Глава 2 Мировая экономическая система и место России в ней

2.1 Общая характеристика экономических связей России и За­падной Европы.

В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности внешнеторговых связей России. Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация внешнеэкономической деятельнос­ти в России и растущее участие частного капитала во внешнетор­говых операциях повлекли за собой резкий рост доли развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России.

В настоящее время Западная Европа, в особенности Европей­ский Союз, США и Япония занимают ведущее место в торговых, инвестиционных и научно-технических связях России. Эти же страны являются крупнейшими внешнеторговыми кредиторами России и важным источником других финансовых поступлений.

ЕС - главный экономический партнер Российс­кой Федерации. ЕС - крупнейшая интеграционная группировка, объединяющая 15 стран: Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Великобританию, Данию, Ирландию, Грецию, Испанию, Португалию, Швецию, Финляндию и Авст­рию. Во второй половине 90-х гг. его удельный вес в российской внешней торговле колебался в пределах 31-37%, тогда как доля стран СНГ составляла 17-21%, доля стран Центральной и Вос­точной Европы (ДВЕ) - 11-14%, США - 6-9, Китая - 4-5, Япо­нии - 3-3,5, Швейцарии и других западноевропейских стран, не входящих в ЕС, - 3, стран Азии, Африки и Латинской Америки (в целом) - 14-16%). В перспективе доля ЕС с учетом будущего вступления в него десяти стран ЦВЕ составит 45-50% ее внешней торговли. Западная Европа выступает также крупнейшим инвес­тором России, хотя в этой сфере экономических отношений она испытывает мощную конкуренцию со стороны Соединенных Штатов Америки. Доля ЕС в иностранных вложениях, накоплен­ных к началу 2000 г., составляла 57-58%, в том числе в прямых инвестициях - 37-38%; доля США - соответственно 22 и 36%[18].

С начала 1992 г. и вплоть до августа 1998 г. экономическое сотрудничество между ЕС и Россией развивалось по восходящей линии, хотя и не без трудностей. На первых порах значительный эффект дала отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и широкая, даже чрезмерная, либерализация торговых связей, открывшая путь на внешние рынки десяткам тысяч рос­сийских предприятий, не считая мелкий бизнес - миллионы «чел­ночников», общий оборот которых исчисляется в миллиардах дол­ларов. Россия и Европейский Союз подписали 24 июня 1994 г. соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 декабря 1997 г.

Казалось бы, это должно было дать дополнительный импульс динамике экономических связей между Россией и Западной Ев­ропой. Однако уже в 1998 г. они оказались в состоянии кризиса, который проявился в трех важнейших областях - торговой, ин­вестиционной и валютно-финансовой. В торговле впервые после 1992 г. произошло абсолютное сокращение стоимости товарообо­рота. Впервые сократился и объем прямых иностранных инвес­тиций в российскую экономику, в том числе западноевропейс­ких. Кульминацией кризиса в сфере валютно-финансовых отно­шений стало решение о временном замораживании выплат по внешним и внутренним долгам России, принятое Правительством во главе с С. Кириенко 17 августа 1998 г[19].

Во всех трех областях негативная динамика спровоцирована конкретными обстоятельствами, но в ее основе лежат структур­ные факторы: колоссальные экономические деформации и дисп­ропорции; незавершенность процессов формирования основ рыночного хозяйства, в том числе его правовой базы; непоследовательность и ошибки внутренней политики сменявшихся прави­тельств; огромная теневая экономика; политическая и социальная нестабильность; слабость государства и его неспособность обес­печивать выполнение уже принятых законов; разгул коррупции и преступности и др[20].

Возможности динамичного развития экономического сотруд­ничества между Россией и ЕС будут расширяться в той мере, в какой она будет продвигаться по пути структурных преобразо­ваний и преодолевать перечисленные и иные деформации и изъя­ны. Долговременными факторами, благоприятствующими раз­витию устойчивых экономических связей между Россией и Запад­ной Европой, являются:

• Взаимодополняемость их хозяйств, в большой степени обус­ловленная их структурой и различиями в распределении и обес­печенности природными ресурсами;

• географическое соседство и наличие разнообразных и чрез­вычайно разветвленных транспортных сетей;

• традиционный характер хозяйственных связей, развивавших­ся со времен раннего средневековья, и соответственно богатый опыт хозяйственного сотрудничества, отчасти сохранившийся даже в условиях противостояния двух общественных систем и коренных различий между экономическими системами;

• давние культурные связи, облегчающие взаимопонимание, в том числе и в деловой сфере.

При этом надо отдавать себе отчет в том, что даже при усло­вии возобновления роста экономики и усиления структурных из­менений в российской экономике в начавшемся первом десяти­летии XXI в. отмеченные негативные факторы так или иначе бу­дут действовать длительное время и, в частности, влиять на характер и динамику экономического сотрудничества России с внешним миром, в том числе с ЕС и Западной Европой в целом[21].

Новые аспекты отношений между Россией и ЕС: евро и расши­рение Союза.

В СПС не упоминаются ни экономический и валют­ный союз (ЭВС), к созданию которого приступил ЕС, ни его будущее расширение на восток. В настоящее время оба направ­ления развития европейской интеграции непосредственно затра­гивают практические взаимоотношения России и ЕС.

Евро введено в обращение как платежное средство в безна­личных расчетах с 1 января 1999 г., с 1 января 2002 г. - и в виде банкнот и монет, используемых в наличных расчетах наряду с национальными валютами государств, участвующих в ЭВС. С 1 марта 2002 г. евро становится единственной валютой в этих странах, а немецкие марки, франки, лиры, песеты и т.д. превра­щаются в музейные экспонаты. Стратегически Россия заинтере­сована в том, чтобы евро утвердилась как валюта, играющая са­мостоятельную роль в международной валютной системе, так как на долю ЕС и стран-кандидатов приходится около 50% ее внеш­ней торговли и более 50% всех иностранных вложений в ее эко­номику. Введение евро позволит России, как и любой третьей стране (т.е. не входящей в ЕС), маневрировать при изменении ва­лютного курса, состава валютных резервов, валютной структу­ры внешних заимствований и торговли. Перед ней открывается возможность ослабить свою зависимость от доллара. Ориента­ция России на евро может стать дополнительным фактором ук­репления международных позиций новой европейской валюты. На практике Россия будет диверсифицировать свою валютную политику с учетом темпов утверждения евро как второй между­народной резервной валюты[22].

Что касается расширения ЕС, то Россия является одним из государств, которое в наибольшей степени затрагивает этот про­цесс. На долю вступающих в ЕС стран Центральной Европы при­ходятся 15% ее внешней торговли. Через них проходят транспор­тные коммуникации, соединяющие ее с Западной Европой, а так же трубопроводы, по которым она экспортирует туда нефть и газ. После того как в ЕС вступят Польша и Литва, Калининградская область превратится в анклав, расположенный внутри Союза.

В декабре 2000 г. Совет министров ЕС, заседающий в составе глав государств и правительств 15 стран ЕС, впервые назвал при­мерную дату фактического начала расширения - 2004 г. Это не­сколько облегчает оценку его последствий для России. По мне­нию большинства российских экспертов, они будут неоднознач­ными. По предварительным оценкам, и при условии, что начавшийся в 2000 г. рост национальной экономики приобретет устойчивый характер, Россия может выиграть благодаря: 1) рас­пространению на вступающие страны общих таможенных тари­фов ЕС, которые на 3,6 пункта ниже, чем средний уровень их та­рифов в торговле с Россией; 2) унификации таможенных проце­дур и совершенствованию таможенных служб в этих странах; 3) отмене всех количественных ограничений в торговле этих стран с Россией в соответствии с действующими соглашениями между Россией и ЕС; 4) унификации условий транзита товаров через территорию государств-членов ЕС, что также предусмотрено эти­ми соглашениями; 5) в целом благодаря сравнительным преиму­ществам экономического взаимодействия с расширенным единым рынком ЕС.

Перечень возможных негативных последствий для России та­ков: возможность применения новыми членами ЕС его антидем­пингового законодательства; их переход на действующие в ЕС более высокие стандарты и условия сертификации, которые зак­роют доступ некоторым видам экспортируемой туда российской продукции; ухудшение условий взаимной торговли сельскохозяй­ственной продукцией между Россией и этими странами из-за их присоединения к общей аграрной политике ЕС.

Что касается последующего партнерства и сотрудничества с Евросоюзом, то ключевой вопрос российской стратегии в Евро­пе может быть сформулирован таким образом: надо ли России стремиться к полноправному членству в ЕС?

Объективный анализ показывает, что это:

• нереально по той причине, что государства-члены ЕС не согласятся на вступление России, поскольку Евросоюз не в состоянии «переварить» огромного восточного соседа со всеми его историческими, экономическими, социальными, геополити­ческими и культурными особенностями;

• не соответствует стратегическим целям России, поскольку у нее есть жизненно важные интересы в таких удаленных от Евро­пы регионах, как Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия, бассейн Тихого океана;

• обязательства и процедуры принятия решений, которым дол­жны следовать члены ЕС, слишком сковывали бы свободу дей­ствий России на международной арене[23].

Целесообразна иная стратегическая цель - интеграция в Ев­ропейское экономическое пространство (ЕЭП), оформленная осо­бым соглашением между Россией и ЕС. Это предусматривается в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Так, в ст. 1 СПС отмечается, что одной из его целей является «обеспечение соот­ветствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе». В принятом в 1999 г. документе «Коллективная стратегия ЕС по отношению к России» уточняется, что речь идет об интеграции России «в об­щеевропейское экономическое и социальное пространство», что подразумевает свободу движения не только товаров, но и услуг, капиталов и лиц. Идея создания «единых европейских про­странств», прежде всего единого экономического пространства, отражена и в ответном документе «Стратегия России в отноше­ниях с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)»[24]. Очевидно, что достижение этой стратегической цели потребует, по крайней мере, двух-трех десятилетий. Промежуточными этапами на пути к ней могут быть:

• развитие сотрудничества на основе действующего СПС, зак­люченного на десять лет;

• по истечении этого срока или несколько позже, что более вероятно, СПС могло бы быть дополнено (заменено) соглашени­ем о создании общей зоны свободной торговли, возможность которой предусмотрена нынешним соглашением:

Согласно ст. 3 СПС изучение возможностей создания такой зоны должно было начаться еще в 1998 г. Однако Стороны пока не приступили к этой работе и, учитывая реальное состояние рос­сийской экономики, займутся ею не скоро. Главной задачей в ближайшие годы будет максимальное использование возможно­стей развития экономических связей на базе действующего Со­глашения в целях осуществления структурной перестройки рос­сийской экономики и ее интеграции в мировое хозяйство[25].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: