Стратегия развития туризма Российской Федерации

Содержание

Введение. 3

1.1.Государственная политика в сфере туризма. 7

1.2.Стратегия развития туризма Российской Федерации. 7

1.3.Система статистики туризма Российской Федерации. 10

1.4.Позиционирование г. Иркутска на туристском рынке России. 13

Выводы по 1 главе. 18

2. Модель оценки туристского потенциала города Иркутска. 19

2.1.Предприятия оказывающие услуги для туристов в г. Иркутске. 20

2.2. Расчеты туристского потока в г. Иркутск. 21

2.3. Расчеты объема туристского рынка г. Иркутска. 23

3. Мониторинг предприятий оказывающих услуги для туристов. 25

3.1.Предприятия общественного питания. 29

3.2. Инфраструктура туристского транспорта города Иркутска. 33

4. Оценка занятости в экономике Иркутска от прямых трат туристов. 38

4.1 Оценка прямого вклада туризма в экономику города Иркутска. 41

4.2.Оценка косвенного вклада туризма в экономику. 42

5.Результаты мониторинга предприятий оказывающих услуги для туристов. 44

6. Состояние межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма. 46

7. Предложения по результатам мониторинга для развития туристско-рекреационного комплекса Иркутска. 52

Приложения. 54

 



Введение

Данная научно-исследовательская работа выполняется во исполнение договора № 010-64-1342/8 от 5 июня 2008 года с администрацией города Иркутска в целях поддержки развития индустрии туризма в городе.

В соответствии с разрабатываемой Правительством Российской Федерации Концепции   долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, 2008 год является годом проведения планировочных и проектных работ для выявления местных «Точек роста», которые смогут обеспечить устойчивое инновационное социально-ориентированное развитие территорий. Туризм признан стратегическим приоритетом развития Иркутска на среднесрочную перспективу.

Задачи мониторинга представлены ниже:

1. Составление реестра компаний, осуществляющих туроператорскую, турагентскую деятельность, услуг гостиниц, предприятий общественного питания, специализированных предприятий транспорта и досуга, и выборка статистических показателей, характеризирующий данный сектор экономики.

2. Формирование системы оценки показателей ежегодного туристического потока города Иркутска на основе официальных статистических данных коллективных средств размещения различных типов транспортных компаний и официальных государственных организаций.

3. Оценка прямого и косвенного дохода от сферы туризма в экономику г. Иркутска на основе анализа полученных данных в ходе настоящего исследования.

4. Выявление и анализ факторов, затрудняющих устойчивое развитие отрасли в городе (выявление проблем, характерных для развития туристко-рекреационного комплекса и обоснования решений)
1.Туризм как система институционных понятий.

 

Туризм, как система институционных понятий и определений в рамках спроса и предложения представлена на рис.1

Рис.1 Туризм как система статистических понятий и определений

 

Согласно схеме на рисунке 2 туризм подразделяется на типы и категории.

Существуют три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают: международный, национальный и туризм внутри страны (рис.4)

Рис.2. Типы и категории туризма

Туризм внутренний - путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней.

Туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну.

Туризм въездной - путешествия по России лиц, проживающих постоянно в других странах.

В настоящее время в России туристский бизнес развива­ется с преимущественной ориентацией на выезд.

Большин­ство действующих в России туристских фирм предпочита­ют заниматься отправкой своих сограждан за границу. Та­ким образом, действующая модель выездного туризма обеспечивает мощный канал вывоза капитала из России, со­здание новых рабочих мест за рубежом. Этот процесс мож­но проследить по результатам статистических данных Все­мирной туристской организации (ВТО), которые дают пред­ставление о развитии выездного туризма не только в данный момент, но и в перспективе.

Эксперты ВТО представили концепции, дефиниции и классификации, используемые в статистике туризма. Ключевым понятием и основной единицей учета является посетитель - путешествующее лицо, выезжающее за пре­делы своей обычной среды на срок менее года с любой це­лью, кроме занятия профессиональной деятельностью, оп­лачиваемой в посещаемом месте (в стране). Главными критериями выделения посетителей из совокупности путешественников является смена обычной среды, цель и продолжительность поездки.

Различают две категории посетителей: туристы, кочующие посетители и однодневные посетители. Не относятся к посетителям и не учитываются в статистике туризма иностранные рабочие, кочевники, бродяги, беженцы, военнослужащие иностранных армий, работники консульской и дипломатической служб.

Наиболее распространенными группировочными признаками являются цель поездки, продолжительность пребывания, постоянное место жительство, место назначения, виды используемого транспорта и средства размещения, а так же пол, возраст, образовательный уровень и степень экономической активности посетителей.

Международной статистикой предусматривается следующая классификация по целям поездок: служебные или деловые поездки; с целью туризма; частные; обслуживание на транспорте.

Кроме того, классификация ведется по странам выезда, например, российских, и въезда иностранных граждан с детализацией по целям поездок. Наибольшее внимание уделяется поездкам с целью туризма.

Производится также перспективный анализ развития международного туризма по каждой стране в виде оценки наиболее вероятной ситуации развития туризма. Расчеты ведутся специалистами ВТО на основе прогнозных турист­ских карт.

 1.1.Государственная политика в сфере туризма

   В разделе Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года развития Регионального развития отмечается, что реализация экономического потенциала Восточно-Сибирского экономического региона требует масштабного развития транспортной инфраструктуры: железнодорожного транспорта, обеспечивающего транзит как между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, так и внутри страны; Северного морского пути для завоза грузов, необходимого для жизнеобеспечения населения арктического побережья, обустройства пограничных переходов на границе с Монголией.

Базовым направлением государственной политики должна также стать инфраструктурная поддержка развития крупных городских агломераций Восточно-Сибирского экономического региона (Красноярск, Иркутск) и Байкальской туристической зоны (Республика Бурятия, Иркутская область) как основных центров несырьевой модернизации на территории экономического региона.

В этой связи, развитие Восточно-Сибирского экономического региона связано с созданием государством экономических условий для реализации стратегически значимых и высокозатратных ресурсных проектов и поддержкой миграционных процессов с развитием городов, интегрирующих территорию и систему расселения.

   Реализация этих приоритетов позволит обеспечить темпы роста ВРП в макрорегионе относительно уровня 2007 года - 120% в 2010 году, 142-150% в 2015 году, 175-200% в 2020 году.

    Задача удвоения ВРП к 2020 году, задает тренд планирования  роста объема всех видов экономической деятельности не менее 7% в год.

 


Стратегия развития туризма Российской Федерации

Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2015 года, принятая 6 мая 2008 года приказом № 59 Федерального агентства по туризму, рекомендует региональными местным властям обеспечить устойчивое развитие туризма на территориях.

 Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

    Под Стратегией развития туризма в Российской Федерации понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране Приложение №7.

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2%, во Франции – 4,1% и 10,9%, в Хорватии – 8,5% и 19,0%, в Великобритании – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:

- регионы с высоким уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;

- регионы со средним уровнем развития туристского продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ

Иркутск, как столица Иркутской области входит в территории со средним развитием инфраструктуры туризма и предложения турпродукта.

В экономическом плане город, как часть Иркутской области, также входит в число территорий со средним уровнем экономического развития, рассчитанным по 12 показателям - индикаторам территориального развития: объему производства ВРП на душу населения с учетом внутрироссийского паритета покупательной способности (ППС), объему инвестиций в основной капитал региона на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения, финансовой обеспеченности региона с учетом ППС, уровню развития предпринимательства, уровню регистрируемой безработицы (к экономически активному населению), покупательной способности населения, доле населения с доходами ниже прожиточного уровня, уровню потребления, объему основных фондов (с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения, плотности автодорог с твердым покрытием (с учетом плотности населения) и уровню развития социальной инфраструктуры. Уровень экономического развития также обеспечивает развитие отраслей направленных на повышение качества жизни, к которым относится и туризм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: