Экологические аспекты эксплуатации самоходной техники

Беларусь, сегодня сталкивается с серьезными экологическими проблемами. На территории городов сосредоточено большое количество промышленных предприятий, чрезвычайно развиты транспортно- дорожный, коммунальный, строительный комплексы, и этим обусловлен стабильный рост парка специализированной техники для их обслуживания

Сегодня в Беларуси в различных областях городского хозяйства эксплуатируются свыше 50 тыс. строительно-дорожных, коммунальных и иных самоходных машин. Средний возраст используемых транспортных средств приблизился к своему предельному сроку эксплуатации (8-10 лет), а более 30% техники полностью выработали свой ресурс и применяются в состоянии, близком к аварийному. Данный аспект негативно сказывается на позициях, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и окружающей среды, а также влияет на загрязненность воздушного пространства. Большая мощность двигателей самоходной техники, загруженные режимы работы, в которых эксплуатируется транспорт, сочетаются со сравнительно низкими экологическими характеристиками средств. Объем выбросов вредных веществ от этой техники несопоставим с выбросами, например, от всего дизельного грузового транспорта, эксплуатирующегося в городе.

Самоходная техника как источник тепловых, газовых, шумовых, вибрационных и других загрязнений.

Специфической особенностью самоходной техники является огромное разнообразие конструкций моделей и их версий. В настоящее время в зарегистрировано более 150 типов машин и 4 000 различных марок:

экскаваторы - около 600 марок;

погрузчики - более 700 марок;

автогрейдеры - около 75 марок;

катки - более 250 марок;

асфальтоукладчики - 76 марок;

прицепные компрессоры и сварочные агрегаты - более 400 марок и проч.

 

Более 90% самоходных машин оборудованы дизельными двигателями мощностью от 40 до 800 л. с., это энергонасыщенные силовые установки, предназначенные для тяжелых работ в течение длительного времени.

Вместимость автомобиля в среднем 7-10 л масла, тогда как емкость экскаватора, например, около 400 л, а размеры утечек и потерь масел на угар превышают в сотни раз соответствующие значения, характерные для автомобиля.

Установлено, что удельный расход топлива двигателями тракторов ДТ-75М и МТЗ- 80 к пятому году эксплуатации возрастает на 20-25%, к десятому году - на 40%. Износ дизелей в процессе эксплуатации вызывает резкое ухудшение и без того невысоких экологических показателей. Наиболее значительную долю вредных веществ в отработавших газах дизельных двигателей составляют частицы углерода или сажа, которые визуально проявляются как дымность.

Предварительные расчеты показывают, что число вредных выбросов строительной и дорожной техники в Беларуси превышает 68 тыс. т в год. Полученные данные являются ориентировочными и не учитывают:

влияние технического состояния парка самоходных машин;

режимов работы, характерных для самоходной техники;

концентрацию строительной техники на объектах;

уровень технической культуры в сфере эксплуатации самоходных машин и др.

С учетом перечисленных факторов полученные оценочные значения могут увеличиться, как минимум, в 1,5- 2 раза.

Анализ акустического режима в городе показал, что основными источниками нарушения тишины являются средства механизации строительства и коммунально-уборочная техника. Специфика эксплуатации самоходных средств накладывает особую ответственность на деятельность инженеровинспекторов Белгостехнадзора. Сотрудники рассматривают экологические аспекты работы машин с позиций комплексного подхода, составными компонентами которого являются, прежде всего, техническое состояние, квалификация операторов, состояние системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: