ВВЕДЕНИЕ
Переход России к экономике рыночного типа потребовал глубоких преобразований, в том числе организация рынков в сфере важнейших ресурсов. Важным из их числа для становления и развития рыночной экономики является рынок ценных бумаг, поскольку, в силу присущей ему специфики, помимо функционального назначения он имеет большое социально- политическое значение, в широком смысле являясь идеологическим выражением рыночной экономики. Переход к рыночной экономике означает становление и развитие рыночных механизмов регулирования экономики, важнейшим из которых является обращение (рынок) ценных бумаг. Переживаемое российским обществом время кризиса и нестабильности особенно подчеркивает важность, с одной стороны, систематизированных макроэкономических представлений, с другой стороны, конкретных экономических знаний повседневного характера в правильном понимании и практическом применении возможностей фондового рынка, в повышении общей эффективности экономики и в решении ряда важных проблем социального характера. Необходимо полное осознание того факта, что в экономике рыночного типа именно фондовые рынки и ценные бумаги являются основным источником финансирования производительной сферы и государственных нужд. Посредством механизма эмитирования, размещения, оборот от ценных бумаг на вторичных рынках формируется необходимые инвестиционные источники модернизации всех сфер экономики, в которых так остро нуждается сейчас Россия. Международный опыт показывает, что с помощью реально действующего рынка ценных бумаг происходит мобилизация и перераспределение финансовых ресурсов между отраслями, концентрация их наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.
|
|
Целью курсовой работы является изучение особенностей эволюции рынка ценных бумаг, для этого рассматриваются следующие задачи: становление РЦБ в России, регулирование РЦБ, реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития.
В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Сейчас в Российской Федерации активно функционируют такие биржи, как ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская, Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская биржи… Как видно фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.
|
|
Глава 1 Становление РЦБ в России
Формирование РЦБ в царской России
Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет (1769-1913 гг.) в тесной связи с эволюцией экономики и политикой страны. Здесь можно выделить три периода.
Первый период - с 1769 г. до конца 50-х гг. XIX в. – время возникновения и начала становления рынка ценных бумаг, когда происходило преимущественно обращение государственных ценных бумаг.
Второй период - с 60-х гг. XIX в. по 1897 г. – совпал с завершением денежной реформы (введением “золотой валюты”). Этот период считается важнейшим, так как охватывает интенсивное развитие рынка ценных бумаг.
Третий период - с 1897 по 1913 г. (начало первой мировой войны) -соответствует чертам становления “зрелого” рынка ценных бумаг.
В России, как и в других европейских странах, первыми фондовыми ценностями на зарождающемся финансовом рынке выступали государственные ценные бумаги (ГЦБ). До возникновения ГЦБ главными источниками покрытия чрезвычайных расходов государства служили заимствование средств у государственных кредитных учреждений и эмиссия бумажных денег. Непрерывные войны заставляли правительство искать новые источники финансирования. В 1769 г. (при Екатерине II) впервые появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России, который был размещен на голландском рынке через посредника-банкира, исходя из 5% годовых сроком на 10 лет. Затем правительство уже от своего имени выпустило ряд внешних займов путем заключения соглашений с посредниками-банкирами, как правило, голландскими; на их имя были оформлены облигации займов. Это делалось по той причине, что в то время отсутствовали взаимосвязи российского и зарубежного рынков, доверие иностранных инвесторов к России.
Однако основным источником покрытия бюджетного дефицита оставался выпуск бумажных денег. Чрезмерная эмиссия ассигнаций приводила к развитию инфляционного процесса. Обесценение ассигнаций изменяло реальную величину доходов казны. Неустойчивое денежное обращение вредило торговле и кредиту. Правительство по “Плану финансов”, предложенному М. М. Сперанским, приступило к выпуску внутренних процентных долговых обязательств – облигаций долгосрочного государственного займа для трансформации части текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций.
В манифесте от 2 февраля 1810 г. заявлялось о прекращении эмиссии ассигнаций и выпуске внутреннего государственного займа для погашения бумажно-денежного долга. В мае того же года был выпущен 6%-ный семилетний займ на 100 млн руб. ассигнациями – первый внутренний государственный займ России. Займ был реализован лишь на 3,2 млн руб. Причины неудачи заключались в дефиците долгосрочных свободных капиталов и недоверии имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.
До проведения первой денежной реформы (1839-1841 гг.) правительство выпустило также долговые процентные бумаги другого вида: “краткосрочные казначейские обязательства” (первый выпуск – в 1812 г.) и четырехлетние билеты Государственного казначейства-серии (первый выпуск в 1831 г.). Обоим был придан характер бумажных денежных знаков. Они принимались во все казенные платежи. Их выпуск способствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассигнаций. В результате реформы 1839-1843 гг. была установлена система серебряного монометаллизма с обращением кредитных билетов – новых бумажных денежных знаков, разменных на серебро и заменивших ассигнации. Однако при хроническом дефиците бюджета использование эмиссии бумажных денег не было прекращено. Правительство непрерывно выпускало кредитные билеты и билеты казначейства (серии). В 1858 г. размен кредитных билетов на серебро был прекращен. “Серебряное обращение” перестало существовать.
|
|
Отменив крепостное право, Россия поднялась на новую ступень развития. С учетом улучшения состояния государственного бюджета и увеличения золотого запаса появилась возможность провести новую денежную реформу. Это увенчалось успехом. В 1897 г. была введена “Золотая валюта”. Предел эмиссии кредитных билетов определился в сумме 600 млн руб., которая на 50% покрывалась золотом, на 50% -коммерческими векселями.
В период подготовки и проведения денежной реформы был выпущен ряд новых облигационных займов. В частности, банковские билеты и казначейские билеты. Они были подобны билетам казначейства (сериям). Но их эмитентом был Государственный банк, а не Министерство финансов.
В то время выпускались государственные 4%-ные бессрочные ренты в крупном масштабе, что превратило их в основную форму государственных займов. В 1895 г. купоны 4%-ных рент начали свободно обращаться в качестве денежных знаков.
В истории ценных бумаг России особое место заняли государственные ценные бумаги железнодорожных займов, представившие собой инструмент инвестиционной политики правительства.
Первоначально в железнодорожном деле в качестве инвестора выступало казначейство, используя выпуск правительственных железнодорожных облигаций. Например, с 1851 по 1893 г. построена линия “Москва-Петербург” на средства, полученные от пяти внешних облигационных займов.
|
|
Чтобы облегчить финансовое бремя государства, по инициативе Александра II началось применение системы железнодорожных гарантий. Ее сущность заключалась в обеспечении правительством доходности капитала в виде ценных бумаг, вложенного в железнодорожные предприятия. Появившиеся в России гарантированные правительством железнодорожные ценные бумаги частных акционерных обществ знаменовали наступление эпохи интенсивного строительства железных дорог в Российской империи.
Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развивались ценные бумаги во взаимосвязи с деятельностью хозяйственных субъектов. В первую очередь это относится к векселям и акциям.
В России первый Вексельный устав был составлен при Петре I по образцу Лейпцигского вексельного устава. В XVIII-XIX вв., как отмечалось ранее, он неоднократно подвергался переработке. В 1902 г. был утвержден новый вексельный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными по иностранным образцам. По мере развития банковской системы России расширялось кредитование хозяйства под залог векселей и в форме их учета.
Активизация обращения векселей в начале XX в. объяснялась утверждением капиталистических отношений как в промышленности, сельском хозяйстве, так и в торговле.
После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке.
Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное время. К 1861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в размере 100 млн руб., в том числе 35 млн руб. – в промышленности. К 1881 г. число акционерных обществ увеличилось до 635, а капиталы – до 840 млн руб. Крупные акционерные капиталы и облигационные займы железнодорожных акционерных обществ имели правительственную гарантию и относились к сфере производительного государственного кредита.
