Изображение Благодатного Служения Божией Матери в Церкви

       Ближайшее материнское отношение Пресвятой Богородицы к воплотившемуся из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни соделали Ее Посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церкви Христовой.

       Богоматернее служение спасению людей вселенского значения и мировой широты [1]. Чрез Нее мы всынились Богу Отцу Духом Христовым [2]. Всеблагословенная, введшая в мир великое Солнце, приняла на Себя особое служение человечеству [3]. Она соучаствует Христу в возвращении людям древнего благородства и райской сладости [4], в воссиянии им благословения и упразднении клятвы, тяготеющей над нераскаянными грешниками [5].

       Владыка Господь во Всенепорочной изливает миру мысленный океан благодати, райский живоносный источник благ, миро исцелений и душевных укреплений [6].

       Изначальное Евино прельщение отвратило людей от Бога. Божия Матерь опять приводит прельщенных к Богу [7], развязывая в них связи грехом и украшая человеческое естество свободой во Христе [8]. Чрез Нее непрерывно продолжается примирение грешных с Богом и освобождение от ужасной тяготы осуждения за грехи [9]. Пучины Ее милости удостаиваются все, плавающие по многопечальному морю жизни, но не теряющие веры во Христа [10]. Пресвятая Богородица после Христа и во Христе — основание спасения людей [11], Родившая Бога милует мир Его [12].

       Как Матерь Господа Спасителя, высшая всех ангелов и святых людей, Госпожа и Владычица твари есть единственное по силе утешение всего верующего во Христа человечества и во все века его бытия [13]. Господь даровал Ей Божественное величие и державу крепости [14]. Она — Первосвятая и Святейшая всех святых, всенепорочная, всепречистая, всепетая, благословенная и всеблаженная [15], гнездо Небесного Орла, тихая, незлобивая Голубица, кроткая, чистая Горлица [16], Умилостивительница правды Божией, Пременительница праведного Божиего гнева на милость. Самое видение лучезарного лика Благодатной и преславной Богородицы Марии ангелам сладостно, людям спасительно, демонам страшно [17]. Бесовские полки ужасаются и трепещут призывания Пречистой [18]. Для бесов — Она — язва [19].

       Родившая Украсителя неба светилами и Божественный Огонь превышает самых огненных ангелов сиянием славы, красотою и светлостью чистоты. Ни ангельские языки, ни бесчисленные уста людей — песнопевцев из всех родов земных не могут воздать подобающей хвалы Высшей небес и чистейшей солнечных светлостей, Дщери Безначального Отца, Невесте Святого Духа и Матери Бога Слова [20]. Весь мир пребывает под долгом благодарения и православной хвалы Ее благодати [21] и безмерной любви Ее к Богу и людям [22].

       Богослужебные молитвы и песнопения восхваляют Пречистую Богородицу и Матерь Света чаще всего за:

 

1. Излияние Божией благодати на членов Церкви Христовой,

2. Привлечение уповающих на Нее грешников к покаянию и

3. Избавление их от земных бед и вечной гибели.

 

1.

       Благодать есть невещественная сила существа Божия. Мысленный свет, исходящий от Троичного Божества.

       Божия Матерь есть первая нетленная Светоприемница благодати у престола Божия и световидный храм Божественной Славы. Вся светоносная Матерь воплощенного Бога Слова изливает на всех молящихся Ей благодатное Богоматернее просвещение. Облечение верующих во светоносную одежду благодати представляет возочищение в них благодати св. таинств Церкви, угашаемой их грехами [23]. Божию Матерь св. Церковь глубокомысленно называет “блистающим умом, жилищем света и светоносной Дверью благодати” [24]. Силою света Божия Она, как небесной манной и живой водой, кормит и поит духовно голодных и жаждущих [25] и вдыхает в них благоухание благодати [26]. Говоря литургическим языком, посредством Ее световождения и светоизлияния в омраченных греховностью душах восходит свет Солнца славы Христа [27] и обновляется [28].

       Пресвятая Богородица благословениями светлейшего Христова света радует весь человеческий род во вселенной [29].

 

2.

       По Ее молитвам, невидимые телесно, но ощутительные сердечно светоозарения благодати Христовой возбуждают у прибегающих к Ее помощи прежде всего дух покаяния [30].

       Поэтому в богослужебных молитвах и песнопениях многократно исповедуется та истина, что Пресвятая Богородица отверзает покрытым грехами людям светозарные двери покаяния, показывает входы в волю Божию и подает стенания, душевные слезы и постоянное умиление [31]. В этом смысле Она — мост к Богу, врата спасения, [32] успокоение и утешение грешных [33], Подательница их осужденному естеству прежней красоты [34]. Ей присуща власть и дерзновение отверзать кающимся беспредельную пучину Божией благости. Чрез Нее Господь являет множество милости грешным [35] и умиротворяет их дух [36] прощением грехов [37].

       Ввиду великой помощи отчужденным от сладости жизни в Боге Божия Матерь есть переплавляющее Горнило грешного человеческого существа [38], Сокровище благодатного воскресения неготовых к смерти [39], возвращение их ко благочестию и духовной высоте [40].

       Нет греха у людей, побеждающего благодать Божией Матери. По Своему Матернему дерзновению пред Сыном Божиим Она удостаивает Божиего милосердия даже немилостивых нравом, но сокрушающихся о своей черствости, и все может творить людям в помощь [41].

 

3.

       Сын Божий, как Всеблагий и Человеколюбивый, даровал миру в Пресвятой Богородице Великую Помощницу к избавлению от земных бед и вечной гибели [42]. Ее покров крепок, изменение напастей непреложно, освобождение от мучений быстро [43], облегчение человеческих страданий постоянно [44]. Дивная, светлая и бодрая Заступница христиан [45], в защите их от горя и несчастий есть подлинно “Нерушимая стена” [46]. Людям, усердно молящимся Ей, Господь не попускает гибнуть, но чудными путями Своего Промышления приводит их ко спасению [47].

       Изложенные литургические мысли о Богоматернем служении в земной Церкви можно обобщить в форме следующих положений:

 

1. Богоматерь соучаствует Христу Спасителю в примирении с Богом кающихся грешников и даровании им благословения Божия;

2. Действует Христовою силою;

3. Ее светоозарения возгревают угасающую в грешниках благодать св. таинств;

4. Влагают в естественные усилия раскаяться благодать умиления и плача;

5. Смягчают и устраняют от людей скорби и бедствия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: