Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
1. Сущность и характеристика эффективного менеджмента в зарубежной практике
1.1. Основное содержание понятия «эффективный менеджмент», его отличия от традиционного понимания управления. 6
1.2. Образ эффективного менеджера и предъявляемые к нему требования. 12
2. Организация труда эффективного менеджера
2.1.Принцип Парето, АБВ-анализ, принцип Эйзенхауэра. 28
2.2. Приемы, применяемые выдающимися менеджерами (Ли Якокка, Генри Форд, Лейл Лаундес) 35
Заключение. 50
Список литературы.. 52
Введение
Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований. Присуще людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Управление зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является из ее важнейших факторов.
|
|
Различия в структуре организации, в особенности их функционирования накладывают очень существенный отпечаток на управленческую деятельность, а в ряде случаев и оказывают на нее определяющее влияние. Кроме того, деятельность руководителя, ее психологические особенности зависят не только от типа организационной структуры, но и от его иерархического места в этой структуре.
В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.
Психология управления, изучая структуру, специфику и особенности управленческой деятельности, показывает пути и средства превращения ее в эффективный инструмент решения разнообразных менеджерских задач. Это значит уметь наиболее эффективным образом организовывать каждый ее компонент. Ежедневно менеджер сталкивается с таким большим количеством проблем, дел, задач, которое сравнимо разве что с бурным потоком, и в нем можно утонуть, потерять ориентиры или просто запутаться. А поскольку проблемы и непредвиденные ситуации имеют свойство возникать в самое неподходящее время, то менеджеру необходимо упорядочивать свои действия. В появлении проблем и неожиданных ситуаций никакой системы нет, но можно упорядочить, систематизировать (и даже алгоритмизировать, то есть свести до уровня навыка) способы решения проблем. Каждый менеджер старается это сделать: он наводит порядок на своем столе и составляет для себя распорядок рабочего дня и старается следовать ему. Однако такое, преимущественно внешнее упорядочивание дел не всегда срабатывает. Потому что внешняя упорядоченность только тогда становится реальным порядком, когда основывается на упорядоченности внутренней, является ее результатом. Менеджер призван создавать порядок из хаоса. Это, конечно, требует усилий. А также — и времени. Это отнимает силы. Так что проблема внешнего порядка и внутренней систематизации есть проблема цены, которую мы платим за то, что делаем. Овладение собственной деятельностью, или, как говорят психологи, превращение себя в субъект деятельности, есть овладение каждым ее психологически значимым компонентом. А для того чтобы овладеть каждым компонентом своей деятельности, нужно знать и эти компоненты, и психологическую структуру деятельности вообще, и управленческой деятельности в частности.
|
|
Упорядочить управленческую деятельность, стать ее субъектом — значит, организовать и безошибочно реализовать каждый из этих компонентов.
Цель данной работы – рассмотреть условия эффективности деятельности менеджера в зарубежной практике.
Объект исследования – современный менеджмент.
Предмет исследования – анализ условий и приемов эффективных менеджеров.
Задачи:
- изучить сущность и характеристику эффективного менеджмента в зарубежной практике;
- выявить содержание труда эффективного менеджера.
- Рассмотреть опыт наиболее выдающихся менеджеров, описать их приемы и сгруппировать их по смыслу.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников.
Сущность и характеристика эффективного менеджмента в зарубежной практике
Основное содержание понятия «эффективный менеджмент», его отличия от традиционного понимания управления
За последние годы в России были опубликованы работы о новейших достижениях в сфере менеджмента — управления производством в США, Японии, Швеции, Финляндии, Англии. Однако большой зарубежный опыт в области менеджмента в основном остается невостребованным из-за значительного опережения отечественного уровня управления предприятием. Руководители средних и малых предприятий, занимающиеся малым бизнесом, сталкиваются в своей практической деятельности с множеством проблем, одной из которых является недостаток знаний в области менеджмента.
Что же собой представляет менеджмент? Каковы его отличительные черты, содержание и задачи? Одни авторы рассматривают менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых в странах с рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей [3, С.8]. Другие к толкованиям менеджмента относят: способ, манеру общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки; искусство повлиять на события [6, С.10]. Третьи утверждают, что менеджмент — это элемент современной человеческой культуры, включающий в себя традиции, историю, концепции, институты, практику, направленные на управление человеческой деятельностью.
Каждое из приведенных толкований менеджмента затрагивает какое-то направление, его сферу деятельности в той или иной области науки управления, однако не дает исчерпывающего определения сути менеджмента. И это вполне объяснимо.
Дело в том, что инженер-производственник менеджмент понимает применительно к своей сфере деятельности и непременно отметит, что менеджмент — это умелое использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов на предприятиях. Работник торговли рассматривает менеджмент как изучение проблем рынка, успешную реализацию товара и получение при этом высокой прибыли. Научный работник скажет, что менеджмент — это умелое использование человеческого фактора в работе, совокупность моральных, материальных и социально-психологических факторов при достижении поставленных целей. И каждый из них по-своему будет прав.
|
|
По нашему мнению, в самом общем виде под менеджментом следует понимать комплекс знаний, накопленных наукой управления, умело используемых на практике и позволяющих менеджеру и его сотрудникам получать наиболее высокую эффективность в работе и прибыль. К отличительным чертам менеджмента относятся: ориентация на человека, на потребителя, на рынок, постоянное совершенствование системы управления организации.
Сегодня перед каждым предприятием, независимо от форм его собственности, перед каждым руководителем стоят принципиально новые задачи. Необходимо четко представлять возможности и особенности функционирования современных акционерных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью, малых предприятий, знать, как управлять ими успешно.
Ф. У. Тейлор — признанный родоначальник менеджмента — считал, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника. Изучение менеджмента предоставляет возможность научиться управлять более успешно, совершенствовать действующую систему управления. Перестройка финансово-кредитной системы и формирование рынка ценных бумаг требует от руководителя соответствующих знаний и правил деятельности в этой сфере. Изучение менеджмента позволяет лучше использовать свои знания и в этой области.
В условиях рынка современному руководителю следует по-новому строить отношения со своими подчиненными. Наряду с административными методами хозяйствования все чаще используется человеческий фактор с ориентацией на конкретного человека. По иному строятся отношения и с партнерами, конкурентами, внешним окружением. Основными разделами менеджмента являются: организация, мотивация, коммуникации, управление конфликтами, модели и методы принятия решений, менеджмент персонала и самоменеджмент. Они получили название основных результатов по критерию всеобщности, поскольку соответствующие проблемы возникают при управлении любой организацией — независимо от того, какая у нее структура, какой продукт она выпускает, сколько в ней работает людей и т. д. В схематическом виде основные разделы менеджмента представлены на рис. 1.
|
|
Рис. 1.Предмет и основные разделы современного менеджмента
Менеджмент приобрел статус науки только в конце XIX века. В нем оформились самостоятельные школы управления, которые акцентировали свое внимание на различных аспектах управленческой деятельности. Однако все направления в менеджменте, пусть и в разной степени, рассматривают функции управления.
Даже простое перечисление основных разделов менеджмента показывает, что эта наука является интегративной, т. е. многоотраслевой, разноплановой. Если добавить сюда более специальные отрасли (экономические, правовые, финансово-банковские аспекты менеджмента), то получится настоящий конгломерат целого ряда наук, систематизированный под углом зрения эффективного управления. Это обстоятельство является главной причиной того, что существует много определений и толкований менеджмента как науки: от сведения менеджмента исключительно к рыночным механизмам и экономическим закономерностям до замены его рассмотрением психологических проблем управления. Современные подходы к менеджменту характеризуют его, прежде всего, как тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики. В зависимости от того, что является приоритетным в средствах управления, выделяют такие виды управления, как командно-административное управление, экономическое управление, социально-экономическое управление (человеческий фактор), технократическое управление. Кроме того, менеджмент традиционно рассматривается в четырех основных аспектах, которые тесно взаимосвязаны между собой: менеджмент как область научного знания (тогда в нем выделяются предмет, разделы, виды, объект и субъект управления и т. д.); менеджмент как особый вид профессиональной деятельности (говорят о специфике управленческого труда, его отличиях от работы специалистов-исполнителей, менеджмент в различных отраслях народного хозяйства и т. д.); менеджмент как определенный социально-профессиональный слой, группа в современных организациях и общества в целом (описывают их роль в достижении организацией своих целей, социальные установки и развитие карьеры для представителей данной группы и т. д.); менеджмент как комплекс учебных дисциплин (приводят образовательные стандарты, учебные планы и программы и т. д.)
Люди, реализующие процесс управления организацией, отчасти действуют интуитивно, отчасти опираясь на имеющийся запас знаний по менеджменту, — это менеджеры или управляющие. Часто эти два понятия полностью отождествляют, однако они имеют различные смысловые оттенки. Если понятие «управляющий» относится, прежде всего, к должностному лицу, занимающему определенную ступень в управленческой иерархии, то менеджер — это такой руководитель, который прошел специальную подготовку в области менеджмента и в ряде важнейших сопутствующих дисциплин. В мировой практике сложился своеобразный стандарт на перечень дисциплин, подлежащих обязательному включению в учебные программы подготовки менеджеров:
- учет (эккаунтинг). Сюда входят такие предметы, как современный бухгалтерский учет, анализ финансовой деятельности и основы аудита;
- маркетологический цикл, включающий методы изучения и прогнозирования запросов потребителей, определения наиболее эффективных форм и методов сбыта продукции, формирования спроса у потребителей на новые товары и услуги;
- хозяйственное право и арбитраж. При помощи дисциплин этого цикла будущие менеджеры изучают правовые основы своей деятельности, а также юридические средства разрешения спорных вопросов;
- собственно менеджмент, представленный своими основными разделами, которые преподаются с использованием упражнений и других активных форм обучения;
- управление операциями, где рассматриваются способы календарного планирования, составления оптимального графика работ, процедуры эффективного контроля;
- компьютерные науки, изучение которых во многом изменяет и совершенствует труд руководителя.
Кроме того, понятие «менеджмент» используется в литературе преимущественно для описания закономерностей эффективного управления в сфере частного предпринимательства или бизнеса. За управлением в сфере государственных и муниципальных органов закрепилось другое название — «администрирование» [10, С.34]. Существует множество определений менеджера. Я считаю, что менеджер это прежде всего, тот человек который умеет правильную манеру общаться с людьми, умеет эффективно управлять и правильно ставить перед собой задачи. Основная функция менеджера – это умение достигать поставленных целей
Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером я считаю, надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. Каждый менеджер для эффективного управления должен знать очень хорошо своих подчиненных, изучив, их менеджер сможет лучше понимать своих коллег, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.
Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других.
Многие менеджеры терпят неудачу лишь потому, что не научились рационально использовать свое время, не сумели правильно определить цели, на которые следовало сосредоточить всю деятельность организации.
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для коллективной деятельности, или, иначе говоря, те которые являлись для коллектива ценностями. Менеджер, он, прежде всего человек. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.
1.2. Образ эффективного менеджера и предъявляемые к нему требования
Профессия менеджера многопланова. В зависимости от доминирующих функций, должностного ранга квалификационные характеристики будут разными.
Попробуем охарактеризовать некоторые функциональные роли менеджера высшего звена.
• Организатор. От него ожидают, прежде всего, компетентности в технологических вопросах, умения проявлять инициативу, активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее перспективные сферы.
• Инноватор. Эффективность труда порой проще повысить на базе новой техники или технологии, чем постоянно ремонтировать старую. Поэтому от инноватора требуются способности внедрять новые технологии мирового уровня.
• Кадровик. В его обязанности входит знание индивидуальных особенностей своих подчиненных, прогноз выполнения поручаемой им работы. Сегодня требуется умение подбирать работников с учетом психологической совместимости по принципу команды.
• Дипломат. Среди характерных умений дипломата способность ведения принципиальных переговоров. Поэтому менеджеры высшего звена так много времени тратят на установление и поддержание внешних связей.
Как всякому человеку, менеджеру присущи характер и темперамент. Эти личностные особенности, как правило, определяют стиль и тип руководства. Для определения последнего Р.Блэйк и Д.Моутон предложили двумерную матрицу. Они выделили 5 типов менеджеров.
• Диктатор. Полностью ориентирован на производство, работникам уделяет мало внимания. Жесткий курс администратора-автократа. Работа в таких условиях сковывает инициативу подчиненных, не приносит им творческого удовлетворения.
• Либерал. Главная ориентация создание благоприятного психологического климата в коллективе. Эффективность труда определяется уровнем развития группы. Работникам это нравится. Но, зачастую, весь пыл уходит в дебаты.
• Пессимист. Его девиз: Само собой сделается! Некомпетентный, слабый администратор, разваливающий дело и коллектив.
• Демократ. Самый продуктивный тип, системно учитывающий нужды и производства, и людей. Важнейшая особенность устремленность к инновациям, развитию коллектива. Предприятие при таком менеджере, как правило, процветает. Но такое сочетание качеств редкость.
• Манипулятор. Менеджера этого типа удовлетворяет средняя эффективность производства. Он предпочитает не высовываться, ориентируется на типовые решения. В социальном плане манипулирование людьми.
Исходя из выше сказанного можно считать наиболее сильным типом менеджера-демократа, наиболее слабым пессимиста. Последним не рекомендуется профессионально заниматься менеджерской деятельностью. Практика работы менеджеров показывает, что у большинства из них в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта вырабатывается свой устойчивый тип и стиль. И лишь немногие способны его гибко менять в зависимости от ситуации.
Демократическая ориентация необходимое, но недостаточное условие для идеального менеджера. Вторым таким условием является наличие высокого лидерского потенциала.
Как известно, главная задача менеджера организовать дело, добиться эффективной коллективной работы, не прибегая при этом к властному принуждению. Сильный менеджер-демократ стремится сбалансировать интересы фирмы и работников. Для этого требуется своеобразный талант. Хотя трудно описать лидерство определенной формулой успеха. Некоторые обладают им от природы. Другие упорно ему обучаются. А третьи так и не постигают.
Каждый менеджер-профессионал формирует свой стиль лидерства. Например, один энергичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, надежен, сдержан в обещаниях. При этом они могут руководить с примерно равной эффективностью, вызывать доверие и добиваться быстрого и качественного выполнения работы.
Приведем семь характерных качеств, присущих менеджерам-лидерам.
• Сильная воля. Лидер способен преодолевать внутренние и внешние препятствия для достижения поставленных целей. Он обладает достаточной выносливостью, надежно работает в условиях перегрузок и стрессов. Он настойчив в делах и терпелив.
• Надежность. Лидер строго соблюдает возложенные на себя обязательства. На его слово можно положиться. Он психологически устойчив и уравновешен, умеет управлять своими эмоциями, не теряет деловых качеств в сложной ситуации. Не дает увлечь себя различного рода прожектами.
• Человеколюбие. Лидер заботится о своих подопечных, не прячется за дверью своего кабинета. Он отдает себе отчет в собственных недостатках, что делает его терпимее к слабостям других.
• Решительность. Лидер всегда готов принимать решения и действовать. При достаточной информации решение лежит на поверхности, значительно сложнее при цейтноте и неполноте информации. Требуется смелость, чтобы сознавать, что принятое решение может быть ошибочным.
• Честность. Быть честным по отношению к вышестоящему руководству значит, говорить нелицеприятные, но принципиальные суждения, по отношению к подчиненным хвалить, когда работа сделана хорошо, по отношению к себе вовремя признавать свои ошибки и менять планы.
• Честолюбие. Лидер радуется не только за себя, но и за достижения подчиненных. Он готов разделить их успех и неудачу, таким образом, он вдохновляет своим энтузиазмом и энергией.
• Уверенность в себе, но без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия отличительные черты настоящего лидера.
Менеджер-лидер дает своим подчиненным пример для подражания. Он удачно сочетает компетентность и интуицию при решении нетиповых задач. Образ современного менеджера неразрывно связан с его деловыми и личными качествами. Под деловыми качествами менеджера понимаются его глубокие знания в области организации бизнеса, труда, производства и управления, экономики, психологии, права, социологии, умение из множества решений оперативно находить наиболее оптимальное, добиваться четкой работы возглавляемого им коллектива в целях достижения эффективности производства и оказываемых услуг, получения при этом наибольшей прибыли.
Профессиональная деятельность менеджера характеризуется целым рядом специфических особенностей, знание которых является основой для эффективной реализации управленческих целей. Руководитель решает многообразные задачи, возникающие в ходе субъект-объектной деятельности управления, в ходе развертывания субъект-субъектных отношений [9, С.64]. Поэтому его профессиональная деятельность, разворачиваясь по своим законам, испытывает сильное влияние организационно-статусного окружения. Труд современного руководителя (управленческая деятельность) имеет целый ряд существенных особенностей, которые отличают его от трудовой деятельности непосредственных исполнителей. Это определяется, прежде всего, тем, что в основе профессиональной деятельности менеджера лежит постоянное воздействие на своих подчиненных для побуждения их к действиям, приводящим организацию к успеху. Другими словами, руководитель планирует, организует, мотивирует и контролирует подчиненных, несет ответственность за положение дел, но саму работу выполняют в основном подчиненные. Из этого следует, что управленческая деятельность опосредуется по отношению к результатам общеорганизационной (групповой) деятельности разнообразной деятельностью исполнителей. Очень точно об этом пишет Д.Н.Завалишина, рассматривая основные различия предметного мышления подчиненных и управленческого мышления руководителей: «В предметно-действенном и оперативном мышлении "субъект решения" и "субъект исполнения" совпадают, а в управленческом мышлении они различны» [Цит. по: 15, С.21].
Исходя из этого в сложной, многогранной деятельности менеджера выделяют три основных аспекта:
- институциональный аспект описывает как самих управляющих, так и тех, на кого направлены их управленческие воздействия. Другими словами, институциональный аспект отвечает на вопросы: «Кто управляет?» и «Кем управляют?»;
- процессуальный аспект отражает ход решения управленческих задач, процесс реализации функций управления, особенности стиля управления. Другими словами, процессуальный аспект управления направлен на исследование вопроса: «Как осуществляется управление?»;
- инструментальный аспект характеризуется теми организационными формами управления, которыми пользуются менеджеры для достижения поставленных целей (различные совещания, приказы, распоряжения, планы и графики, заслушивание отчетов, личные беседы и т. п.). Таким образом, инструментальный аспект содержит в себе ответ на вопрос: «Посредством чего осуществляется управление?».
При этом каждый из указанных аспектов менеджерского труда может быть детализирован в еще большей степени, рассмотрен во времени (со своими этапами), могут быть исследованы закономерные сочетания этих сторон. Очевидно, что управленческая деятельность представляет собой гораздо более сложный, насыщенный различными ситуациями, спрессованный во времени процесс, чем однообразная, узкоспециализированная деятельность исполняющего работника. Один из известнейших специалистов по изучению особенностей управленческого труда Генри Минцберг описывает его отличия следующим образом [12, С.51]: Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Р. X. Гест, согласно исследованиям, которого мастера выполняют в среднем 583 различные операции по управлению в день, замечает: «Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков-повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера».
К указанным Г. Минцбергом особенностям управленческого труда добавляется (особенно в наши дни) еще одна немаловажная черта — работа в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Неожиданно изменившееся законодательство, непредсказуемое поведение поставщиков и смежников, новые запросы потребителей, несоответствие квалификации персонала запросам новой ситуации. Это и многое другое заставляет современного менеджера работать, во-первых, приспосабливаясь к наметившимся тенденциям (особенно неблагоприятным), а во-вторых, находиться в состоянии постоянной готовности к возможным изменениям в ближайшем будущем. Вот что пишут об этой стороне управленческой деятельности английские консультанты по управлению М.Вудкок и Д.Фрэнсис [5, С.12]: Именно на управляющих всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач. Растущая изменчивость и враждебность жесткой внешней среды означает, что все организации в мире предъявляют все более высокие требования к своим руководителям. Так, в частности, они должны стать более умелыми с непредсказуемым будущим. Как заметил один наш друг: «Неизменно только постоянство изменений». Менеджеры должны развить в себе установки, способности и умения, которые позволяют им четко и эффективно осуществлять управление в наступающие годы.
На основании своего многолетнего опыта консультирования различных управляющих-практиков М.Вудкок и Д.Фрэнсис описали одиннадцать ограничений, препятствующих эффективному руководству. Одним из основных ограничений из этого списка авторы справедливо считают недостаточное понимание руководителем особенностей управленческого труда. Возвращаясь к необходимости работать в условиях неожиданно меняющейся внешней среды можно привести мнение крупнейшего специалиста по стратегическому управлению И. Ансоффа [2], который основное внимание уделяет анализу проблем управления в условиях, когда будущее не представляет собой продолжения нынешней ситуации. С учетом этого рассматривается цикл планирования предпринимательской деятельности, наиболее подходящий для мало предсказуемой логики развития дальнейших событий.
Следующей существенной характеристикой управленческого труда является постоянная необходимость взаимодействия с людьми. При этом взаимодействие осуществляется, прежде всего, с подчиненными (управленческое взаимодействие), оно направлено на организацию и стимулирование эффективной работы сотрудников. В управленческом взаимодействии руководитель реализует три основные функции (или стороны) [15, С.33-34]:
- выдача распорядительной информации (отдать распоряжение, указание, что-либо порекомендовать, посоветовать или высказать просьбу);
- получение обратной информации, позволяющей руководителю определить, насколько поняли его подчиненные, как обстоят дела с выполнением тех задач, которые были определенны в блоке распорядительной информации;
- выдача оценочной информации, при помощи которой до подчиненных доводятся оценки, суждения руководителя о том, с какой эффективностью выполнено задание.
Все указанные функции взаимодействия имеют большое значение, но наибольшую важность представляют первая и третья из перечисленных. Именно от того, насколько точно и понятно для исполнителя будет сформулировано распоряжение, насколько оно по форме и своей сути будет побуждать работника к эффективному выполнению задания, — настолько высоким будет и качество исполнительской деятельности. С другой стороны, адекватная оценка выполненной подчиненным работы также является необычайно важным элементом управленческого взаимодействия.
Управленческое взаимодействие по своей форме является разнообразным процессом и может быть реализовано на различных этапах управления. Пожалуй, наиболее подробное описание многообразных ситуаций и средств управленческого взаимодействия содержится в книге немецких консультантов и тренеров по управлению Б. Швальбе и X. Швальбе [Цит. по: 15, С.125-126]. Они предлагают следующий перечень: Подведение итогов; оценка деятельности; обращение; собеседование при найме на работу; доведение до сведения распорядка работы; постановка задач; помощь в повышении квалификации; объявления; замечания, связанные с работой; премирование; совещания; обсуждения; доклады по кадрово-социальным вопросам и об экономическом положении; осмотры предприятия; ведение производственной хроники; первичное ознакомление сотрудников с предприятием; составление и использование производственных справочников; обсуждения и переговоры в рамках производственного совета; составление коллективного договора; собрания производственного коллектива; обсуждение служебных обязанностей; использование диктофонной техники; обсуждение дисциплинарных проступков; анализ производственной документации; вводные курсы; предоставление рекомендаций; индивидуальные беседы; специальные доклады; общение по телефону; составление и использование справочников о фирме, листовок, различного рода формуляров; организация досуга; обсуждение деятельности руководства; обучение руководящих кадров; информирование руководства; составление производственных отчетов; использование наглядных средств; групповые совещания; составление и использование справочников для руководства, рекламных листков; информационные сообщения по предприятию; выпуск производственной газеты; информационные курсы и собрания; внутрипроизводственная реклама; вручение юбилейных адресов; проведение конференций; взаимодействие с профсоюзами; краткие сообщения и отчеты; использование громкоговорящей связи; анализ производственных показателей; составление и использование памятных записок, информационных листков; совещания сотрудников; обучение персонала; личная переписка; личная беседа; подготовка кадров; использование плакатов и диаграмм; плановые отчеты; работа специальных комиссий; аттестационные собеседования; рапорты; работа редколлегии; использование селекторной связи, демонстрационных стендов и досок; работа комиссии по техники безопасности; совещания с ответственными за соблюдением техники безопасности; использование установленных сигналов; отчеты о деятельности предприятия, содержащие данные социального характера; использование местной телефонной сети; организация приемного времени; ведение статистического учета; использование телефонной связи, магнитофонов, видео- и кинотехники; работа комиссии по проблемам рационализации производства; доклады и отчеты; использование внутренней радиосети; работа комиссии по проблемам хозяйственной деятельности предприятия; подготовка и рассылка циркуляров.
Авторы списка отмечают, что он является далеко не полным. В соответствии с рассмотренной классификацией различных аспектов менеджерского труда, все перечисленные средства управленческого труда относятся к его инструментальному аспекту. Несмотря на то, что все эти инструментальные средства перечислены в хаотическом беспорядке (авторы это сделали намеренно, чтобы подчеркнуть разнообразие управленческих взаимосвязей), можно сделать этот список более упорядоченным. Если, например, взять в качестве критерия объект (один человек или несколько) и средство (непосредственное или при помощи специальных средств) управленческого взаимодействия, то можно выделить четыре их основные группы.
Индивидуальное непосредственное взаимодействие: постановка задач, связанные с работой замечания, предоставление рекомендаций, индивидуальные беседы, вручение юбилейных адресов, личная беседа, аттестационные собеседования.
Индивидуальное опосредованное взаимодействие: использование диктофонной техники, общение по телефону, личная переписка, рапорты, организация приемного времени, использование телефонной связи.
Групповое непосредственное взаимодействие: подведение итогов, объявления, совещания, обсуждения, доклады, осмотры, собрания производственного коллектива, вводные курсы, обучение руководящих кадров, работа комиссии.
Групповое опосредованное взаимодействие: ведение производственной хроники, составление и использование производственных справочников, листовок, различного рода формуляров, использование наглядных средств, выпуск производственной газеты, использование внутренней радиосети.
