подошла?

-Какая дверь шире? Какая уже?

-Если бы ты взял другую дверь, чтобы случилось с зайчатами?

Задание 8.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по высоте, установить умение использовать прием приложения.

Материал: 2 елочкиразной высоты.

Ход задания: Ребенку предлагается сравнить елочки по высоте.

-Какие елочки по высоте?

Какая елочка выше? А какая ниже?

Четвертая серия эксперимента.

Задание 9.

Цель: выявить у детей умение сравнивать 2 группы предметов по длине, установить умение использовать прием наложения.

Материал: 2 плоских колбаски из пластилина (длинная и короткая), клеенка.

Ход задания: Воспитатель просит ребенка сделатьтакие же колбаски.Выяснить, какой длины колбаски. У кого колбаски длиннее, у кого короче?

Ребенок накладывает одну колбаску на другую и определяет какие они по длине.

Задание 10.

Цель: выявить у детей умение сравнивать 2 группы предметов по длине, установить умение использовать прием приложения.

Материал:. 4 зеленых и 5 красных шариков.

Ход задания: Воспитатель кладет 4 зеленых шарика в ряд. Предлагает ребенку положить 5 красных шариков.

Вопросы:

-Дорожка из каких шариков длиннее?

-Из каких короче? А как ты узнал?

Пятая серия эксперимента.

Задание 11.

Цель: Выявить умение выстроить сериационный ряд по размеру предмета (по высоте).

Материал: Картинки с изображением елочек разной высоты (5 шт).

Ход задания: Воспитатель предлагает детям разложить елочки от самой маленькой до самой большой.

Вопросы:

-Почему ты так думаешь? Какая елочка самая маленькая? Какая самая большая?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: