Первый - «натурфилософский»

Первый этап развития науки носит название «доклассический», или «натурфилософский» и соответствует понятию «протонаука». Его характерными чертами являются - накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Этот синтез философских и умозрительных натуралистских идей восполнял неразвитость естествознания в области точных и теоретических знаний о природе. Такой подход получил название «натурфилософского». Натурфилософия (от лат. «natura» – природа) или философия природы была первой в истории человечества формой существования научного знания. Она характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Философии – в её натурфилософской форме – отводилась роль «науки наук», «царицы наук», т. к. она в тот период включала совокупность всех человеческих знаний об окружающем мире, а конкретные науки, существовавшие лишь в зародыше, являлись её составными частями. Натурфилософское понимание мира содержало много вымышленного, фантастического, далёкого от действительного понимания сути вещей. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное её существование объясняется рядом неизбежных культурно-исторических обстоятельств. Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) ещё практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки. Отрывочное опытное знание об объектах, явлениях природы, натурфилософия восполняла своими умозрительными, но целостными представлениями о мире. В этих представлениях неизвестные ещё науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, теплород, электрическая жидкость, эфир и т.п.). Характеризуя натурфилософию, Фридрих Энгельс писал, что «ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но немало также было наговорено и вздора».

Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития, был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т.е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, потребность в натурфилософии потеряла всякое историческое оправдание. По словам Энгельса, в XIX веке «натурфилософии пришёл конец. Всякая попытка воскресить её не только была бы излишней, а была бы шагом назад». Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, также как и различные отрасли науки, более определённо разграничили предметные области своего исследования. В рамках натурфилософии произошло появление и зарождение научных знаний, которые связывают с Древней Грецией VII–VI веков до н.э. Именно в этот период в знаниях, накопленных греками, проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе, как о становящейся науке или протонауке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций по получению этого знания. Именно в Греции появляются первые научные программы, существенно связанные со всей спецификой древнегреческой цивилизации и культуры, возникают такие формы познавательной деятельности, как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация. Но решительный отказ от практической деятельности в древнегреческой науке имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания, что закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, являющегося характерной чертой современной точной науки. Тем не менее, древнегреческую натурфилософию можно относить к становящейся науке, так как был очерчен предмет, существовали свои методы изучения и способы логического доказательства. Первыми научными программами античности стали: математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном, Евклидом; учение атомизма (Левкипп, Демокрит). Атомизм является первой физической программой. Программа Аристотеля в области физики, математики, астрономии, биологии, психологии.

В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философское учение о Боге). В этой ситуации наука становится средством решения чисто практических религиозных задач (к примеру, арифметика и астрономия были заняты вычислением дат религиозных праздников). В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия, которые представляли собой промежуточное звено между практическим ремеслом и натурфилософией, и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: