Формирование функциональных обязанностей структурных подразделений туроператора

Как правило, организации ставят перед собой и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими им приходится решать текущие и оперативные цели и задачи. Кроме экономических перед туристскими организациями стоят социальные, организационные, инновационные и технологические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям.

В качестве примера рассмотрим процесс установления целей по функциональным подсистемам (структурным подразделениям, отделам) туроператора (табл.). В реальных условиях цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

 

Примерные формулировки целей

функциональных подсистем туроператора

 

Функциональная подсистема Ключевая цель
Маркетинговая служба Выйти на первое место по продаже туров и услуг на конкретном рынке
Отдел планирования и разработки туристских программ Обеспечивать разработку качественных программ обслуживания, имеющих свои особенности, привлекая для этого наиболее надежных поставщиков услуг
Финансовая служба Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Отдел цен и тарифов Обеспечить расчет привлекательных, конкурентоспособных и рентабельных цен, дающий туристам возможность пользования льготами и скидками по разным категориям
Технологические отделы обслуживания (по направлениям или по видам туризма) Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве туров и их оформлении для индивидуальных, корпоративных клиентов и турагентов. Поддерживать хорошие партнерские взаимоотношения с поставщиками услуг, мотивируя повышение качества их работы
Транспортный отдел Обеспечивать высокое качество предоставления транспортных услуг туристам; эффективные взаимоотношения с транспортными компаниями, предоставляющими качественное обслуживание по специальным льготным тарифам.
Рекламно-информационный отдел Обеспечивать высокое качество рекламно-информационной продукции, удобных в использовании и достоверных каталогов. Проводить эффективные мероприятия в области паблик рилейшнз, выставочном движении с учетом целей, задач, а также финансовых возможностей организации
Отдел кадров Обеспечить подбор и наем высококвалифицированных туристских кадров, постоянное повышение квалификации работников
Общий менеджмент Определять критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение намеченных результатов; обеспечивать условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышение уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе (последнее может быть выделено в крупной компании в задачи службы менеджмента персонала)

 

Процессный подход в управлении позволяет не только выделить этапы, отдельные операции бизнес-процесса, но и распределить обязанности между сотрудниками по каждому бизнес-процессу, построив матрицу распределения ответственности. (Приложение 1)

                     
 
 

 


Рис 3. Основные виды деятельности турфирм

 

В процессе обоснования организационной системы управления туристского предприятия, как правило, решаются следующие задачи: определение типа структуры управления: уточнение количества и состава подразделений по уровням управления; численность административно-управленческого персонала; характер соподчиненности между звеньями управления; расчет затрат на содержание аппарата управления. В результате для каждого структурного подразделения устанавливаются взаимосвязи, полномочия, ответственность, права подразделений и отдельных участников.

В общем виде функции управления турфирмой можно представить в виде таблицы.

Таблица. Направление и виды работ в туристской фирме

Изучение и прогнозирование конъюнктуры туристского рынка Обеспечение коммерческой деятельности информацией о конъюнктуре (соотношении спроса и предложения на рынке), ценах, поставках и конкурентах. Анализ конкурентоспособности туристской продукции и услуг, а также требовании, предъявляемых к качеству туристской продукции и услуг на рынке
Оценка собственных возможностей и определение целей фирмы Составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, определяющих возможные направления будущего развития туристской фирмы
Материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности турфирмы Обеспечение туристской фирмы денежными средствами, персоналом, материально-техническим оснащением, помещением и др.
Активизация деятельности персонала, работающего в туристской организации Материальное и моральное стимулирование персонала. Повышение профессиональной квалификации персонала. Создание условий для проявления творческого потенциала работников
Деятельность по производству туристского продукта или услуги Создание конкурентоспособного продукта и услуг. Решение организационных, технических, технологических вопросов туристской деятельности
Выбор партнеров и поставщиков, проведение переговоров Переписка, переговоры с поставщиками услуг и партнерами по бизнесу, заключение контрактов. Юридическое сопровождение туристской деятельности
Сбытовая деятельность Развитие корпоративной и агентской сети. Развитие новых направлений бизнеса. Использование в сбытовой политике современных компьютерных технологий
Реализация рекламной политики Осуществление рекламных мероприятий с целью расширения сбыта туристского продукта и услуг. Участие туристской фирмы в выставках, ярмарках, семинарах, конференциях, рекламных турах
Анализ, контроль и координация деятельности отделов (сотрудников) Ведение учета и составление отчетности в установленном порядке. Организация и анализ кредитных и расчетных операций, контроль за их осуществлением. Достижение согласованности в работе всех звеньев туристской фирмы. Оснащение фирмы современными технологиями работы, средствами коммуникации и связи.

Рассмотрим типовую организационную структуру компании - крупного туроператора (Приложение 2), структурные подразделения и функции, закрепленные за ними, затем проведем анализ структуры и выявим недостатки в управлении.

Функциональные обязанности сотрудников такого предприятия:

1.Генеральный директор принимает все решения по обеспечению непрерывного бизнес-цикла компании, реализует утвержденную стратегию и организует достижение целевых установок.

2.Главный бухгалтер ответственен за следующие задачи:

· осуществление организации бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и контроля за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранность собственности предприятия;

· формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете;

· участие в проведении экономического анализа хозяйственно- финансовой деятельности предприятия;

· обеспечение составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств и другой бухгалтерской и статистической отчетности;

· руководство работниками бухгалтерской службы предприятия.

3.Начальник финансового отдела отвечает за управление движением денежных средств и решает следующие задачи:

· управление (учет) движением денежных средств;

· контроль за использованием оборотных средств предприятия, кредитов;

· анализ финансово-экономического состояния предприятия;

· разработка учетной политики;

· контроль состояния кредиторской и дебиторской задолженности.