Во время экономического подъема 90-х гг. XIX в. число акционерных обществ удвоилось. Их капиталы достигли 2,4 млрд руб., в том числе капиталы акционерных обществ в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд руб. К 1914 г. 2235 акционерных обществ имели капиталы в сумме 4,7 млрд руб. Из них на долю 1621 промышленного акционерного общества приходилось 3,2 млрд руб.
Акционерные общества дореволюционной России занимали ведущее положение в фабрично-заводской промышленности. На них производилось 60% промышленной продукции.
Для ограждения интересов мелких капиталистов и населения в России, в отличие от Запада, устанавливалось предельное число голосов, которые мог иметь один акционер на общем собрании акционерного общества. Акционерные общества формировались в России на принципах более демократичных, чем в других странах.
С 1810 г., когда Россия выпустила первый внутренний государственный займ, началась история формирования ее фондового рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых обращались ценные бумаги.
В России первая товарная и вексельная биржа была официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра I. Большинство бирж было организовано во второй половине XIX в. В 1914 г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд руб., а также облигации государственных и гарантированных государством займов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки.
В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали создаваться биржевые комитеты. Первый биржевой комитет возник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский биржевой комитет возник в 1832 г. В 1831 г. было утверждено Положение о биржевых комитетах и биржевых маклерах.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг началось в XVIII в. В 1769 г. в России был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциации в иностранных землях, который отвечал за ведение всех дел по внешним займам.
В 1810 г. была утверждена Комиссия погашения государственного Долга. На основе ее Устава (1817 г.) была учреждена Государственная долговая книга. Это явилось важным шагом в документировании государственного долга. Почти все выпущенные в России и за границей государственные займы были занесены в долговую книгу.
Усиление государственного регулирования фондового рынка осуществлялось в течение 1900-1914 гг., т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в стране.
К началу XX в. уже сложился биржевой механизм и проводились довольно крупные операции с ценными бумагами. Особое место на фондовом рынке России занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Отдел был образован как акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Министерства финансов.
В 1901 г. Правительство России приняло “Правила для Фондового отдела при Санкт-Петербургской бирже”. Эти правила знаменовали собой начало проведения крупной биржевой реформы. Предполагалось, что в последующие годы аналогичные отделы будут созданы и на других биржах, где активно развивалась торговля ценными бумагами.
Биржевая реформа включала создание Совета фондового отдела Санкт-Петербурской биржи. При допуске облигаций и акций к обращению на бирже Совет фондового отдела руководствовался “Правилами о допущении бумаг к котировке на Фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи”, утвержденными Министерством финансов 5 сентября 1902 г. В годы промышленного подъема (1909-1913 гг.) Санкт-Петербургская биржа превратилась в место торговли главным образом дивидендными бумагами (акциями). Что касается остальных бирж – операции с ценными бумагами имели ограниченное значение. На Московской бирже размещались разного рода облигации, на Варшавской, Киевской, Одесской и Рижской биржах – акции местных предприятий и т.д. Следует учесть, что на биржах совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами. Значительный по объему внебиржевой оборот формировался в результате операций с ценными бумагами, которые производили различные кредитные учреждения, прежде всего банки.
Банки выдавали ссуды под ценные бумаги, котируемые на бирже, по ним должна быть установлена рыночная цена. Такой кредит имел пгоомное значение. Он облегчал размещение ценных бумаг, можно было купить большое количество бумаг. Такой кредит задерживал падение курсов, так как давал возможность владельцам ценных бумаг не продавать их во время спада цен, а дожидаться более благоприятной ситуации. Создавался своеобразный тип “твердого держателя” – владеющих пенными бумагами с помощью банковского кредита. Прямым следствием развития кредита под залог ценных бумаг, а также формирования собственных портфелей ценных бумаг была концентрация в банках огромных пакетов акций. Государственное регулирование фондовой деятельности было важно и целесообразно для эффективного развития фондовых бирж, особенно в стадии формирования рынка ценных бумаг.