Необходимо указать на отличие управленческого взаимодействия с подчиненными от деятельности работников других должностей в организации, где также распространено взаимодействие с людьми (например, диспетчер, продавец, секретарь и т. д.). Если такие специалисты занимаются преимущественно сбором, передачей или распределением информации, то руководитель в ходе своего взаимодействия с подчиненными планирует, организует и контролирует их работу, т. е. оказывает гораздо более сильное и продолжительное по времени властное воздействие. Кроме того, давно замечено, что эффективные руководители не только отдают распоряжения и контролируют их исполнение, но и стараются сделать так, чтобы у самого подчиненного возникло желание, было побуждение к качественному выполнению полученного задания.
Существенная особенность труда современного руководителя — это работа в условиях постоянного дефицита времени. Менеджер находится в ситуации, где нужно быстро принять решение по данному вопросу, наметить план действий по решению другой задачи, тут же переключиться и провести переговоры по перспективному вопросу, затем проконтролировать ход выполнения важной работы, провести короткое совещание, позвонить (ответить) по телефону и т. д. и т. п. Неудивительно, что многие руководители часто сетуют на то, что им редко хватает времени для решения всех проблем. Многие из-за дефицита времени допоздна задерживаются на работе. Это, однако, если и снимает остроту проблемы, но приводит к трудностям в других немаловажных областях жизнедеятельности руководителя, таких как отдых и семья.
В своей автобиографии один из выдающихся менеджеров современности Ли Якокка рассказывает о том, как он решил распоряжаться своим рабочим временем и готовиться к следующей рабочей неделе, оказавшись в должности президента компании Ford [19, С.22]: Ford Motors Сотрапу располагала во всем мире почти полумиллионом рабочих и служащих, и я должен был постоянно помнить, что являюсь лишь одним из них. Это означало, что иногда я не мог в течение пары недель выбрать минуту, чтобы сделать ответный телефонный звонок. Но я решил, что гораздо важнее сохранять умственную энергию, а не размениваться на то, чтобы приноравливаться к каждому. Если прежде я каждый вечер отправлялся домой на новом автомобиле, чтобы ближе познакомиться с разными моделями компании, то теперь у меня был персональный шофер. Высвободившееся время я использовал для чтения почты и ответа на нее. Но своего старого недельного распорядка я продолжал придерживаться. За исключением случаев служебных поездок, уик-энды я посвящал семье. До воскресного вечера я не притрагивался к своему портфелю. И только тогда я усаживался в библиотеке, прочитывал важные служебные бумаги и составлял себе план на предстоящую неделю. В понедельник утром я уже готов был погрузиться в дела. Того же я требовал от подчиненных, так как всегда считал, что темп, взятый боссом, превращается в темп всей команды.
Работа в условиях постоянной нехватки времени приводит к четкому планированию собственной деятельности и распорядка дня (недели, месяца, квартала и т. д.). Остается отметить, что планирование собственной управленческой деятельности обязательно должно подразумевать возможность непредвиденных событий. Если в плане не предусмотрен резерв времени на такого рода события, то каким бы продуманным, обоснованным и исполнимым он не казался его автору-менеджеру, скорее всего план не будет полностью реализован. На это важное обстоятельство не обращают внимания многие авторы, подробно описывающие процедуру планирования и реализации управленческих решений. В несколько гипертрофированной форме об этом пишет американский консультант по управлению Р.А.Маккензи [Цит. по: 15, С.38]: По дороге на работу многие руководители с оптимизмом взирают на тот огромный день, который простирается перед ними. Будучи еще под впечатлением приятного завтрака, мысли обретают крылья. К моменту прихода в офис в голове уже сложилась картина работы, которую можно выполнить только за месяц, включая и большое количество постоянно откладывавшихся дел. Затем наступает горькая реальность. В ночную смену в одном из цехов произошла поломка, и пришлось отложить два срочных заказа. Когда руководитель появляется в дверях, в приемной его встречает мрачный заместитель президента компании по сбыту продукции, и они отправляются в цех. Через два часа, когда, наконец, руководитель возвращается в офис, выясняется, что там его уже ждут три человека и, кроме того, ему надо ответить на пять телефонных звонков. В таких хлопотах проходит еще один день из многих. Возвращаясь домой к позднему ужину, руководитель, постукивая пальцами по рулю, недоуменно спрашивает себя: «Так что же все-таки я собирался сделать сегодня?»
Современный менеджер — это своего рода психолог. Он хорошо знает своих подчиненных и умеет отбирать людей, мотивировать и объединять их в эффективные группы. Менеджер знает основные законодательные акты, действующие в сфере его деятельности, что позволяет ему избегать нежелательных явлений.
Многие менеджеры терпят неудачу лишь потому, что не научились рационально использовать свое время, не сумели правильно определить цели, на которые следовало сосредоточить всю деятельность организации.
Эффективная деятельность менеджера во многом определяется наличием и выраженностью целого спектра его личностных особенностей. Под личностью принято понимать системное качество человека, характеризующее его психологический облик, которое формируется и проявляется в ходе профессиональной деятельности и общения [12].
- Как уже указывалось выше, существует много различных подходов к выделению личностных характеристик руководителей. Специалисты Института диагностики менеджмента (Гамбург) выделяют четыре интегральных качества личности эффективных менеджеров:
- Умственные способности (способности давать оценку; творческое, комплексное, единообразное, аналитическое мышления).
- Социальное отношение (контактоспособность; коммуникационная способность; сила убеждения; напористость; сотрудничество, способность работать в команде).
- Отношение к работе (интересы; мотивация; стремление к успеху; гибкость; общительность; надежность).
- Отношение к работе (воспринимаемая нагрузка; инициатива; принятие решений; способность к планированию; организованность; контроль).
Несколько иной подход, связанный, прежде всего, с акцентом на профессиональные знания и умения менеджера, реализован в классификации К.Брокхофа. В соответствии с этим подходом выделяются следующие восемь ключевых характеристик:
- овладение менеджером технологиями и инновациями;
- готовность к интернационализации менеджмента;
- способность к овладению более сложным комплексом принятия решений;
- способность общения с теми, кто помогает принять решение;
- высокая степень гибкости при внедрении работ (интернационализация, применение капитала);
- работа с различными системами мотивации;
- готовность к риску и упорному труду;
- знание людей для выбора сотрудников и руководства ими.
Подробный анализ черт личности современных руководителей содержится в монографии Р.Л.Кричевского. На основе собственных исследований и работах зарубежных авторов, он перечисляет наиболее часто упоминаемые черты личности менеджеров, которые обеспечивают эффективность руководства. В этот набор входят:
- доминантность (возможность оказывать непосредственное влияние на окружающих);
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- креативность (наличие способностей к творческому рассмотрению и разрешению управленческих задач);
- стремление к достижению (нацеленность на достижение поставленной цели возможными средствами, готовность пойти ради этого на известный риск);
- ответственность.
Вывод по 1 главе
Я решила попробовать составить профессиограму менеджера по управлению персоналом.
Профессиограма - это описание особенностей ее конкретной профессии раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку
Менеджер по УП
1.1 Требования к кандидату
Личностные качества:
- здравый смысл;
- творческий подход к делу; общительность;
- качества лидера;
- сочувствие людям;
- психологическая устойчивость;
- доброжелательность;
- гибкость;
- терпеливость;
- аналитические способности;
- бережливость.
Общепрофессиональные умения и навыки:
- умения управлять людьми
- организационные способности;
- умение убеждать;
- умение вести деловые переговоры;
- владение навыками делового общения и сотрудничества;
- владение менеджерской техникой;
- умение контролировать;
- базовые знания по психологии;
- владение техническими средствами;
- готовность работать в экстремальных ситуациях;
- опыт продуктивной работы;
- опыт работы;
- умение работать в команде.
- способность управлять собой
- четкие личные цели
1.2 Образование
Желательно университетское образование, специальная подготовка.
Необходим опыт работы в организации. Опыт работы за рубежом является дополнительным плюсом.
1.3 описание видов работы
- подбор, отбор персонала
- выдача распорядительной информации
- получение обратной информации
- общения с людьми
- эффективно управлять и правильно ставить перед собой задачи
- достигать поставленных целей и т.д
1.4 Виды ответственности
- собственная ответственность (обязанность лиц отвечать за собственные управленческие решения и действия)
- перекладывание ответственности на подчиненных
- чужая ответственность (характеризует обязанность отвечать за решения и действия, подчиненных менеджеру лиц, которое его решением предоставлены полномочия принятия решений)
-ответственность перед собой (осознание собственной вины за возникновения отклонений в результате работы)
2. Организация труда эффективного менеджера