4.Заместитель генерального директора по въездному туризму отвечает за организацию приема и обслуживания иностранных туристов на территории РФ. Отдел въездного туризма ответственен:

· за поиск партнеров за рубежом, направляющих туристов в Россию;

· участие в международных, региональных выставках и рабочих встречах;

· заключение договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами и российскими агентствами;

· поиск новых перспективных объектов показа в городах РФ.

5. Целью деятельности отдела управления качеством является контроль качества турпродукта в целях поддержания его конкурентоспособности. Отдел обеспечивает следующие задачи:

· контроль за соблюдением утвержденных бизнес-процесов и стандартов качества;

· разработку предложений по оптимизации бизнес-процессов и корректировку стандартов качества.

6.Заместитель генерального директора по PR и рекламе несет ответственность за следующие задачи:

· координацию процесса разработки предложений по оптимизации ассортиментной, ценовой, сбытовой политики компании, рекламной и PR- деятельности;

· планирование и контроль за проведением PR-мероприятий и рекламных кампаний;

· управление брендингом;

· контроль процесса разработки фирменного стиля компании;

· формирование рекламного и PR- бюджета и контроль составления отчетов по выполнению указанных бюджетов;

· руководство работой отдела рекламы и PR.

7. Заместитель генерального директора по работе с клиентами решает следующие задачи:

· разработка политики выстраивания конструктивных деловых взаимоотношений компании с клиентами;

· контроль удовлетворенностью клиентов (агентств – лидеров продаж) деловыми взаимоотношениями с компанией;

· решение проблемных ситуаций, возникающих с агентствами – лидерами продаж;

· подготовка аналитических отчетов о деятельности группы кураторов и информационного центра;

· проработка вариантов оптимизации технологии работы с клиентами;

· организация, координация и контроль деятельности подчиненных.

8. Руководитель Call-центра руководит обеспечением:

· информационного обслуживания агентств, корпоративных и частных клиентов по телефону, e-mail и конференции на сайте компании;

· информирования клиентов о продукте (рекомендации по отелям, курортам и т.д.) при необходимости переключения звонков в соответствующие отделы.

9. Руководитель отдела внешних связей отвечает за следующие задачи:

1. Работа с иностранными партнерами:

· обмен информации с партнером на предмет подтверждения отелей и услуг;

· оптимизация загрузки ресурсов;

· получение информации от партнеров о предоставлении квоты мест в отелях на гарантийных условиях и свободной продажи;

· решение проблемных ситуаций с партнером (перепродажа, неподтверждение).

2. Отчетно-информационная работа:

· мониторинг баз данных с точки зрения корректности внесения информации по гарантийным отелям;

· передача смежным отделам информации от партнеров;

· введение общей переписки и хранение архива final-листов.

10. Руководитель отдела автоматизации, тарифов и БД (баз данных) отвечает за:

· участие в формировании продукта:

v внесение в базы данных цен и блоков на базовые услуги;

v формирование прайс-листа;

v наполнение баз данных справочной информацией по туристскому продукту;

· оперативное изменение ресурсов в БД – отражение изменений информации на сайте и контроль рассылки.

11.Основной функцией деятельности службы бронирования заявок является обработка заявок, полученных по факсу и e-mail’у, уточнение недостающих параметров заявки у клиентов, возможным альтернатив при невозможности удовлетворения заявки, внесение изменений по заявке, а также проставление формальных штрафов по аннулированным заявкам.

12.Основными функциями визовой службы являются:

· прием документов на визовое оформление;

· работа с консульствами:

v поддержка конструктивных отношений с консульствами;

v обработка документов в соответствии с требованиями консульств и отражения информации в БД;

v передачу документов в консульство и получение их обратно;

· минимизация количества отказов до уровня, утвержденного стандартами компании.

13.Транспортная служба выполняет следующие функции:

· управление загрузкой рейсов;

· выписка проездных документов;

· организация деятельности отдела.

14.За отделом управления персоналом закреплены следующие функции:

· обеспечение реализации кадровой стратегии и кадровых политик с целью достижения стратегических целей компании;

· планирование, руководство поиском и профессиональным отбором персонала с целью удовлетворения потребности компании в кадрах;

· обеспечение внедрения системы мотивации, материального и нематериального стимулирования персонала с целью достижения целевых установок;

· анализ и предоставление аналитической и оперативной кадровой информации руководству компании;

· контроль разработки и внедрения организационно-распорядительных, регламентирующих и нормативных документов по управлению компанией.

15. Целью административно-хозяйственного отдела является административное, хозяйственное, материально-техническое и социально-бытовое обслуживание компании и ее подразделений. Задачи отдела следующие:

· материально-техническое обеспечение деятельности компании;

· содержание в надлежащем состоянии всех помещений, мебели, оргтехники и обеспечение чистоты и порядка;

· работа с таможенными службами;

· обеспечение компании печатной продукцией.

16.Основной целью деятельности филиалов является продвижение услуг компании на туристском рынке, при этом они ответственны за следующие задачи:

· активизация работы локальных заказчиков;

· информационная поддержка агентств;

· мониторинг туристского рынка вверенного региона;

· продвижение продукта компании во вверенном регионе.

Поскольку в Приложении 2 представлена реальная организационная структура конкретного туроператора, то она имеет некоторые недостатки:

· превышение нормы управления (Генеральному директору подчиняется 13 объектов управления при рекомендуемой норме 6-8 объектов);

· данная организационная структура построена по организационно-производственному принципу, т.е. наряду с производственным подходом (дается название отделов) используется организационный (дается название должностей), что является нежелательным (рекомендуется использовать в одной организационной структуре либо производственный, либо организационный подход.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: